Глина для керамики: разновидности и правила выбора

Как же сделать плитку самостоятельно? Обзор технологии

Различные виды сухой смеси и влажной глины

До начала работы влажная глина отлеживается в мешке

После того, как глина высохнет, ее цвет и масса изменятся

На современных фабриках и заводах плитка часто получается путем прессования и обжига сухой массы. За это ответственны огромные дорогостоящие прессовальные аппараты и специальные печи. В домашних условиях это не самый лучший вариант, так что вам нужно будет использовать влажную глину, которой вы будете придавать любую форму.

Вкратце процесс выглядит так: берется влажная глина, ей придается форма, она высушивается, обжигается, глазируется и снова обжигается (чтобы схватилась глазурь).

Теперь немного подробнее

До начала работы влажная глина отлеживается в мешке и ждет, когда же вы сделаете из нее что-нибудь. Когда вы приступаете к изготовлению плитки, она превращается в сырое керамическое изделие. Пока вы будете формовать плитки, они будут понемногу подсыхать, и к окончанию формовки немного затвердеют. Эта стадия, когда глина еще остается влажной, называется стадией твердой кожи.

Когда ваши плитки полностью высохнут, вы обнаружите, что цвет глины стал светлее. Теперь можно сказать, что она находится на стадии сырца. В этот момент плитка уже довольно твердая, но если вы слегка ударите по ней, она может треснуть или раскрошиться. Если вы оставили такую плитку сушиться на открытом воздухе и она попадет под дождь, то плитка может раскиснуть и превратиться в комок глины. Расстраиваться по этому поводу не надо, ибо такое свойство глины весьма выгодно. Если вы сделали неудачный образец, просто бросьте его ведро с отходами глины и забудьте о ваших неприятностях. Позднее, когда глина полежит, ее можно заново обработать и сделать из нее что-нибудь новое и красивое.

После того как вся влага испарилась из глины и плитки дошли до состояния сырца, они готовы для того, чтобы поместить их в печь и начать обжиг. Что вы будете делать дальше, зависит от того, какую технику глазурования вы будете использовать; но в соответствии с общей практикой, во время первого обжига, который называется бисквитным, глина специально не дожигается. В зависимости от температуры созревания глины, температура бисквитного обжига может находиться в интервале от 850°C до 1000°C. При этих условиях керамические изделия остаются пористыми и способны легко абсорбировать глазурь.

Второй (глазурный) обжиг происходит при температуре, необходимой для созревания глазури. Эта температура может быть ниже – но никогда не выше – температуры, необходимой для созревания глины; в противном случае, глазурь расплавится и превратится в стекловидные шарики.

Интересные техники ручной лепки

Существует огромное множество техник изготовления разных поделок из глины. Начинающие мастера обязательно должны научиться владеть каждой из них.

Жгутовая и скульптурная

Жгутовая – это одна из старейших техник. Но, несмотря на это, мастера до сих пор применяют её для лепки посуды. Работы начинаются с формирования круга, который будет основанием. Далее нужно скатать жгутик и прикрепить его к донышку. Таким образом, последовательно по спирали крепятся остальные «колбаски». Изнутри поделку лучше разгладить пальцами, придерживая её за стенки снаружи.

Техника жгутиковой лепки

В скульптурной технике выполняются небольшие поделки и крупные фигуры. Для изделий высотой до 15 см каркас не требуются, но желательно под них предусмотреть подставку-постамент. Для объёмных скульптур обязательно сначала изготавливают каркас из проволоки или дерева.

На гончарном круге

Лепка на гончарном круге требует знаний. Научиться работать можно по видеоурокам или просто посетить несколько мастер-классов

Здесь важно правильно поставить руки, почувствовать материал, толщину стенок и оцентровать глину

Предлагаем более подробно посмотреть на видео все нюансы работы на гончарном круге:

Watch this video on YouTube

Из чего делают керамику и где взять материалы для работы

Изготовление глиняной посуды столь привлекательное внешне занятие, что многие люди без особых художественных навыков просто пробуют гончарить, и им уже сложно остановиться. Но путь керамиста не прост: увлечение не самое дешевое, требующее усидчивости, концентрации, готовности пробовать и пробовать снова.

Изготовление керамики – это работа с глиной. Материал будет основой вашей деятельности, если вы, например, «наигрались» с полимерной глиной, и хотите заняться настоящей, природной. Не обойтись керамисту без гончарного круга и печи: и то, и то другое стоит отнюдь не копейки. Первые работы вы будете пробовать обжигать в духовке, но когда рука окрепнет, задумаетесь о профессиональном оборудовании.

Где все это взять? Самому добывать глину приходится редко, готовый материал можно купить в материалах для творчества и ремесленничества. Если процесс будет частым, начнете заказывать напрямую у поставщика. Гончарный круг также несложно найти – в специализированных магазинах они есть, разной цены и качества. Муфельные печи, в которых посуда или украшения подвергаются обжигу, стоят дорого. Но если свой интерес к гончарному делу вы оцениваете высоко, оно приносит вам удовольствие, и вы решитесь им зарабатывать, придется находить средства.

Маленький совет: попробовать можно на наборе для начинающего керамиста (детском). Гончарный круг и глина идут в комплекте, духовка или печь «помогут» с обжигом, а вы поймете – делать ли вам более серьезные шаги в отношении керамики.

Цвет глины

Каждый вид глины на определенной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет. Высохшая глина отличается от сырой лишь более светлым тоном, но при обжиге большинство глин резко меняет свой цвет. Исключение составляет лишь белая глина, которая при увлажнении приобретает лишь легкий серый оттенок, а после обжига остается такой же белой. Окраска «живой глины», обычно находящейся во влажном состоянии, чаще всего обманчивая. После обжига она может неожиданно резко измениться: зеленая станет розовой, бурая — красной, а синяя и черная — белой. Как известно, свои игрушки мастерицы из села Филимоново Тульской области лепят из черно-синей глины. Лишь побывав после просушки в обжиговой печи, игрушки становятся белыми с чуть кремоватым оттенком. Чудесное превращение, которое произошло с глиной, объясняется очень просто: под влиянием высокой температуры выгорели органические частицы, которые придавали глине до обжига черную окраску. Кстати, подобные частицы находятся в черноземе, где они также определяют цвет этой почвы. На цвет глины, как в сыром, так и в обожженном состоянии, влияют также находящиеся в ней различные минеральные примеси и соли металлов.

Если, например, в состав глины входят оксиды железа, то после обжига она становится красной, оранжевой либо фиолетовой. По цвету, который приобретает глина после обжига, различают беложгущуюся глину (белый цвет), светложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розовый цвет), темножгущуюся (красный, красно-коричневый, коричневый, коричнево-фиолетовый цвет). Чтобы определить, с какой глиной приходится иметь дело, из небольшого куска слепите пластинку или скатайте шарик, который после тщательной сушки обожгите в печи. Заготовленную глину положите в деревянный ящик и залейте водой так, чтобы отдельные ее комочки слегка выступали над поверхностью. Желательно сразу заготовить как можно больше глины. При изобилии глины расходуется лишь небольшая ее часть, а остальная будет постоянно вылеживаться.

Чем больше глина будет находиться во влажном состоянии, тем лучше. Раньше гончары выдерживали глину на открытом воздухе в так называемом глиннике — специальной яме, стены которой делали из бревен, плах или толстых досок. Глина должна была пролежать в глиннике не менее трех месяцев, но порой она находилась в открытом хранилище по нескольку лет. Весной и летом ее обжигали солнечные лучи, осенью обдували ветры и поливали дожди, зимой она замерзала на морозе и оттаивала при оттепели, тогда в нее проникала талая вода. Но все это шло глине только на пользу, поскольку она разрыхлялась от многочисленных микротрещин, при этом окислялись вредные органические примеси и вымывались растворимые соли.

Глина гончарная: разбираемся в видах

Глина гончарная

Наверняка даже те, кто никак не связан с гончарным производством, знают, что основой гончарного дела является глина. Однако оказывается, что глина бывает разная, и не все её виды подходят для изготовления изделий. Причем от свойств и качества использованного сырья будут зависеть свойства готовых изделий. Основных видов глины выделяют несколько:

Природная красная глина – самый распространенный материал. Имеет коричневую окраску, легко мнется, при обжиге получает белесый или красноватый оттенок. Очень эластична, поэтому этот вид можно использовать при работе с небольшими изделиями, где требуется проработка мелких деталей.

Красная глина

Белая глина. Имеет светло-серый цвет, который после обжига становится более теплым, близким к цвету слоновой кости. Основное назначение – изготовление посуды и кафеля, также подходит для изготовления поделок.

Белая глина

  • Пористая керамическая масса. Это одна из легкоплавких пород глины, в основном используется для изготовления фаянсовой посуды с тонкими стенками.
  • Каменная керамическая масса. Этот вид отличается сниженной пластичностью, поэтому подходит для изготовления более грубых изделий. При неправильном обжиге может раскрошиться и рассыпаться.

Керамические массы

Виды и характеристика

В состав глины входит каолинита, иллит и другие алюмосиликаты, также в ней есть песчаные примеси и карбонаты.

Чистая порода, как правило, серого цвета, распространены также красные, желтые, синие типы глин. По происхождению данный минерал разделяют на подгруппы.

К глинам данного происхождения относятся наилучшие огнеупорные глинистые породы, которые залегают на дне озер. Плюсом данной породы является то, что в ней содержатся все глинистые минералы.

Глинистый материал в природе широко распространен. Глины разделяют на подгруппы зависимо от минерального состава и диаметра частиц, наличия тех или иных примесей.

Красная

Красный оттенок в естественных условиях придают этой разновидности глинистого материала кислородсодержащие соединения – оксиды феррума, они присутствуют в данной разновидности глины в количестве от 4 до 10 %.

Основные характеристики:

  • Красная глина относится к осадочным породам. Она появляется в природных условиях при нанесении водными потоками размытых пластов.
  • Даная разновидность глинистого материала очень пластична, хорошо разминается, ее эластичность обуславливает применение красной глины в качестве материала для скульптурной лепки, керамики и других гончарных изделий.
  • Готовые изделия из красной глины обладают большой прочностью, износостойкостью.

Красная гончарная глина

Белая

Белая глина гончарная встречается достаточно часто, ее залежи не редки. Чаще всего она накапливается в лагунах.

Основные характеристики:

  • Белая глина представляет собой достаточно неоднородную массу, в ней имеются многочисленные включения, примеси, органические остатки.
  • При взаимодействии с водой этот сорт глины приобретает светло-серый цвет, а после обжига эта глина превращается в продукт красивого белого цвета. Белая глина очень эластична.
  • В данном сырье практически нет оксидов железа, поэтому белая глина слегка просвечивается. Ее используют для лепки бытовых предметов, кувшинов, декоративных глиняных статуэток.
  • Изделия из белого глинистого сырья часто покрывают глазурью, выдерживая в печах при высокой температуре.

Керамические массы

Этот материал содержит примеси кальция, что обуславливает его высокую пористость.

Основные характеристики:

  • Керамические массы имеют в своём составе каолинит, иллита, алюмосиликаты, примеси песка, карбоната кальция и натрия.
  • Пористые керамические массы принадлежат к осадочным породам. Они в природных условиях образуется в результате наносов водными потоками частиц разрушенных ископаемых пород.
  • Цвет керамической массы, как правило, серый или белый. Иногда можно встретить зеленоватую керамическую массу. Этот глинистый материал хорошо подвергается обжигу при невысоких температурах.

Где взять глину

Проще всего купить в специализированных магазинах. Если у вас такой возможности нет, попробуйте заготовить ее сами. Обнаружить глину можно везде. Особенно ее много там, где в доисторические времена проходили ледники. В местностях с глинистой почвой она залегает сразу под слоем земли. На склонах оврагов, карьеров, на обрывистых берегах рек пласты глины часто выходят на поверхность. В городах это нередко можно увидеть во время рытья канав, котлованов при строительстве метро. Жирная, пластичная глина встречается в низинах с повышенной влажностью. Примечательно, что в таких местах в изобилии произрастают травы, типа белокопытник и мать-и-мачеха. Разные типы глины отличаются по свойствам.

Глина из каждой местности, как новый человек — со своим характером, внешностью, привычками, достоинствами и недостатками. И как с человеком, с ней надо уметь ладить. Классификация глин очень обширная, например, по геологическому возрасту, то есть по времени их образования (силурийская, юрская, и т. д.), по содержанию в них органических остатков (спондилусовая, орнатовая), по техническому применению (кирпичная, горшечная ). Еще и, по минеральному составу (например кварцевая и т. д.), а также по химическому.

На территории Украины встречается целый ряд разновидностей глин. Каолин — считается самой свободной от примесей глина. Она светлая, вплоть до белой. Именно эта глина положила основу производства первого фарфора в Китае. В Украине она встречается в Киевской, Днепропетровской, Луганской областях.

Сланцевые глины. Их темно-серый или же черный цвет обусловлен примесью углеродных соединений. Они отличаются слоистостью, за счет древесной породы и долгого нахождения под давлением вышележащих горных массивов. В качестве примесей здесь иногда присутствуют листочки слюды, песок, серный колчедан, иголочки роговой обманки, железный блеск и мн. др. минералы. Это полугончарная глина, но для изготовления керамической посуды небольших размеров она вполне пригодна и может также использоваться как добавка к другим глинам

Она имеет после обжига очень плотную структуру и не пропускает воду, что очень важно в керамическом производстве. Именно после обжига при температуре 750—790 °С эта глина приобретает светло-желтый цвет

Из нее также изготовляют кирпич. Залегает она на значительной глубине.

Гончарные глины. Это довольно пластичные глины различного цвета, от светло-желтого до темно-коричневого. Их можно использовать для ручной лепки и работы на гончарном кругу. В такой глине достаточно много примесей, которые придают ей цвет и пластичность. При обжиге требуется температура ниже 1000 °G.

Охра. Глина имеет желто-бурый цвет, за счет наличия в коллоидном растворе достаточно большого количества гидрата окиси железа.

Мергель, мергелевая глина, или лесс. В материале преобладает известь, поэтому для гончарных работ она не пригодна, но для производства цемента хорошо подходит.

Суглинок — жесткий, сухой и не пригодный для работ материал, содержащий значительные примеси кремнезема.

Глей — глина, перенасыщенная слюдой и смолой. Для гончарных работ непригодна.

Глина и керамика своими руками

Оригинальные рисунки, чертежи, схемы, практические советы, заготовка материала, техника и приемы лепки, формовка, роспись, обжиг, изготовление игрушек, сосудов, изразцов, инструменты и приспособления.

Глина во все времена считалась современным материалом. И сегодня наш быт окружают облицовочные плиты, ванны, раковины, кувшины, чашки. Фарфоровая посуда, как и печной кирпич, являются изделиями из обожженной глины — керамики.Увлекательный рассказ талантливого автора и художника Г.Я.Федотова позволит читателям проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. Вы научитесь простым способам определения пригодности глины для лепки. Узнаете, как ее заготовить и обработать. Пройдя все стадии подготовки глиняного теста, вы сможете приступить к формовке глиняных изделий. Простые и наглядные схемы и рисунки позволят даже начинающим умельцам разобраться в процессах изготовления и самостоятельно вылепить игрушки, настенные панно и посуду, а также обжечь, глазуровать и декоративно отделать их.

Примеры работ глиняных изделий

1. Кувшин чернолощенный. Современная работа.

2. Кувшин для воды. Дагестан. Терракота с поливой. Современная работа.

1. Штоф. Терракота. Роспись. Современная работа.

2. Поставец. Роспись. Глазурь. Современная работа.

Индюк. Современная работа.

Декоративные птицы. Вятская игрушка. Роспись темперой. Современная работа.

Блюдо, декорированное рельефом.Тонированная глазурь. Современная работа.

Декоративное блюдо. Роспись ангоба. Украина. Современная работа.

Кумган (квасник).

Подглазурная роспись. Современная работа.

Барыня и птица. Игрушки-свистульки. 1972. Т. Н. Зоткин.

Изразцы XVIII-XIX веков.

Барыня и звери. Игрушки-свистульки. Мастера села Абашево, Пензенская область.

Кормилица. Вятская игрушка. Роспись темперой. Современная работа. Собачка-свистулька. Современная работа

Модница. Современная работа.

Уездная барышня.

Лягушка-путешественница. Современная работа.

Огонь-олень. Современная работа.

Виды и характеристика

В состав глины входит каолинита, иллит и другие алюмосиликаты, также в ней есть песчаные примеси и карбонаты.

Чистая порода, как правило, серого цвета, распространены также красные, желтые, синие типы глин. По происхождению данный минерал разделяют на подгруппы.

К глинам данного происхождения относятся наилучшие огнеупорные глинистые породы, которые залегают на дне озер. Плюсом данной породы является то, что в ней содержатся все глинистые минералы.

Глинистый материал в природе широко распространен. Глины разделяют на подгруппы зависимо от минерального состава и диаметра частиц, наличия тех или иных примесей.

Красная

Красный оттенок в естественных условиях придают этой разновидности глинистого материала кислородсодержащие соединения – оксиды феррума, они присутствуют в данной разновидности глины в количестве от 4 до 10 %.

Основные характеристики:

  • Красная глина относится к осадочным породам. Она появляется в природных условиях при нанесении водными потоками размытых пластов.
  • Даная разновидность глинистого материала очень пластична, хорошо разминается, ее эластичность обуславливает применение красной глины в качестве материала для скульптурной лепки, керамики и других гончарных изделий.
  • Готовые изделия из красной глины обладают большой прочностью, износостойкостью.


Красная гончарная глина

Белая

Белая глина гончарная встречается достаточно часто, ее залежи не редки. Чаще всего она накапливается в лагунах.

Основные характеристики:

  • Белая глина представляет собой достаточно неоднородную массу, в ней имеются многочисленные включения, примеси, органические остатки.
  • При взаимодействии с водой этот сорт глины приобретает светло-серый цвет, а после обжига эта глина превращается в продукт красивого белого цвета. Белая глина очень эластична.
  • В данном сырье практически нет оксидов железа, поэтому белая глина слегка просвечивается. Ее используют для лепки бытовых предметов, кувшинов, декоративных глиняных статуэток.
  • Изделия из белого глинистого сырья часто покрывают глазурью, выдерживая в печах при высокой температуре.

Керамические массы

Этот материал содержит примеси кальция, что обуславливает его высокую пористость.

Основные характеристики:

  • Керамические массы имеют в своём составе каолинит, иллита, алюмосиликаты, примеси песка, карбоната кальция и натрия.
  • Пористые керамические массы принадлежат к осадочным породам. Они в природных условиях образуется в результате наносов водными потоками частиц разрушенных ископаемых пород.
  • Цвет керамической массы, как правило, серый или белый. Иногда можно встретить зеленоватую керамическую массу. Этот глинистый материал хорошо подвергается обжигу при невысоких температурах.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Рис. 1 Стеки.

Основным инструментом мастера являются его руки. Начинающему гончару следует иметь стеки (рис. 1) для снятия лишнего
материала и тщательной проработки деталей.

Их изготавливают из плотной, однородной древесины (самшита, бука, груши, березы,
яблони, клена, граба и других пород) или оргстекла, винипласта, эбонита.

Длина стека — от 100 до 250, толщина — от 10 до 30
мм. Рабочие поверхности его должны быть отполированы. Деревянные стеки для влагоустойчивости обрабатывают горячей олифой
или любым растительным маслом.

Рис. 2. Проволочка с двумя ручками

Рис. 3. Гончарные круги:
а— ручной; б — ножной;
в —электрический

Рис. 4. Узел вертикальной оси электрического гончарного круга:
1 — вал; 2 — гончарный круг; 3, 4 — корпус; 5 — ребро жесткости; 6 — шкив; 7 — шайба;
8 — гайка; 9 — подшипник; 10 — стол; 11 — болт.

Кроме того, потребуются еще следующие инструменты:

  • проволочка с ручками на концах для срезания изделия с гончарного круга и других работ (рис. 2);
  • толщиномер и циркуль — для уточнения размеров изделия;
  • поролоновая губка — для увлажнения поверхности будущего изделия, а также удаления избытка влаги из жидкой глинистой
    массы внутри узкогорлых керамических сосудов;
  • гончарный круг.

Гончарный круг является одним из первых механизмов. Прежде он существовал, двух типов — ручной и ножной.
Более древний — ручной (рис. 3, а). Он имеет массивный рабочий круг, одновременно являющийся и маховиком.
Левой рукой гончар крутит круг, а правой формует изделие.

Ножной круг (рис. 3, б) приводится в движение левой
или правой ногой, рабочий стол располагается на уровне поясницы сидящего мастера. В настоящее время появился
электрический гончарный круг (рис. 3, в). Все три гончарных круга состоят из вертикального вала, в верхней части
которого укреплен рабочий диск.

Рассмотрим порядок изготовления простого гончарного круга с электроприводом. Размеры деталей зависят от применяемого
электродвигателя и величины изделия. Стол и ножки станка изготовьте из доски толщиной 40—50 мм и соедините шипами наклею.
Конструкция должна быть прочной.

Наиболее сложная часть гончарного круга — узел вертикальной оси с подшипниками (рис. 4).
Этот узел состоит из металлического корпуса (4), в котором установлена вертикальная ось (1), вращающаяся на двух
подшипниках (9). Между кругом (2) и столом (10) станка находится фланец (3), который крепится к крышке стола четырьмя
болтами (11). Прочность конструкции узла создают ребра жесткости (5). На нижнем конце вертикальной оси устанавливается
шкив (6), зафиксированный гайкой (8) с пружинной шайбой (7).

Металлический рабочий круг гончарного станка (2) приварите к верхнему краю вертикальной оси (1). Конструкцию
этого узла нужно сделать разборной, чтобы можно было через определенное время смазывать вращающиеся детали и заменять
подшипники, если они придут в негодность.

Гончарный круг должен иметь две-три скорости вращения (от 50 до 350 оборотов в минуту), мощность, достаточную для
вращения керамических изделий. Чтобы металлические части электрического станка и электродвигателя не подвергались
коррозии и не являлись причиной короткого замыкания в электросети, тщательно обработайте их нитролаком или масляной
краской. Электродвигатель обязательно заземлите и пользуйтесь исправными штепсельными розетками и вилками.

В комплект станка гончарного круга будет входить ремень, с помощью которого передается вращение от шкива
электродвигателя к шкиву, закрепленному на вертикальной оси круга. Натяжение ремня можно регулировать передвижением
электродвигателя по специальному деревянному бруску с двумя сквозными пропилами под болты. Сильно натягивать ремень
передачи не следует, это может значительно снизить мощность мотора.

В некоторых случаях достаточно натереть шкивы и ремень канифолью, и он проскальзывать не будет. При работе с
электрическим гончарным кругом освойте включение и выключение электродвигателя. Чтобы исключить вибрацию, приклейте
к нижней части ножек станка резиновые пластинки.

Обезвоживание шликера

Самое сложное и энергоемкое – удаление влаги из шликера! Ведь шликер это раствор, а вам необходимо получить глину консистенции пластилина! Как этого добиваются в промышленных масштабах – можете прочитать в соответствующей литературе.

Мы же поступим так: Возьмите изготовленную вами ранее гипсовую форму или форму с подогревом и проложите ее внутреннюю часть х/б тканью (для защиты глины от частичек гипса). Залейте получившуюся полость профильтрованным ранее шликером, накройте крышкой. Внутренняя структура гипсовой формы подобна губке, и поэтому она интенсивно вытягивает воду из шликера. Для ускорения этого процесса достаточно увеличить температуру формы до 40..60°С (поэтому эффективнее форма с электроподогревом). Периодически (два-три раза в день) прокалывайте глину деревянной палочкой. Как только по всему объему глина приобретет консистенцию твердого пластилина, извлеките ее из формы (вынимайте удерживая за х/б ткань). Полученную пластичную массу влажностью 23-25% положите на пару недель на вылеживание в помещение с высокой влажностью. При вылеживании происходят окислительные и микробиологические процессы, гидролиз полевого шпата, образование кремниевой кислоты, что способствует разрыхлению массы, дальнейшему разрушению природной структуры материалов и повышению ее пластических свойств. После вылеживания разрежьте глину на небольшие куски (примерно 1-1,5 кг.), еще раз промните, сбейте в прямоугольные бруски и заверните в герметичные полиэтиленовые пакеты. Храните в прохладном, влажном месте (для предотвращения ее высыхания).

Степень готовности глины к формовке на гончарном круге проверяется просто: глина должна быть максимально мягкой, но при этом не липнуть к рукам! Если помять глину, то на руках должен остаться только темный след. Если глина липнет к рукам, а при отлипе на ладошках остаются островки глины — глина сыровата. Достаточно оставить ее на час-два провялиться, потом опять помять, проверить – и при необходимости еще подсушить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector