Какую технику использовали древнерусские ремесленники?
Содержание:
- Мезенская роспись
- Палехская миниатюра
- Варнавинская резьба по кости
- Жостовская роспись
- В словаре Даля
- Современный мир
- Филигрань
- Вятское кружево
- Подопечные великого бога
- Литература
- Зарождение ремесел
- Тайны древних украшений
- Промысел и его виды
- Оренбургский пуховый платок
- Городецкая роспись
- Похожие термины:
- Народные промыслы в современной России
- Кузнечные комплексы
- В словаре Фасмера Макса
- Развитие ремесла
- Ремесло сегодня
- В словаре Энциклопедии
- Шемогодская прорезная береста
Мезенская роспись
Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.
Мезенская роспись на подносе
Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
Мезенская роспись на разделочной доске
В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.
Палехская миниатюра
В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. (Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье «Приключения француза в старообрядческой России»).
Палехская лаковая миниатюра
После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.
Палехская лаковая миниатюра
Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.
Варнавинская резьба по кости
Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.
Варнавинская резьба по кости
Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.
Варнавинская резьба по кости
Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.
Жостовская роспись
В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.
Поднос с жостовской росписью
Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).
Поднос с жостовской росписью
Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.
В словаре Даля
стар. ремество ср. рукомесло, рукодельное мастерство, ручной
труд, работа и уменье, коим добывают хлеб; | само занятие, коим человек
живет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда.
Ремесла за собой (за спиной) не носишь, а с ним добро. И то ремесло,
коли кто умеет сделать весло. С ремеслом не пропадешь. Без ремесла-без
рук. Не у ремесла, так у промысла, звероловы, рыбаки. Лесное ремесло,
дуги, ободья, оглобли и пр. У них ремесло под мостом, грабят проезжих.
Наше ремесло быльем поросло, или было ремесло, да быльем поросло, то же,
что: было ремесло, да вином залило. Соха кормит, ремесло поит, промыслы
одевают, обувают. Всякое ремесло честно, кроме воровства. Худое ремесло
лучше хорошего воровства. И воровство ремесло (прибав. да не хлебное).
Ремеслу везде почет. Ремесло за плечами не висит (не тяготит). Ремесло
вотчина. Ремесло кормилец. Знай одно ремесло, да блюди, чтоб хмелем не
поросло! Было ремесло, да хмелем поросло. Ремесло пить-есть не просит, а
с ним добро (а само кормит). Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.
Ремесло к собакам занесло. Такое ремесло, что к черту занесло (хмель).
Вот то ремесло, что весь дом растрясло! У кого воровство, у того и
ремесло. Не с ремеслом вор — и не без промысла. Человек сыт одним
хлебом, да не одним ремеслом. Больше ремесла, больше и злыдней (т.е.
дела, хлопот). За ремеслом ходить- землю сиротить. Ремесловый,
ремесленный люд, ремесленник, -ница, и стар. ремественник, кормящийся
ремеслом, и пр. сапожным, скорняжным, кузнечным, столярным и пр. вообще
мастеровой. Ремесленная Управа. Ремесленные сословия. Ремесловые
промыслы. -ников и -ницын, все, что лично их; -ничий, -нический, к
ремеслам и к ремесленникам относящ. Ремесленность ж. -ничество ср.
мастерство, занятие рукомеслом, ремеслами. Ремесленничать, заниматься
ремеслами, особенно в крестьянстве.
Современный мир
Индустриализация, как видно это из истории, имела все возможности беспощадно стереть ремесла с лица земли. Но они не просто выжили (хотя и далеко не все), но многие даже заняли серьезные позиции в национальном хозяйстве. Возможно, кому-то и набили оскомину восхваления русских традиционных ремесел, но, наверняка, это люди, мало сведущие в возможностях национальных направлений.
Простые примеры: Гжельская фабрика вступает в коллаборации с преуспевающими дизайнерами, и ее продукция появляется в интерьерных обзорах самых популярных блогов о моде и стиле. Или салфетки с крестецкой строчкой (традиционным Новгородским промыслом) используются в дорогой и востребованной рекламе, а статьи о возрождении фабрики печатают в Forbes.
Аналитики пишут, что мир «наелся» продуктов глобализации, осознал ущербность сверхпотребления, и готов отчасти вернуться в постиндустриальный мир.
Коротко о состоянии современных ремесел:
- за рубежом хозструктуры образуют ремесленный экономический сектор (в Германии, например, ремесленные предприятия создают до четверти ВВП государства);
- аналитики прочат в самые ближайшие десятилетия ренессанс ремесленничества;
- ярмарки ремесленников проводятся все чаще и приобретают большие объемы;
- традиционные производства расширяют свой ассортимент – например, на Жостовской фабрике производят елочные игрушки;
- ремесленные традиции вливаются в центральные модные запросы – так, к примеру, Торжокские золотошвеи делают уникальные диванные подушки, клатчи, блузки, вещи, подходящие и к современному интерьеру, и к современному луку.
Начиная с первобытно-общинного строя и достигнув эпохи инноваций и «эры Илона Маска», человек, так или иначе, создавал, хранил, совершенствовал ручное производство. Сегодня его не принято противопоставлять машинному по оборотам и доле на рынке. Но зачастую его можно сравнивать с машинным по качеству сырья и исполнению.
Отвечая на вопрос, что же такое ремесло сегодня, можно говорить о нем и как о способе познания мира. И как о способе узнать, как видели мир наши предки. Определения женского и мужского ремесла сегодня все больше стираются, а вот семейные ремесленные мастерские открываются чаще.
Не обязательно повторять то, что было создано на Руси – но можно переосмысливать задумки и наработки народа, находить для них новое звучание и дарить людям уникализированный, качественный продукт. Возможно, это одна из лучших прививок против перекосов глобализма и для сохранения национальной идентичности.
Филигрань
Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.
Шкатулка. Скань
Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.
Казаковская филигрань. Шкатулка
Центрами сканного дела сегодня являются:
- Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.
- Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое.
- Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.
Вятское кружево
В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.
Вятское кружево
Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.
Вятское кружево
В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.
Подопечные великого бога
Кузнецов уважали и даже побаивались, а со временем образ кузнеца стал воплощением мужества и силы. Покровителем этого ремесла выступал один из величайших славянских богов, Сварог. Считалось, что тот кузнец, кому свою «искру» передал бог, освоит мастерство во всех нюансах и даже сможет влиять с его помощью на людей. Каким же образом?
В народе ходили поверья, будто опытный кузнец может «сковать» две судьбы воедино. Возможно, это некий намёк на обручальные кольца или выкованные семейные амулеты. Всякий, кто видел работу кузнеца, не мог остаться равнодушным. Только представьте: под его умелыми руками железо становилось жидким, обретая ту форму, что задавал ему мастер. Быть может, так же кузнец мог управлять и судьбами?
Андрей Шишкин «Сварог — бог кузнечного дела», 2014 год
Литература
- Вернадский Г. В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012. — 400 с. — ISBN 878-5-699-55146-0.
- Древняя Русь. Город, замок, село. — М.: Наука, 1985. — 429 с.
- История культуры Древней Руси / Греков Б. Д., Артамонов М. И.. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1951. — 483 с.
- Куза А. В. Малые города Древней Руси. — М.: Наука, 1989. — 168 с. — ISBN 5-02009473-0.
- Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1948.
- Рыбаков Б. А. Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков. — Аврора, 1971. — 118 с.
- Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. — 477 с.
- Терехова Н. Н., Розанова Л. С., Завьялов В. И., Толмачева М. М. Очерки по истории древней железообработки в Восточной Европе. М., 1997.
- Фёдоров Г. Б. По следам древних культур. Древняя Русь. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. — 403 с.
- Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. — Л., 1974.
Зарождение ремесел
Историки считают ровесниками человека разумного и ремесло. Как только человек начал сознательно практически осваивать окружающий мир, он стал на путь создания ремесел. Начиналось оно с камня, и примерно миллион лет на этом же и ограничивалось. Человек находил и разными способами раскалывал камни, чтобы иметь возможность приспосабливать их в быту. И только через миллион лет к этому делу присоединилась примитивная деревообработка. Она заключалась в отламывании и обработке палок, привязывании их к камням лозой.
Топор древнего человека
Шаг, на первый взгляд, не самый большой, но это ошибочное мнение. Именно так появились первые умельцы, делающие копья и топоры. Эту технологию (как бы громко ни звучало) люди передавали новым поколениям. И порой данные технологические знания терялись на века, а потом снова набирали силу. Только через 300 тысяч лет будет изобретена одежда, и еще 80 тысяч лет человечеству понадобится на открытие земледелия.
Но не стоит критиковать древнего человека. Основная задача заключалась в знании и пребывании окружающей среды: слово «выжить» означало ежедневную, ежечасную опасность. К тому же стоит понимать и средство передачи опыта – его просто демонстрировали и копировали. Обходились без языка, знаков и рисунков. Но постепенно появлялись и они, и это создавало культурные системы, в свою очередь, продвигавшие развитие ремесел.
Первые зачатки культуры у первобытных людей
Знаете ли вы, что означает слово «ремесло»? Это мелкое ручное производство, связанное с ручными орудиями труда, с личным мастерством работника. Естественно, что толчком к мощному развитию ремесел в более привычном для нас виде, стало земледелие и скотоводство. Оно спровоцировало развитие разных ремесел, которые долгие столетия удовлетворяли потребности человеческого общества. Носили ремесла, в основном, семейный характер. И лишь развитие рынка поспособствовало узкой специализации и обособлению ремесел в отдельные профессии.
Тайны древних украшений
Прекрасная половина человечества в услугах кузнецов нуждалась не меньше, чем воины. Всякая русская красавица хотела получить изысканное украшение, как, например, шейные гривны, тонкие кольца, серьги или перстни.
До нашего времени сохранились деревянные и каменные формы, на которые был нанесён рисунок будущего украшения. Кузнец выливал в форму расплавленный металл, после чего тот становился деталью гардероба древнерусских модниц. Чаще всего на украшениях изображались растения, птицы, мифические создания (грифоны, драконы).
Украшения из металла также изготавливались кузнецамиАндрей Шишкин «Девана», 2013 год
Отдельно хочу отметить две разновидности украшений, которые считались верхом мастерства кузнецов-ювелиров. Это – зернь и скань. Первое искусство представляло собой изготовление мелких серебряных зёрнышек (каждое из них соответствовало размеру зерну мака). Зернь украшала традиционные русские украшения, среди которых большой популярностью пользовались лунницы, выполненные в форме полумесяца.
Не менее впечатлило меня и изготовление скани. Делалась она из тончайших серебряных или золотых нитей, что аккуратно переплетались, превращаясь в тончайший узор-«паутинку». Такие изделия, конечно, ценились очень высоко.
Промысел и его виды
Промысел — это творческий вид деятельности, с помощью которого на Древней Руси зарабатывали на жизнь.
Сегодня благодаря истории, раскрывающей деятельность наших предков, определяют такие виды промыслов:
- народные художественные, которые распределяются на большое количество подвидов (роспись, вышивка, резьба, плетение, бондарство, ковка и многое другое);
- ремесленные промыслы (кузнечное дело, плотницкое, ткацкое, ювелирное и другие ремесла).
Мужчины занимались более тяжелыми видами промыслов, а вот женщины — требующей усидчивости и аккуратности промышленной работой.
Мужчины зарабатывали бондарным делом, кузнечеством, плотничеством, резьбой по дереву, обрабатывали кожу, занимались литейным и оружейным делом, делали ювелирные изделия. А женщины развивали промысел через плетение, вышивание, ткацкое дело, роспись и иконопись (хотя некоторыми легкими промыслами, например, росписью и плетением из лозы занимались и мужчины).
Промысел – это народное и культурное наследие. Любой его вид сегодня, будь это роспись или резьба по дереву, ковка или ткацкое дело, несет историческую ценность и хранит память о наследии древних мастеров.
Оренбургский пуховый платок
Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).
Оренбургский пуховый платок
Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
Крупнейший оренбургский пуховый платок в России
В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.
Городецкая роспись
Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.
Городецкая роспись
Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.
Городецкая роспись
Вот что говорит В.С. Воронов о городецкой росписи:
Похожие термины:
-
организация деятельности ремесленников для продажи своих товаров на рынке.
-
распространялось в вотчинах феодалов, центрами его были города.
-
Различный состав семей, различный уровень их благосостояния и накопленных богатств (прежде всего, скота: недаром в древнерусском языке «скот» – синоним денег, а «скотница» – казны), неравенство н
-
Род. 1907, ум. 1983. Селекционер, создатель методик получения новых сортов зерновых. Автор высокоурожайных сортов пшеницы («мироновские» сорта). Лауреат Ленинской (1963) и Государственной премии СССР
-
Древняя Русь в средневековом мире широко славилась своими умельцами. Поначалу у древних славян ремесло носило домашний характер – каждый выделывал для себя шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил
-
Развитие ремесла В XVI в. ремесленное производство в Китае достигло высокого уровня. К этому времени в ряде отраслей производства существовали крупные государственные мастерские, основанные главн
-
Начало разных искусств, ремесел, художеств и разных других изобретений скрывается в глубокой древности. Из Быт 4:21 мы видим, что Иувал, сын Ламеха и Ады, был отец всех играющих на гуслях и свирели и Т
-
мелкое ручное произв. пром. изделий и несельскохозяйственные занятия крест. Формирование отд. ремесел, возникших на У. в комплексном х-ве неолита (произв. посуды, прядение, ткачество, добыча и обраб
-
была открыта 6.01.1909 г. в с. Кояново Пермского уезда и губ. на средства Мус. культурно-экономического и благотв. общества Перми для обучения детей мусульман столярному делу. Размещалась в помещении бы
-
открыта в 1877. Из ремесел в школе преподавалось швейное дело. После ее окончания выпускницы поступали в мастерские, где на протяжении 2–3 лет принимали участие в выполнении швейных заказов. После ку
-
сословный орган. Существовала с 1785 г. в заштатных городах, посадах и местечках, где при малом количестве лиц, занимавшихся ремеслами, не было цехов, а также в столицах и Одессе. Состояла из выборного
-
человек, занимающийся мелким ручным производством различных изделий.
-
обслуживали царский двор.
-
выполняли работы по заказам казны.
-
сборная проф. группа людей, занимающихся ручным трудом и использующих простейшие орудия труда. Навыками простейших ремесел владело почти все сел. нас. Пенз. края. В 1809 в Пенз. числилось 69 цеховых Р.,
-
проходила с учетом объема и качества выполненной работы, зародилась в Вавилонии во II тыс. до н. э.
-
работали на помещиков и вотчинников.
-
ремесленники городских посадов и черносошных волостей, выполняли частные заказы или работали на рынок.
-
податное сословие, состоявшее из лиц, занимавшихся ремеслом и записавшихся в цехи. Без записи в цех запрещалось открывать любые ремесленные заведения, держать рабочих и иметь вывеску. Цеховыми пр
-
(2-й Волконский переулок, дом № 1; уничтожена). Домовый Рождественский храм был освящен 5 октября 1847 г., в первый год существования Московской общественной ремесленной богадельни. Учредителем богад
Народные промыслы в современной России
После революции, когда по всей стране был озвучен курс на индустриализацию, число ремесленников резко сократилось. Однако это не значит, что ремесла полностью исчезли. Многие из них превратились в художественные народные промыслы, которые сегодня являются историческим наследием России. Среди них можно выделить следующие:
- Гжельская керамика.
- Дымковская игрушка.
- Палехская миниатюра.
- Хохломская роспись и др.
Каждый из этих промыслов уникален и привлекает ежегодно тысячи туристов, в том числе из-за рубежа. Так, гжельская керамика ценится своей самобытной росписью в синих тонах и тонкой фаянсовой посудой. Даже сегодня заполучить оригинальный сервиз весьма непросто. По сей день дымковская игрушка-свистулька делается только вручную. От лепки до росписи ее изготавливает один мастер, и он никогда не повторяется.
Мастерам из Палеха удается создать шкатулки с уникальной росписью. Сложно поверить, но все, даже самые мелкие детали, художники прорисовывают вручную. У девушек такие шкатулки служат для хранения ювелирных изделий и бижутерии. Отдельно следует отметить хохломскую роспись. Ее отличает богатство золотой, желтой и красной краски. Несмотря на то что в основном роспись делается на деревянной посуде, это не умаляет ее красоты. Только познакомившись поближе с народными промыслами, можно понять, что ремесло — это настоящее искусство, требующее немало усердия и терпения.
Кузнечные комплексы
Нередко кузнецы объединялись, создавая целые комплексы по производству всевозможных изделий. Пример этому археологи увидели при раскопках в Старой Ладоге. В VIII веке там существовало несколько мастерских, каждая из которых специализировалась на изготовлении своего рода изделий.
Например, в одной из них были найдены клещи разных размеров, что использовались при обработке железа, изготовлении подков и оружия. Рядом располагалась небольшая мастерская, где даже наковальня кажется крошечной в сравнении с обыкновенной
Здесь изготавливали ювелирные украшения, с которыми нужно было обращаться деликатно и осторожно. Готовые изделия также были найдены
Они представляли собой несколько клинков для мечей, заклёпки и традиционное кольцо, украшенное изображением птицы.
Находки из раскопок в Старой Ладоге: формочка для отливки платежных слитков, булавка, подвеска – «молоточек Тора»Институт истории материальной культуры РАН
Одно время среди историков бытовало мнение о том, что в XII-XIII веках кузнечное дело на Руси пришло в упадок, что спровоцировано было раздробленностью земель и постоянными междоусобицами. Хочу развеять это заблуждение – его опровергли археологи, доказав, что в Киеве, Чернигове, Владимире и ряде других крупных городов, в небольших поселениях и деревнях кузнечное мастерство лишь продолжало развиваться, став вечным искусством. Сегодня дело древних кузнецов преобразилось под влиянием новых технологий, однако оно по-прежнему живёт и процветает.
Владели ли кузнецы тайными знаниями? Я думаю, да, поскольку сама их работа требовала особенных навыков и умений, что могли прийти лишь со знанием дела. Занимались ли они колдовством? Конечно, нет, но сам их труд напоминал человеку о могуществе стихий, которые порой подвластны даже смертному. В этом и заключалась та самая кузнечная магия.
Картина на обложке: ИгорьОжиганов «Сварог. Небесный кузнец»
В словаре Фасмера Макса
ремесло́диал. ремество́, укр. ремесло́, реме́ство, блр. ремество́, др.-русск., ст.-слав. ремьство τέχνη (Супр.), сербск.-цслав. ремьство, ремезьство (мин. Михановича, XIII в., согласно Ильинскому, ИОРЯС 16, 4, 14), чеш. řemeslo, слвц. remeslo, польск. rzemiosɫo, др.-польск. rzemięślnik (библия Софии и др.), в.-луж. rjemjesɫo, н.-луж. ŕеḿеsɫо.Сравнивают с *rǫbъ «кайма», rǫbiti (см. руб, руби́ть), далее лтш. remesis «плотник», remik̨is – то же, др.-лит. remẽsas «ремесленник», remẽstas «ремесло» (Скарджюс, Žod. Dar. 311, 367), лит. rem̃ti, remiù «подпирать», ram̃tis «подпорка», ramtýti «рубить», rámdas «рубец», лтш. ram̃stît «рубить тупым топором, пилить тупой пилой», др.-прусск. romestue «топор», англос. rėmian «чинить, восстанавливать»; см. Маценауэр, LF 16, 181; М.–Э. 3, 479, 509 и след.; Эндзелин, СБЭ 198; Траутман, Арr. Sprd. 416. Прочие сравнения – у Ильинского, ИОРЯС 16, 4, 14 – сомнительны, особенно из *erbmez-slo, якобы связанное с рабо́та. Ср. ремеза́. Носовой гласный в др.-польск. считается вторичным (ср. Лось, Gram. polska 1, 60; Улашин, Symb. Rozwadowski 2, 402; Брюкнер 475), поэтому не рекомендуется использовать его наряду с с.-в.-р. ремясло (1650 г.) для далеко идущих выводов относительно первонач. формы, вопреки Соболевскому (Лекции 82). См. также рукомесло́.••(См. еще Френкель, ZfslPh, 23, 1955, стр. 342. – Т.)
Развитие ремесла
Первые ремесленники появились еще в Древней Греции. В основном это были рабы, которые изготавливали предметы обихода для собственных нужд. Зачастую труд ремесленника противопоставлялся искусству и был недостойным занятием для ученого мужа. Позднее такое же отношение к ремеслу можно наблюдать в Древнем Риме. К сожалению, рабовладельческий строй не позволял развивать ремесло. Это требует не только некоторых навыков, но и возможности распоряжаться своим временем.
Только в Средние века ремесло начинает оформляться в отдельную отрасль. Хотя поначалу изделия изготавливаются чаще для своих нужд. Реже их делают под заказ, например по просьбе соседа. Чаще всего это происходит из-за того, что он либо не может сам сделать, либо у него это получается хуже. Намного реже бытовые предметы изготавливаются на продажу. Зачастую это излишки, которые не понадобились хозяину.
Только к концу 16 века понятие «ремесло» стало обозначением целого ряда отраслей. Развитие этого вида деятельности стало толчком для появления городов. Многие сельчане стали понимать, что именно ремесло им позволит зарабатывать на кусок хлеба. Соответственно, земледелие и животноводство уходят на второй план. Они стали образовывать целые поселения, которые потом превращались в города.
Позднее ремесленники стали объединятся в артели, чтобы увеличить свою производительность. Они часто кочевали из села в село в поисках заработка. Правда, позднее многим удалось осесть и отточить свое мастерство до невероятных высот. Такие ремесленники пользовались уважением среди своих сограждан и часто даже считались более высокого сословия.
Ремесло сегодня
Конечно, в постиндустриальном обществе, в котором сейчас и живет человечество, для ручного труда практически не осталось ни времени, ни места. Сегодня все серийно и однообразно. Большая часть вещей и предметов быта производится в таком количестве, что практически обесценились. Понятие слова «ремесло» утратило свой первоначальный смысл и сегодня употребляется только в иносказательной форме.
Сегодня, когда говорят: «Он освоил ремесло», имеют в виду, что человек мастерски владеет профессией. То, что он производит для общества, полезно и не стыдно за это просить деньги. Причем зачастую речь идет не только о материальных вещах. Поэтому противопоставлять ремесло и искусство бессмысленно. Только познав азы своего дела, можно создать настоящий шедевр, который можно демонстрировать потомкам.
В словаре Энциклопедии
мелкое ручное производство промышленных изделий, господствовавшее до появления крупной машинной индустрии (а затем частично сохранившееся наряду с ней). Для ремесла характерны: решающее значение личного мастерства ремесленника, индивидуальный характер производства (ремесленник работает один или с ограниченным числом помощников).—Василий Николаевич (1907-83) , российский селекционер, академик АН СССР (1974) и ВАСХНИЛ (1964), дважды Герой Социалистического Труда (1966, 1977). Разработал методы селекции, позволившие создать высокоурожайные сорта пшеницы («мироновские»). Ленинская премия (1963), Государственная премия СССР (1979).
Шемогодская прорезная береста
Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.
Шемогодская прорезная береста
Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом».
Шемогодская прорезная береста
В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.