Что такое майолика, ее свойства, разнообразные варианты применения такой плитки в интерьере
Содержание:
- Майолика в интерьере квартиры, майоликовая посуда
- Наиболее известные майолики
- Что такое майолика?
- Современный аналог майолики
- Европейские и американские производители
- Причины угасания интереса к итальянской майолике
- Состав и структура
- Список используемой литературы
- Положительные и отрицательные стороны использования
- Русская майолика
- Имя
- Глиняная посуда
- Итальянская майолика
- Что такое майолика?
- Роль в интерьере
- В гжельских краях
- Меццо-майолика как предшественник итальянской майолики
- Особенности майолики
- Что такое майолика
Майолика в интерьере квартиры, майоликовая посуда
Что такое сегодня майолика – посуда, декор, расписная плитка. Последний вариант самый трендовый.
Используется майолика для:
- облицовки камина;
- декорирования стены душевой;
- фрагментов украшения экстерьера прихожей;
- оформления откосов и наличников;
- декорирования ступеней;
- оформления изразцов для кухни;
- предметного дизайна – к примеру, декорирования столешницы журнального столика.
Справка. Майолика – это еще и самодостаточный арт-объект. Емкость (не то ваза, не то тарелка), панно в раме и другие декоративные вещи не требуют привязки к помещению и функциональной зоне. Примеры на фото доказывают это!
Наиболее известные майолики
Итальянские майолики — это, как правило, разнообразные изделия из красной и розовой (терракотовой) глины, покрытые эмалью и расписанные в ренессансном стиле: растительные и геометрические орнаменты, гротески и т. д.
Арабские и турецкие майолики — это также красная или желтовато-белая глина черепка, плюс покрытие белой эмалью и свои собственные росписи — опять же орнаменты, в основном геометрические и довольно специфические растительные, а также различная каллиграфия.
Португальские майолики — это, конечно, азулежу — красная или розовая глина, по-прежнему покрытая белой эмалью и расписанная, как правило, бело-синими бароккальными орнаментами и различными сюжетными композициями.
Северные майолики — Франции, Германии, Великобритании, северной Италии — это в основном белый полуфаянсовый или фаянсовый черепок, покрытый белой эмалью, хотя на заре их возникновения также использовались и красные глины, как наиболее распространенные на нашей планете. Однако в последствии большинство керамистов этих регионов стали добавлять в глиняную массу каолин и другие добавки, сделавшие черепок кремово-белым, получившим позднее название фаянс с легкой руки мастеров города Фаэнцы, давших название этой глине.
Предыстория возникновения майолики — в попытках копирования белого китайского фарфора и его имитация. Отсюда покрытие белой глазурью керамических изделий из цветных глин, доступных мастерам прошлого. В России майолика заменила собой технологию ангобирования, т.е. покрытия красного черепка «ангобом» (жидкой белой глиной), как более легкая с технологической точки зрения. Наши предки не пытались имитировать китайский фарфор, но белая основа ярче проявляла краски, которые на белом фоне смотрелись намного лучше, чем на красном.
В других статьях на нашем сайте мы пишем достаточно подробно о развитии майолики в разных регионах мира и в случае интереса к вопросу, вы можете ознакомиться с ними в этом разделе.
Что такое майолика?
Расписная или однотонная плитка майолика с рельефной глазурованной поверхностью является дорогим элементом декора. Изначально это название использовалось для любых изделий, изготовленных из обожженной глины.
Для изготовления этого вида керамики применяется красная глина, которая покрывается белой эмалью. Первый слой глазури наносится под рисунок, а вторым покрывается изделие после росписи.
Обжиг изделия проводят 2 раза. Сначала закрепляют форму, а потом рисунок. Краска, которую используют для росписи, изготовляется из глазури с добавлением окиси олова. Блестящая поверхность изделия за счет рельефа создает блики. На изломе плитка имеет красный цвет.
История создания
Mayolica — разновидность керамики, история которой начинается в период неолита. Восточные изразцы с пестрой росписью проникли в Европу через испанский остров Майорка, которому обязана названием майолика.
На остров, игравший важную роль в торговых отношениях с другими странами, арабские купцы привозили блюда, кувшины, вазы, покрытые оловянно-свинцовой глазурью. Дорогостоящие украшения парадных залов и домов, принадлежавшие работе гончаров Египта, Ирана, Азии, высоко ценились и пользовались популярностью.
Собственные изделия у европейцев появились позже. В начале 16 в. всемирную известность приобрела итальянская майолика. Она отличалась чистыми цветами, для достижения которых рисунок наносился красками желтого и коричневого оттенков и цвета морской волны.
В это же время появились мастерские по изготовлению майолики в Испании, Германии, Франции. В Древней Руси технология изготовления применялась уже в 11 в., но расцвет архитектурная майолика получила спустя 6 столетий. Работе русских мастеров того времени принадлежат фризы, порталы, печные изразцы.
Свойства, характеристики, особенности и состав
Среди ценителей керамики, выполненной с использованием техники майолики, пользуется популярностью однотонная плитка. В этом случае глазурью и красками покрывается вся поверхность. При обжиге изделия компоненты сплавляются, создавая рельеф и цветовую гамму.
Преимуществом такого покрытия является оригинальная раскраска каждой плитки. Изделия имеют форму квадрата со стороной размером от 5 до 20 см. Майолика изготовляется из экологически чистого материала, отличается прочностью.
Кафель характеризуется высокой теплопроводностью, хорошо сохраняет тепло, поэтому часто практикуется его применение для печей, облицовки каминов.
Современный аналог майолики
Плитка майолика на современный лад принципиально отличается от традиционного аналога. Благодаря упрощению технологии производства и выбору простых материалов она более практична и доступна.
Телом плитки может служить монокоттура или керамогранит, которым свойственна высокая прочность и влагонепроницаемость. Это существенно расширяет сферу использования плитки майолики в интерьере: ее можно укладывать в местах с повышенной влажностью (ванной, сауне, бассейне) и на полу.
Характерные орнаменты наносятся в автоматическом режиме, а не вручную. Используемые для этого пигменты распределяются по глазурованной плитке или керамограниту, создавая идентичные орнаменты на их поверхности. Современные технологии позволяют добиться высокого качества изображения и поразительно внешнего сходства с оригинальной плиткой майоликой. Кроме потрясающего узора в этом помогает имитация эффекта состаренности изделия и его фактурная поверхность.
Плитка майолика в интерьере применяется и для отделки предметов интерьера. На фото пример оформления кухонного стола.
Европейские и американские производители
Майолика из других стран включена в эту статью по двум причинам.
- Термин « викторианский» иногда используется также для описания майолики, изготовленной в других странах.
- Европейские и американские производители наняли английских иммигрантов и скопировали процесс и стили майолики Minton в викторианском стиле.
Франция
APT
Настенная тарелка, ок. 1900, цветная и пестрая глазурь в палисийском стиле.
Барбизет
Настенная тарелка Palissy, цветная свинцовая глазурь на бисквите , около 1870 г.
Brard
Палиссийская майолика ок. 1880 г. Блюдо — белая матовая оловянная глазурь с росписью кистью из оксида кобальта, нанесенные рыбки — из цветной глазури майолики.
Дельфин Массье
Перре-Жантиль
Sarreguemines
La Majolique
- «A la fin des années 1870 apparaît un produit qui renforce la notoriété de Sarreguemines en Europe: la majolique.Il s’agit d’une faïence fine recouverte de glaçures colorées. Les couleurs privilégiées: le gros bleu, le bleu turquoise, le vert» dit bronze. Les bibelots, «objets de fantaisie», ainsi que specifices pièces foundationales bénéficient largement de cette nouvelle, техника «.
Томас Сержент
Шуази ле Руа
Петушок (Петух), 14,6 дюйма, цветная глазурь, c. 1880 г.
Boch Freres
Тарелка Boch Freres Kermis, цветная глазурь, c. 1880 год, виноград и виноградные листья.
Longchamp
Люневиль
22,4-дюймовая цветная глазурь, морская майолика, 1880 год.
Орхидеи
Ними
Onnaing
Салины
Валлорис
Португалия
Августа Баптиста де Карвалью
Подсвечники, 9,4 дюйма, цветная глазурь, стиль Палисси.
Авелена Соарес
Настенная тарелка, 10,4 дюйма, цветная глазурь, ультра-натуралистический стиль Палисси.
Бордало Пиньейру
Настенный карман, цветная глазурь, c. 1888 г., моллюски и водоросли Палиссийская майолика.
Cuhna
Настенная тарелка, 11 дюймов, цветная глазурь, стиль Палисси.
Хосе Франсиско де Соуза
Мафра
Германия
Краузе (сейчас в Польше)
Цветная глазурь майолика жардиньер и вазы 1890 года.
Эйхвальд
Коробка для безделушек, 9,4 дюйма, цветная майолика, ок. 1890 г.
Bloch, Villeroy & Boch (Люксембург)
В.С. Шиллер
Ваза для разлива, цветная глазурь, 1890 г.
Gustafsberg
Rörstrand
Вазы, гр. 1880. Цветная глазурь, натуралистическая по стилю.
Америка
Несколько американских фирм также производили майолику, причем уроженец Англии Эдвин Беннет производил ее в Балтиморе еще в 1850-х годах. Самыми известными являются Гриффин, Смит и Хилл из Фениксвилля , штат Пенсильвания, чья этрусская майолика, изготовленная с 1880 по 1890 год, включает компоты с подставками для дельфинов и чашки из цветов, ракушек или драгоценных камней, рисунок из коралловых водорослей и ракушек, а также столовую посуду с листьями и папоротниками. . Их знаком была впечатляющая монограмма «GSH», иногда обведенная кружком со словами «Этрусская майолика».
Майолику также производили Odell and Booth в Тэрритауне, штат Нью-Йорк , и компания Faience Manufacturing Company в Гринпойнте, Лонг-Айленд , чьей маркой является вырезанная «FM Co.» Их керамика была покрыта цветной глазурью, создавая эффект полосатых или мраморных полос. Майолику производили в Эвансвилле , штат Индиана. Работа из Чесапикской керамики в Балтиморе называлась Clifton Ware и была отмечена монограммой «DFH» «Clifton Decor ‘R’».
Керамика Арсенала в Трентоне, штат Нью-Джерси , производила майолику еще в 1900 году и выставила кувшины Тоби, имитирующие английские кувшины Тоби, на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго (1893 г.)
Цветная глазурь майолика Eureka Pottery, Трентон, Нью-Джерси
Причины угасания интереса к итальянской майолике
Однако постепенно данное направление искусства начинает угасать, и к 17 столетию характер изделий коренным образом изменился. В некоторых регионах производство останавливается вообще, а в других начинают заниматься изготовлением простой по форме белой поливной посуды.
Несмотря на то, что упадок данного направления декоративно-прикладного искусства связывается со сменой стиля, главной причиной его стало появление и широкое распространение фарфора.
Стоит отметить, что полного исчезновения традиций полихромной майолики не произошло. В центрах вроде Фаэнцы и впоследствии изготавливалась глазурованная керамика, правда объемы производства были уже гораздо скромнее, а сегодня эти изделия носят сувенирный характер.
Состав и структура
Основную долю в составе майолики занимает глина красноватого оттенка. Могут допускаться небольшие количества кварца, известняка, мела. Они улучшают адгезию керамики с глазурью. Кроме того, сегодня часто используются особые синтетические добавки, упрочняющие материал.
По структуре майоликовая плитка представляет собой однородную керамику, хорошо спекшуюся. Она может быть достаточно плотной или иметь мелкие поры (последний вариант в основном используется для отделки каминов и печей). Поверхность плиток глазурованная, с ярко выраженной текстурой.
Про свойства майолики поведаем нашим читателям далее.
Довольно подробно о майолике и ее особенностях расскажет данное видео:
Список используемой литературы
- Кайгер-Смит, Алан , Оловянная керамика в Европе и исламском мире: 1000-летняя традиция майолики, фаянса и фаянса (Faber and Faber, 1973) ISBN 0-571-09349-3
- Коэн, Дэвид Харрис и Гесс, Кэтрин, Путеводитель по итальянской керамике (Музей Дж. Пола Гетти совместно с British Museum Press, 1993)
- Кора, Galeazzo Storia della Maiolica di Firenze e del Contado. Secoli XIV и XV (Флоренция: Сассони) 1973 г. Стандартная монография об основных ранних центрах, опубликованная в экстравагантном формате, которая сейчас приносит на книжный рынок более 1200 долларов.
- Фаэнца . Журнал издается с 1914 года и посвящен майолике и глазурованной посуде.
- Филиппони, Фернандо, Аурелио Ансельмо Груэ: майолик в сеттеченто фра Кастелли и Атри , Кастелли, Вердоне Эдиторе, 2015, ISBN 978-88-96868-47-8 .
- Филиппони, Фернандо, Souvenir d’Arcadia. Ispirazione letteraria, classicismo и новые модели для декоративных произведений искусства Alla Corte di Clemente XI , Torino, Allemandi, 2020, ISBN .
- Мед, WB, европейское керамическое искусство (Фабер и Фабер, 1952)
- Ливерани, Дж. Ла майолика итальянская сино алла сравнение делла Порселлана Европа Резюме столетнего исследования, в основном основанного на сохранившихся примерах.
- Муссакио, Жаклин, Чудеса Майолики: итальянская керамика эпохи Возрождения из художественной галереи Коркоран (Bunker Hill Publishing, 2004)
- Остерман, Матиас, Новая майолика: современные подходы к цвету и технике (A&C Black / University of Pennsylvania Press, 1999) ISBN 0-7136-4878-3
- Рэкхэм, Бернард. Итальянская майолика (Лондон: Фабер и Монографии Фабера)
- Солон, Марк Л., История и описание итальянской майолики (Cassell and Company Limited, Лондон, 1907 г.)
- Уилсон, Тимоти, » Керамическое искусство итальянского Возрождения (Лондон) 1987″. Библиография.
- —, Maiolica: итальянская керамика эпохи Возрождения в Ашмоловском музее (Ashmolean Handbooks, 1989) ISBN 0-907849-90-3
- Феррари, Феличе (2003). La ceramica di Lodi [ Керамика Лоди ] (на итальянском языке). Аццано Сан Паоло: Bolis Edizioni.
- Пул, Джулия Э. (1997). Итальянская майолика . Справочники музея Фитцуильям. Кембридж, Нью-Йорк, Мельбурн: издательство Кембриджского университета. ISBN .
Положительные и отрицательные стороны использования
Экологически чистый материал изготовляется из натуральной глины. При облицовке поверхности плитка хорошо клеится с помощью специального состава. За счет пористой структуры материал сохраняет тепло.
Технология изготовления плитки предусматривает обжиг изделия, поэтому они невосприимчивы к огню. Материал отличается:
- прочностью, его можно использовать для пола;
- длительным сроком эксплуатации;
- устойчивостью к истиранию;
- благородным внешним видом.
Уход за изделиями отличается простотой, не занимает много времени. К отрицательным качествам относится высокая цена и хрупкость материала. Поэтому установку нужно проводить аккуратно. Плитку легко разбить, если стукнуть по ней или уронить с высоты.
Русская майолика
Стараниями князя Меньшикова в Стрельне, в 18 веке была основана керамическая фабрика. В основном продукцию использовали для декорирования храмов и светских зданий: подобный декор считался признаком роскоши, богатства. Большим спросом пользовалась сделанная способом майолики посуда.
Изразцы (русская майолика предполагает и их тоже), а также мелкая пластика и посуда прославили московскую фабрику Гребенщикова. В мастерских Гжели делали керамические изделия, способные конкурировать с московской продукцией. О том, что такое представляла майолика в то время, ярко говорит тот факт, что Васнецов, Врубель и Головин и другие известнейшие живописцы эпохи, выполняли изображения для русской керамики 19-20 веков.
Примеры русской майолики смотрите в этом видео:
Имя
Зарядное устройство Istoriato , Фаэнца , ок. 1555 ( Художественный музей Далласа )
Считается, что это название происходит от средневекового итальянского слова, означающего Майорку , острова на пути кораблей, доставляющих испано-мавританские изделия из Валенсии в Италию. Считается, что мавританские гончары с Майорки работали на Сицилии, и было высказано предположение, что их изделия попали на материковую часть Италии из Кальтаджироне . Альтернативное объяснение названия состоит в том, что оно происходит от испанского термина obra de Málaga , обозначающего « товары из Малаги», или obra de mélequa , испанское название блеска.
В 15 веке термин майолика относился исключительно к люстрам , включая импортные изделия как итальянского, так и испанского производства, а изделия из оловянной глазури были известны как бьянки (белые изделия). К 1875 году этот термин использовался для обозначения керамики, сделанной в Италии, блестящей или нет, из глиняной посуды с оловянной глазурью. С испанским завоеванием Мексики изделия из глазурованной оловянной майолики стали производиться в долине Мексики еще в 1540 году, сначала в имитации глазурованной керамики, импортированной из Севильи . Мексиканская майолика известна как « Талавера ».
«Посредством удобного расширения и ограничения это название может применяться ко всей глазурованной посуде любой национальности, сделанной в итальянской традиции … имя faïence (или синоним английского« фаянс ») зарезервировано для более поздних изделий XVII века и далее, либо в оригинальном стиле (как в случае с французским), либо, чаще, в голландско-китайской (Делфтской) традиции ». Термин «майолика» иногда применяется к современной глазурованной посуде мастерских гончаров.
Глиняная посуда
Глиняная глазурованная посуда, имеющая непрозрачную белую глазурь с крашеным надглазурным декором цвета (а) металлооксидной эмали, — майолика . Он достиг Италии к середине 15 века. Он часто шелушится и несколько нежный. Слово также пишется с майоликой j . В современной Англии использование майолики с буквой i обычно ограничивается итальянской майоликой эпохи Возрождения. В США майолика с буквой j используется как для цветной глазури, так и для оловянной глазури. Во Франции и других странах оловянная майолика развивалась также как фаянс , а в Великобритании и Нидерландах — как фаянсовые изделия . Во Франции, Германии, Италии, Испании, Мексике и Португалии изделия из оловянной глазури называют майоликой , майоликой , майоликой , майоликой , талавера и майоликой соответственно.
Примеры глазурованной майолики (окунание, сушка, краска, огонь).
Глиняную форму окунули (или покрыли) в оловянной глазури, затем отложили для высыхания, затем нарисовали кистью на необожженной глазури, затем обожгли. Процесс требует четырех отдельных этапов и высокого мастерства в живописи.
Итальянская майолика
Даже ребенок знает, что такое Эпоха Возрождения, и что ее ассоциируют с великим искусством Италии. Без майолики невозможно представить итальянское Возрождение. Изделия из белой или серой глины, покрытые сразу двумя слоями глазури (белой и прозрачной) стали одним из художественных символом славной эпохи.
Помимо классического вида Италия породила меццо-майолику и полуфаянс (фаянс – это слово, возникшее вследствие географической привязки, крупного центра производства керамики Фаэнца).
В 16 столетии расписная керамика стала художественным новаторством в Италии: утилитарный смысл плавно перетек в декоративный. Роспись усложнялась, стала называться «прекрасным стилем», в каждом регионе Италии образовывалась своя школа. Популярной была роспись тарелок в рафаэлевском стиле. И хоть сам классик этим видом творчества не занимался, итальянскую майолику долго еще так и называли – рафаэлевской.
Что такое майолика?
Это технология (или способ) изготовления керамики. Изначально под этим словом подразумевались любые глиняные изделия с обжигом, которые покрывались красками и глазурью. Сегодня активен спрос на плитку, изготовленную в технике maiolika (встречаются и такие варианты названий как mayolica, majolica). Ее уникальность в рельефной поверхности и особенных цветовых переходах.
Основной общий признак технологии – высокая молекулярная пористость, это значит, что материал достаточно гигроскопичен. Майоликовый продукт покрывается белой эмалью. Практически вся керамика, которую глазурируют (кроме «фаянса» и «каменной» керамики) – майолика.
Черепки могут быть сделаны из фаянсовой и полуфаянсовой, из терракотовой глины. Нередко майолику путают с изразцом. Последним называют плитку с румпой, объемным элементом с обратной стороны. Эта плитка может быть изготовлена способом майолики, но не обязательно им. Майолика – понятие более объемное. У нее много применений в художественном мире! Изразец – только один из видов архитектурной керамики.
Предлагаем вам посмотреть выпуск передачи «Галилео» о майолике:
Роль в интерьере
Использование изразцов при отделке квартиры является стильным вариантом оформления помещения. Этот вид декоративной керамики применяется в дизайне ванной, прихожей. Цветовая гамма майолики позволяет создать уютную атмосферу в средиземноморском или другом стиле в кухне и столовой комнате.
Отлично сочетается майолика в интерьере с природными материалами, такими как камень, дерево, ткань, необработанная штукатурка. Коллекция керамической плитки Виченца майолика отражает стиль, созданный архитектором Палладио.
Материал позволяет воплотить дизайнерские решения благодаря наличию деталей, необходимых для воссоздания классического интерьера в римском стиле. Декоративное квадратное панно или напольная плитка является отличным решением для осуществления художественных проектов.
Фасадная майолика позволяет украсить дом с наружной стороны. Керамогранит является одним из видов плиток, который производится методом прессования смеси из глины и силикатных материалов (кварц) под высоким давлением. В состав вводятся красящие пигменты.
После обжига образуется монолит, по прочности превышающий природный материал. Керамогранит отличается устойчивостью к износу, воздействию агрессивной среды, характеризуется низким показателем поглощения влаги. Поверхность материала бывает полированной, может иметь рельеф и структуру.
В центре народного гончарства в течение нескольких веков изготовляется гжельская майолика. Технология декора изделий предусматривает роспись по белой эмалированной поверхности.
Изделия из глины, покрытые специальной глазурью, можно встретить среди бижутерии. Бусины, изготовленные по технике майолика, иногда по внешнему виду путают с жемчугом, добытым из морских раковин.
В гжельских краях
В России майолика была очень популярна в XVIII столетии. Известность получил завод купца Афанасия Гребенщикова в Москве, где выпускались изразцы, статуэтки, посуда. Производилась майолика и в деревнях Гжели. Затем изделия из глины были вытеснены фаянсом и фарфором с росписями в синих тонах. В результате к началу XIX столетия наступил спад искусства майолики в тех краях.
Временем возрождения стал XX век. В подмосковной деревне Трошково в 1956 году было налажено производство глиняной посуды. Изделия украшались ангобной росписью. Ангоб — разведённая водой глина, которую используют для нанесения рисунков. Обычно она берётся другого оттенка по сравнению с той, из которой изготовлено изделие. Состав наносится на сырую поверхность, затем закрепляется обжигом. Очень красиво смотрится ангобная роспись, покрытая прозрачной эмалью.
Вторым центром возрождения гжельской майолики стала деревня Фенино. В 80-е годы XX столетия там сложился творческий коллектив. В него входили талантливые художники — Марина Коваленко, Николай Туркин, Юлия Петлина, Валентина Чепрасова, Оксана Талагаева. Бережно восстанавливались традиции старинного промысла, при этом вёлся неустанный творческий поиск. Результатами стали замечательные изделия — редкие по красоте и выразительности.
Меццо-майолика как предшественник итальянской майолики
Первые опыты итальянских мастеров сложно назвать успешными. В примитивном декоре не было ничего, кроме геометрических орнаментов с линейными растительными мотивами. Керамистами по большей части изготавливалась не сама майолика, а так называемая меццо-майолика (полуфаянс) – изделия из красного черепка, покрываемые белым слоем ангоба. Данной технике присущ декор типа сграффито, когда белый верхний слой глины процарапывается до красной основы.
На более ранние изделия данного типа наносился тонкий слой белого ангоба и грубоватый узор (звезды или кресты) и только в конце 12 столетия это покрытие начали смешивать с оксидом олова. Кроме того, мастера взяли пример с керамистов Ближнего Востока и стали покрывать свои работы щелочной глазурью, правда более тонкой и худшего качества. Именно такие грубоватые кувшины и блюда предшествовали знаменитой итальянской майолике.
К 15 столетию оловянная глазурь в качестве покрытия стала использоваться повсеместно, а во второй половине этого же века были окончательно сформированы основные мотивы, которые наносились на керамику. Характерными для итальянской майолики стали такие мотивы, как имитация рыбной чешуи, стилизованные перья павлина и «гранатовый орнамент».
К основным трем цветам добавились более сложные красно-фиолетовые тона, однако использовали их нечасто.
Особенности майолики
За какие такие ценные свойства майолика получила такое признание и так высоко ценится? Во-первых, как и вся керамическая плитка, майолика – абсолютно экологичный материал. Во-вторых, она долговечна, а древние ее образцы сохранились до сих пор. В-третьих, эта плитка не поддается воздействию огня, обладает высокой теплопроводностью, не накапливает статическое электричество и долго остывает, поэтому ее часто использовали и используют для облицовки каминов.
На счет внешнего вида даже говорить не стоит – он шикарен, и именно благодаря ему майолика и ценится. За счет рельефной поверхности такая плитка очень интересно отражает свет, отлично сочетается с такими материалами, как дерево, камень, штукатурка. Для минималистичных интерьеров отлично подойдет однотонная плитка, а вот в классические неплохо впишется и разрисованная майолика.
Цена на майолику традиционно очень высока, причем однотонная плитка обойдется гораздо дешевле расписной. Стоит отметить, что некоторые магазины продают остатки плитки из каких-то коллекций дешевле, так как собрать из них целостный узор уже не получиться. Такие остатки и можно использовать для украшения собственной комнаты: выложить ими какую-то часть стены. При этом разные орнаменты только сыграют на руку, ведь получится что-то типа пэчворка.
Что такое майолика
Одновременно с испанскими образцами майолики в Италию завезли вариацию из Китая. Далее, майолика распространилась по всей Европе. До России тенденция дошла в 17-м веке при Петре Первом.
Майолика — плитка из пористой глины, покрытой непрозрачной глазурью и расписанной цветными красками. По сути, это фаянс. Но тот производится только из белой глины. Она называется каолин. В нем соединены оксиды алюминия, кремния и вода. Материал не отличается пластичностью. Поэтому изготавливаемый из каолина фарфор хрупок.
Майолика плитка — долговечный и прочный материал
Майолика не отличается хрупкостью, поскольку делается из цветной глины. В ней вовсе нет каолина, или его примесь незначительна. Поэтому майоликой считают любую расписную керамику кроме фарфора.
Глазурью майолику покрывают неспроста. Пористость глиняной основы делает ее гигроскопичной, то есть активно впитывающей влагу. Вода проникает в микропустоты черепка. В итоге, он размягчается, разрушается.
Эмаль, в противовес черепку, не имеет пор, блокируя проникновения влаги в глину. Дополнительный плюс — максимально яркое проявление красок. На белой глазури они смотрятся чистыми, насыщенными. На Руси, заметив это, издревле покрывали глиняные изделия для росписи каолином. В Европе белую глину стали наносить поверх цветной, делая имитации китайского фарфора. Однако в будущем состав глазури майолики изменился.
Майоликовая глазурь — порошок. В нем обязательно есть фритт. Так называют легкоплавкое стекло. Присутствует и свинец. Он придает черепку блеск. Впрочем, бывают безсвинцовые глазури.
Португальская майолика 4-х цветное панно «Цветок Камелии»
Еще в покрытии присутствуют красящие пигменты. Обычно, они натуральные. Красно-оранжевую гамму обеспечивают, к примеру, селен и кадмий. Дополнительно в глазурь могут добавить кислотостойкие элементы. За счет них к воздействию кислот устойчиво и конечное изделие. Поскольку майоликой считается любая глазурированная и расписная керамика кроме фарфора, существуют разновидности:
1. Португальская майолика. В ее основе — красная глина. Роспись зачастую выполнена в бело-синих тонах. Узор используется барочный, то есть насыщенный завитками, округлыми линиями. Актуальны также сюжетные композиции.
2. Итальянская майолика. Выполнена, зачастую, из розовой глины. Ее еще называют терракотовой. Роспись итальянской майолики цветастая, в стилистике ренессанса. Для него характерны геометрическая, растительная тематики и гротеск, то есть нарочитое преувеличение образов, их черт.
Итальянская Майолика эпохи Возрождения
3. Северная майолика. Содержит солидную примесь каолина. За счет белой, красная глина становится бежевой, кремовой. Использовать такую начали в Фаэнца. Это город на севере Италии. Именно от его названия произошел термин «фаянс». Имя закрепилось с подачи французов. Их майолика, кстати, тоже причисляется к северной, как и изделия из Англии, Германии.
Северная майолика
4. Арабская майолика. У нее черепок желтоватый или красный. В росписи много каллиграфии и специфических геометрических узоров. Цвета используются контрастные.
Арабская майолика
Подобно фарфору, из которого наравне с предметами искусства изготавливают сантехнику, к примеру, унитазы, из майолики тоже делают разую продукцию. Это и изразцы, и черепица, и скульптуры, и вазы.