Как нарисовать лес карандашом и гуашью: самые простые мастер-классы для начинающих

Как рисовать краской гуашь на бумаге, пример для начинающих

Еще один из распространенных материалов для рисования – гуашь. Эта краска сейчас используется гораздо чаще нежели акварель, особенно если рисуют дети. В этом разделе с помощью гуаши попробуем нарисовать цветок:

Как видите, он нарисован на черном фоне. Можно использовать белый фон, но красный цветок на черном фоне смотрится гораздо лучше. Поэтому берем или черный лист, или на белый лист в качестве фона наносим черную краску. Во втором случае придется подождать пока лист просохнет.

Начинаем с того, что берем карандаш (светлый, поскольку фон темный) и рисуем цветок карандашом.

На следующем этапе понадобится оранжевый цвет, которым необходимо будет закрасить цветок.

Затем берем красный цвет, закрашиваем кончики лепестков, как показано на образце. Границу между желтым и красным цветом делаем не ровной а немного изрезанной.

Теперь в ход вступает вновь желтый цвет. Им красим внутреннюю часть цветка, делая штрихи, наподобие тех, что рисовали красным цветом.

Теперь приступаем к прорисовке середины цветка. Красным цветом прокрашиваем середину. После этого зеленым рисуем стебельки-тычинки.

Остался последний штрих. Рисуем стебли и листья, рисунок готов.

Еще один интересный рисунок уже на осеннюю тематику

Будем рисовать осеннюю ветку. Берем обычный набор гуаши, кисточки и лист бумаги. Желтой краской закрашиваем лист.

Затем берем оранжевый цвет, начинаем с краев листа наносить оранжевым цветом, делая круговые движения кистью, что бы в итоге в середине получилось солнце.

Аналогично поверх оранжевого наносим красный цвет.

Рисуем ветку

После этого берем темный цвет – черный или темно-коричневый и рисуем ветку. Нарисовать ее можно по разному, как у кого получится. На рисунке ниже показан один из вариантов прорисовки такой ветки

Следующий этап очень простой, справится даже ребенок. Берем кисточку, окунаем в оранжевую краску и рисуем листики на ветке. Наносим их простым касанием листа бумаги, делая мазки округлые, овальные. Какие получатся.

Помимо оранжевых листьев, можно добавить еще и ярко-красных.  Для того, чтобы листья не были однотонными, добавляем на них черную точку, как бы немного размывая. В результате получим такую вот замечательную осеннюю картинку.

Потренировавшись на таких рисунках, можно будет нарисовать что-нибудь и посложнее. Кроме того, не забывайте экспериментировать и с красками. Смешивая различные цвета, вы получите самые разнообразные оттенки. Которые можно использовать для рисования не только пейзажей по временам года, но и ночные картинки.

С гуашью

Гуашь позволит сделать все живо и красочно, для пейзажа они подойдут прекрасно:

  1. При помощи карандаша в левом углу снизу создается набросок берега, создают мостик. По правой стороне будут находиться деревья и остров. В левой части листа изображают второй остров с деревьями. Добавляют возвышенности, в виде холмов или поляны.
  2. После карандашной работы, приступают к работе с гуашью. Белой краской покрывают верхнюю часть наполовину, желтой рисуют солнце, смешивают ее с коричневой краской и красят участок вокруг солнца, фиолетовая краска наносится на верхние углы.
  3. Белым цветом поверхность листа выбеливают для легкого перехода. Темно-зеленой гуашью рисуется растительность.
  4. Белилами покрывается все до низа, желтым цветом рисуют на воде, с оранжевым создают отражение солнца. Коричневый наносят по бокам для создания перехода оттенков.
  5. Смешивают фиолетовый и коричневый, наносят на стороны у озера. Зеленой отмечают тени у растений, бежевой с розовой оформляется кроны справа и слева. Смешав туда зеленую краску, создают блики на листьях, а добавив белила, создается водная поверхность.
  6. Белой гуашью делается светлее отражение солнца и рисуются цветы.
  7. Коричневым и зеленым изображают траву на берегу. Серым делается контуры моста, белилами он осветляется и темной краской показывают доски.
  8. Темно-зеленый цвет смешивают с черным и детализируют кусты. Осветляют белилами и траву делают немного светлее, желтый наносится на края травы и работа завершена!

Базовые упражнения

 

Первые несколько листов в блокнотах новичков выглядят всегда одинаково: вертикальные и горизонтальные полосы разной насыщенности с цветовыми переходами (размывки и штриховки). Научившись делать однотонную и фрагментарную размывки, можно переходить к простым изображениям вне сюжета и композиции – отдельные деревья, домики, геометрические фигуры. Для правильной передачи светотеней достаточно научиться трем переходам между цветами, от светлого к темному или наоборот. Вначале рекомендуют изображать как можно больше отдельных объектов, срисованных с натуры или по памяти.
 

10 лучших акварелистов

Наиболее известные зарубежные художники, оказавшие влияние на развитие вида искусства, разработавшие современные принципы работы.

Виндзорский замокПол Сэндби

Пол Сэндби (1725-1809) — создатель первых серьёзных произведений в технике акварели, картин большого формата: «Виндзорский замок» (1760 г.).

Замок ФайндлейтерТомас Гёртин

Томас Гёртин (1775-1802) — мастер акварельного пейзажа, стремился к изображению панорамности. Впервые применил всасывающую бумагу. В работах применял своеобразную манеру размывки с целью создания полутонов. Наиболее известна картина «Замок Файндлейтер» (1792г.)

ЛедникДжозеф Мэллорд Тернер

Джозеф Мэллорд Тернер (1775-1851) — художник-акварелист, виртуоз техники, предшественник импрессионизма. Много путешествовал, пытался выразить в работах свои впечатления и переживания. Произведение «Ледник» (1803г.)

Дэвид Кокс (1783-1859) — английский пейзажист, окончил Королевскую академию художеств. В творчестве прослеживаются элементы импрессионизма: решительность мазка, яркость колорита.  Яркий пример творчества —«Замок в осеннем пейзаже».

Ричардс Паркс Бонингтон (1802-1828) — окончил Школу изящных искусств, отточил технику рисунка акварелью до совершенства, создал серию работ, получившую Золотую медаль Парижского салона.

Фердинанд и Миранда играют в шахматыЛюси Мэдокс Браун

Люси Мэдокс Браун (1843-1894) — писала акварели с яркими световыми эффектами. Сюжетами картин служили исторические события, зарисовки из жизни, портреты. Картина «Дуэт» (1870 г.), выставленная в Королевской академии получила высокую оценку.

Cэмуэл Палмер (1805-1881г.) — художник-самоучка. Писал акварели романтического направления: пейзажи и пасторали. Занимался иллюстрированием литературы. Яркий пример творчества — «Мечтание в Апеннинах» (1864г.)

Джон Селл Котман (1782-1842) — ученик Томаса Гётмана. Преподавал в Королевском колледже, занимал президентское кресло в Норвичской школе искусств. В творчестве использовал смелые световые решения, предшественник стиля модерн.

Эжен Делакруа (1798-1863) — окончил Парижскую школу изящных искусств. Акварелью занимался в зрелые годы. Знаменитая картина «Море в Дьеппе» искусно передаёт игру света, движение воздуха, оттенки морских волн.

Уинслоу Хомер (1836-1910) — американский художник, учился в Национальной академии дизайна, брал частные уроки. Писал реалистические пейзажи с изображением моря и жанровые сцены. Известное произведение «Туман надвигается» (1885г.)

Российские акварелисты

В России направление искусства XIX в. развивалось в традициях английской школы. В 1880 г. в Петербурге было создано общество русских акварелистов под руководством Альберта Бенуа. За годы существования организация провела более 38 выставок.

Лучшие акварелисты XIX-XXI века:

Пётр Соколов (1791-1848) считается русским прародителем портрета, выполненного водорастворимыми красками. Художник начинал карьеру с письма маслом, но отдал предпочтение работе с акварелью.

Карл Брюллов (1800-1852) — работы в стиле классицизма с оттенком романтизма, использовал манеру многослойного мазка. Картина «Прерванное свидание» (1827г.)

Владимир Маковский (1846-1920) — призвание акварель и графика. Художник рисовал портреты и сцены из жизни.

Игорь Грабарь (1871-1961) — работал в стиле импрессионизма, предпочитал зимние пейзажи и натюрморты. Известное произведение — «Февральская лазурь» (1904г.)

Городской пейзажCергей Алексеев

Cергей Алексеев популярен в России и за рубежом. Пишет городские пейзажи, в основном улицы и каналы Санкт-Петербурга.

Сергей Андрияка — талантливый акварелист и педагог, изображающий сельские постройки и натюрморты в реалистическом стиле. Открыл в конце XX века специализированную школу.

Акварель не теряет популярность и в наши дни. Современное искусство представляют: Стивен Хэнкс (эмоциональность, реализм), Тьерри Дюваль (городской пейзаж), Джозеф Збукович (романтический пейзаж) и многие другие.

Лесной пейзаж простой техникой рисования

  1. Сразу нужно сделать границы рисунка, проведя линии со всех сторон примерно 1 см.
  2. Затем, под небольшим наклоном нарисовать линии, набрасывая стволы и ветки деревьев, стволы деревьев могут перекрещиваться друг с другом, рисовать их нужно снизу вверх.
  3. Далее, рисовать сверху примерно в 3-4-х тонах, самые тёмные будут кроны, их рисовать самым мягким карандашом (3-4b), средним карандашом рисовать листья, самым светлым (3-4h) рисовать задний план, он будет в лучах.
  4. Далее, средним тоном рисовать листья деревьев, можно местами объединять их в пятна. Где-то может быть светлый тон, где-то можно сделать темнее. Там же можно более мягким карандашом (hb) рисовать ветки, рисовать так, чтобы листья их перекрывали.
  5. По тону, ветки должны быть немного темнее, чем листья. Далее, можно начинать прорисовывать стволы деревьев карандашом 4b. Стволы деревьев должны быть самыми чёрными. Карандашом hb наметить как будут идти лучи солнца.
  6. В местах, где луч солнца падает на ствол — нужно рисовать более светлым тоном, можно использовать для этого клячку, просто протягивая лучи с её помощью. Если где-то будет несостыковка — её можно исправить более жёстким ластиком.
  7. Внизу можно нарисовать лужицу, в ней — отражение дерева, посередине лужицы — рябь, или грязь. Стволы немножко доработать, сделать градацию тона от тёмного с светлому, какой-то ствол сделать светлее, какой-то темнее. Листва в лучах должна быть еле заметной.

Для разнообразия, можно нарисовать ветки перед лучами. Вот как просто можно нарисовать лесной пейзаж, он намного интереснее, когда там есть свет и лучи пробиваются сквозь деревья, а также присутствует вода с отражением.

«Река»

Водные поверхности изобразить не составит большего труда, вода является обязательной спутницей природы и как же не разместить ее в этой статье. Чтобы нарисовать ее, следуйте этим шагам:

  1. Первое, это создание горизонта, вертикально рисуют выпуклые линии, обозначающие берега.
  2. Главная задача этого пейзажа, это окружить реку лесом, для этого рисуют стволы. На заметку: стволы стоя на возвышенности.
  3. Прорисовываются кроны у деревьев таким образом, чтобы создать густоту лесу, берега у реки детально рисуем и штрихуем стволы.
  4. Для более интересного и завершенного вида речки, рисуют лодку у причала .

Разные способы нарисовать лес

При желании выполнить самостоятельно оригинальное изображение леса, можно использовать простой карандаш для зарисовки или цветные карандаши для наполнения изображения цветом.

Начинающим художникам будет несложно выполнить рисунок леса при помощи гуаши.

Обдумывая, как нарисовать зимний лес, можно вспомнить о контрастной технике. На таком рисунке темным будет фон, изображающий ночное небо. А снег и очертания деревьев останутся белыми.

Попрактиковавшись с карандашом и гуашью, можно перейти к более сложным рисунками, которые выполняются при помощи акварели.

Применяя пошаговые мастер-классы, научиться рисовать совсем несложно в любом возрасте.

Солнечный лес гуашью

Изобразим сказочный лес, испестренный сверкающими солнечными бликами. В итоге у нас получится красивая лесная опушка, покрытая зеленью и освещенная солнцем. Для этой картины понадобятся гуашевые краски:

  1. Делим верхнюю половину листа А4 на две равные части. Посередине будут стоять стволы деревьев.
  2. Для изображения неба используем белый и жёлтый оттенок гуаши. Области неба закрашиваются смешанными жёлтыми и белыми оттенками, переходящими один в другой.
  3. В центре листа рисуются стволы. Для их изображения используем коричневую гуашь. Первый ствол изображается тремя линиями, исходящими из одной. Это толстые ветви дерева. Второй ствол обозначается двумя плавными линиями.
  4. Левая ветвь выдаётся на передний план за счёт осветления. Пока гуашь не подсохла, можно добавить в неё жёлтый и зелёный оттенок, чтобы осветлить коричневый.
  5. Дорисуем стволам мелкие ветви. Создаём на коре фактуру без детального прорисовывания. Обозначим блики белой краской.
  6. Закрашиваем второе неразветвленное дерево по тому же принципу. Добавляем ему мелких ветвей.
  7. Изобразим крону деревьев. Для этого возьмем большую кисть и нанесем гуашь крупными мазками, не вдаваясь в детали. Нужный оттенок создаётся при смешивании зелёной, синей и жёлтой краски. Для глубины прокрашивания во многих участках картины стоит применить сухую кисть.
  8. На заднем плане тонкой кистью рисуются другие стволы.
  9. Детали листвы набрызгиваются на лист мелкими точками. Для этого можно использовать зубную щётку или плоскую жёсткую кисточку. Для создания брызгов используем в основном темно-зелёную гуашь. К основному цвету можно добавить жёлтый и белый оттенки.
  10. Чтобы создать плавные переходы цвета, используем тонкую кисть. Окунаем её в темно-зелёную, белую и жёлтую краски и подкрашиваем участки листвы.
  11. Изобразим дальний лесной массив с правой стороны картины. Для получения нужного оттенка смешаем краски синеватого, жёлтого и белого цвета. Края листвы отметим светло-желтым.
  12. Создаём солнечные блики в просветах между ветвями. Для этого ставим желтые пятна по всей площади листвы, потом сверху добавляем краски белого оттенка.
  13. Для обозначения линии травы рисуется толстая жёлтая линия.
  14. Рисуем лес на фоне в левой части рисунка. Листва создаётся смешением зелёной и жёлтой краски, для прорисовки ветвей используется синий оттенок. Набрызгиваем белые блики.
  15. Обширными мазками, восходящими к корням, рисуется земля.
  16. Под деревом ставим желтые блики с белыми мазками. Набрызгиваем на землю белой гуаши.

Нарисованный лес неотличим от реального. Солнце, проглядывающее сквозь ветви, создаёт налёт волшебства.

Изобразим загадочный зимний лес на листе бумаги. Эта картина рисуется акварельными красками. Изображение будет выдержано в однотонной гамме:

  1. Сначала научимся рисовать ель. Смешаем краски таким образом, чтобы получить темно-зелёный оттенок.
  2. Нарисуем верхушку дерева. Проведем короткую вертикальную линию, из вершины которой выведем несколько коротких наклонных линий, каждая из которых длиннее другой. На конце они должны немного расширяться и закручиваться.
  3. Изобразим таким же способом следующие уровни хвои. При рисовании хвои следует помнить, что нижние ветви должны быть шире верхних. По окончанию хвоя должна полностью закрывать ствол.
  4. Рисуем основание дерева в виде короткой вертикальной линии внизу ели.
  5. Теперь создадим цветовую гамму из трех оттенков. Смешаем светлый, средний и тёмный оттенок зелёного.
  6. Нарисуем несколько елей светлого оттенка краски. Основания поставим чуть ниже середины листа. Макушки должны касаться верхнего края бумаги.
  7. Поверх светлого ряда рисуем ели среднего оттенка. Вершины берут начало чуть ниже предыдущих, основания рисуем у нижнего края листа.
  8. Рисуем последний, тёмный ряд елей на переднем плане. Основания тёмных деревьев заходят за границы рисунка, макушки ещё больше занижены. Все ёлки стоит расставлять неравномерно, но при этом сохранять примерную высоту ряда.

Акварельный зимний пейзаж завершен.

Зная технику рисования, изобразить на бумаге лес проще простого. Следуя пошаговыми инструкциям, это может сделать любой желающий.

Создание пейзажа простым карандашом

Перед работой необходимо подготовить альбом и карандаш. Для начинающих пейзажистов данная техника кажется сложной. Но если внимательно изучить план создания картины, то вопросов не возникнет о том, как нарисовать пейзаж карандашом.

Алгоритм рисования берега реки очень прост:

  • Прорисовывается линия горизонта:
    • Лист делится на три части,
    • Горизонтальную линию проводят в нижней трети.

Затем отмечается верхняя часть берега:

    1. В итоге получается холмистый пейзаж.
    2. С левой стороны листка набрасывается еще участок суши.
    3. Штриховкой параллельными линиями, скошенными вверх и немного вправо. Давить на карандаш нельзя сильно.
    4. Река штрихуется горизонтальными ровными линиями слева на право.
    5. Берег обозначается короткими штрихами (вверх-вниз), здесь карандашом производится нажим на лист.
    6. Нарисовать пейзаж поэтапно не сложно, главное придерживаться плана. После оформления поверхности, можно переходить к прорисовке объектов.
    7. С левой части суши почти до самого верха рисуется ствол пальмы. Снизу толще, чем вверху. Закрасить можно более мягким карандашом, чтобы создать тон темнее.
    8. Поэтапно карандашом прорисовываются ветки пальмы.
    9. Трава, которая рисуется под деревом, закрашивается таким же оттенком, что и листья.

Если следует сделать светлее некоторые места, то можно использовать стиральную резинку. Вдали по берегу можно еще изобразить контуры нескольких пальм.

Такой мастер-класс подойдет для начинающих художников.

Виды красок для живописи

Для многих новичков актуален вопрос о том, как красками. Её можно и маслом. Все краски разные и обладают своими особенностями.

Наиболее простой и лёгкий способ — это рисование гуашью. Работа получается яркой, насыщенной. Благодаря своей непрозрачности гуашь легко наносится на предыдущий высохший слой. При помощи белой гуаши легко наносить блики в нужных местах.

Масляная живопись актуальна для людей, которые знают, как нарисовать красками осень, и гуашью, и акварелью. Работа выполняется на холсте и заключается в наложении мазков в нужных частях полотна. Нужно учитывать, что масляные работы дольше других видов живописи сохнут.

Акварельная живопись — самая красивая, но и трудоёмкая. Результатом успешной работы будет являться живое и нежное отображение природы.

Составление композиции

Работа состоит из следующих шагов:

  • определяется количество деревьев, которые будут на рисунке;
  • изображаются схематично деревья: те, что на первом плане, более объемные, те, что находятся дальше – более тонкие. Чем дальше стоит дерево, тем тоньше оно должно быть. Для удобства размещения деревьев в перспективе нужно нумеровать каждый ствол так, чтобы первый получился самым толстым, а самый дальний самым тонким.
  • деревья в лесу в перспективе могут стоять друг за другом, тогда ствол обозначается только одной линией;
  • обозначить траву и кусты в нижнем плане рисунка.

Сравнить созданный эскиз с оригиналом в мастер-классе, чтобы проверить правильность расположения всех деревьев при создании перспективы.

Ошибки новичков

  • Затирание бумаги до катышков нанесением большого количества слоев или воды.
  • Растекание акварели из-за плохо высохшего предыдущего слоя.
  • Неравномерный цвет заливки – пожалели воды или слишком медленно работали (краска успевала подсыхать).
  • Использование неподходящей бумаги – получается сморщенный рисунок с разводами.
  • Использование грязной воды после многократного смачивания кисточки дает грязный эффект на холсте.
  • Сильное давление на карандаш при выполнении наброска не дает стереть контуры бесследно, ластик сильно портит верхний слой бумаги, краска ложится неровно.

Акварельное творчество может стать основой для дальнейшей работы с гуашью, акрилом, маслом. Часто технику используют совместно с другими (маркеры, линеры, черная тушь), особенно в скетчинге и фэшн-иллюстрации.
 

28 октября 2019

Перспектива и восприятие

Рисуя что-либо в линейной перспективе, вы должны знать и понимать, что взгляд вашего зрителя всегда будет следовать по аллее, дороге или тропинке и приходить в точку схода.

Примеры картин


«Горы в цвету». Горная дорога ведет взгляд к домику вдали.


К. Писарро «Монмартр ночью». Взгляд идет по дороге и уходит вдаль, рассматривая по пути все мелочи: машины, дома, прохожих.


«Сады цветут». Наблюдатель смотрит с холма на тропинку ведущую к домикам вдали. Подробности линейной перспективы и ее восприятия, читайте в уроке живописи «Городской пейзаж».

Знание и соблюдение этих нескольких очень простых правил в построении работы над пейзажем, поможет избежать грубых ошибок и создавать красивые гармоничные пейзажи, наполненные глубиной, простором и воздухом.

Желаю удачи и творческих успехов!

Жду отзывов, вопросов и комментариев!

Закат акрилом

Теперь покажем вам, как как красиво нарисовать закат акрилом.

Для работы с ним лучше расположить лист бумаги вертикально.

Порядок работы:

  1. Отступив треть листа сверху, поставить на него каплю белой акриловой краски.
  2. Ниже нее на 3 см поставить каплю желтого цвета. Еще ниже – еще одну каплю желтого, далее – каплю оранжевой, и, наконец, каплю красного акрила.
  3. Взяв мастихин, начать размазывать все капли вправо и влево, создавая цветные полосы. Двигая мастихин по границам полос, сгладить цветовые переходы.
  4. Аккуратно нарисовать границы листа. Взяв широкую кисть, еще больше растушевать цвета.
  5. Взять тонкую кисть и в центре листа, на границе желтого и оранжевого цветов, желтой краской нарисовать большой полукруг солнца.
  6. Закрасить его. Нижнюю границу полукруга растушевать с оранжевой краской.
  7. Набрать на кисть белый цвет и полностью прокрасить весь полукруг, аккуратно вмешивая белую краску в желтую.
  8. Границы полукруга сделать более контрастными. Нижнюю границу растушевать.
  9. Набрать на кисть красный цвет и, начиная от краев листа, слегка наметить горизонтальные полосы с легкими изгибами, пересекающие края солнца, но не доходящие до его середины.
  10. Набрать белую краску и выше солнечного диска прорисовать легкие кучерявые облака, растянутые в горизонтальном направлении.
  11. Их размер должен быть меньше, чем у солнца. Взять синий цвет и прокрасить нижнюю часть облаков, создавая тени. Туда же вмешать небольшое количество оранжевой краски.
  12. Набрать на кисть желтый цвет и ниже, чем солнце, прорисовать легкие вертикальные штрихи, собранные в горизонтальные полосы.
  13. Кисть при этом должна быть почти сухая, и краску надо накладывать еле заметно.
  14. Набрать коричневый акрил и слегка затемнить нижние углы и край листа.
  15. Далее можно взять тонкую кисть и тем же коричневым в нижней части листа нарисовать контуры злаковых растений или камыша.

Как рисовать лес простым карандашом

При работе с обычным карандашом нужно создавать контуры деревьев с помощью штрихов различной тональности. Тогда деревья будут получаться объемными. Штрихи нужно рисовать в разной тональности, благодаря чему изображение не будет становиться плоским.

Во время урока ребенок должен научиться:

  1. Созданию текстуры карандашами разной твердости и методам создания светотени, с помощью которых будут показаны детали на деревьях, кустах и траве;
  2. Созданию геометрической перспективы, когда ближние деревья получаются крупными, а дальние мелкими и располагающимися выше тех, что находятся перед ними;
  3. Изображению атмосферы или воздушности перспективы, передаваемой с помощью изображения пыльцы растений, частичек пыли, капелек влаги;
  4. Использованию цветопередачи для создания перспективы, когда ближние деревья на рисунке получаются более темными и четкими, а дальние светлыми, менее четкими и детализированными.

Свойства и особенности акварельной краски

Акварель — краска с клеевой основой, растворимая в воде. Связующие элементы природного происхождения: декстрин, экстракт косточек плодовых деревьев, гуммиарабик.

КрылоАльбрехт Дюрер

Пластичность краске придаёт смесь глицерина с инвертированным сахаром. Мёд или патока служат для естественного увлажнения листа бумаги: они впитывают и удерживают жидкость. Для защиты от плесени в состав добавляют фенол. Бычья или свиная желчь способствует равномерному наложению краски.

Основные свойства:

  • богатство полутонов и оттенков за счёт нанесения мазков поверх высохшего слоя;
  • прозрачность — техника предусматривает просвечивание листа бумаги сквозь краску для создания дополнительного эффекта;
  • слабая насыщенность цвета;
  • разрушение под воздействием прямых солнечных лучей.

Бумага и краска довольно хрупки, легко повреждаются при физическом воздействии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector