Инженерная графика для чайников — основы теории и требования к чертежам

Содержание:

9.2. Последовательность выполнения чертежей деталей

Чертёж детали – это документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для её изготовления и контроля.Перед выполнением чертежа необходимо выяснить назначение детали, конструктивные особенности, найти сопрягаемые поверхности. На учебном чертеже детали достаточно показать изображение, размеры и марку материала.При выполнении чертежа детали рекомендуется следующая последовательность:

  1. Выбрать главное изображение (см. ).
  2. Установить количество изображений – видов, разрезов, сечений, выносных элементов, которые однозначно дают представление о форме и размерах детали, и дополняющих какой-либо информацией главное изображение, помня о том, что количество изображений на чертеже должно быть минимальным и достаточным.
  3. Выбрать масштаб изображений по ГОСТ 2.302-68. Для изображений на рабочих чертежах предпочтительным является масштаб 1:1. Масштаб на чертеже детали не всегда должен совпадать с масштабом сборочного чертежа. Крупные и не сложные детали можно вычерчивать в масштабе уменьшения (1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5 и т.д.), мелкие элементы лучше изображать в масштабе увеличения (2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; и т.д.).
  4. Выбрать формат чертежа. Формат выбирается в зависимости от размера детали, числа и масштаба изображений. Изображения и надписи должны занимать примерно 2/3 рабочего поля формата. Рабочее поле формата ограничено рамкой в строгом соответствии с ГОСТ 2.301-68* по оформлению чертежей. Основная надпись располагается в правом нижнем углу (на формате А4 основная надпись располагается только вдоль короткой стороны листа);
  5. Выполнить компоновку чертежа. Для рационального заполнения поля формата рекомендуется тонкими линиями наметить габаритные прямоугольники выбранных изображений, затем провести оси симметрии. Расстояния между изображениями и рамкой формата должно быть примерно одинаковым. Оно выбирается с учётом последующего нанесения выносных, размерных линий и соответствующих надписей.
  6. Вычертить деталь. Нанести выносные и размерные линии в соответствии с ГОСТ 2.307-68. Выполнив тонкими линиями чертёж детали, удалить лишние линии. Выбрав толщину основной линии, обвести изображения, соблюдая соотношения линий по ГОСТ 3.303-68. Обводка должна быть чёткой. После обводки выполнить необходимые надписи и проставить числовые значения размеров над размерными линиями (предпочтительно размером шрифта 5 по ГОСТ 2.304-68).
  7. Заполнить основную надпись. При этом указать: наименование детали (сборочной единицы), материал детали, её код и номер, кем и когда был выполнен чертёж и т.д. (Рисунок 9.1)

Ребра жесткости, спицы при продольных разрезах показывают не заштрихованными.Рисунок 9.1 – Рабочий чертеж детали «Корпус»

Обучение с Гипермаркетом Знаний

В Гипермаркете Знаний вы сможете продолжить изучать уроки черчения с помощью теоретических и практических материалов, предоставленных на сайте. В он-лайн школе вы найдете доступные объяснения по данному предмету, познакомитесь с правилами оформления чертежей, найдете занимательные вопросы и интересные задания по черчению.

Гипермаркет Знаний в увлекательной форме предоставляет разные виды интерактивных заданий, конспектов, презентаций, практикумов, лабораторных работ, кейсов и других интересных и познавательных материалов, которые помогут вам расширить кругозор в данной области обучения.

Убедись, что именно здесь собраны самые лучшие материалы по черчению!

Цели и задачи уроков черчения:

  • Познакомить учащихся с таким предметом, как черчение.
  • Научиться выполнять несложные чертежи изделий.
  • Научить школьников читать по чертежам.
  • Расширить знания учеников о графических изображениях.
  • Развивать конструкторские способности.
  • Закрепить и углубить знания и навыки по данному предмету.
  • Продолжать развивать пространственное мышление детей.

Все те знания, которые школьники получат на уроках черчения, в будущем помогут и облегчат обучение в ВУЗах и пригодятся в профессиональной деятельности, независимо от выбранной профессии.

Человек, способный перерабатывать графическую информацию, развивается умственно.
Уроки по данной дисциплине являются стартовой площадкой для любого технического творчества. Выбирая в будущем профессию конструктора, автомеханика, дизайнера, инженера или архитектора, черчение будет являться неотъемлемой частью в изучении выбранной профессии.

Благодаря полученным знаниям по черчению в школе, ученики более уверенно себя чувствуют в технических ВУЗах, они легче воспринимают технические дисциплины, могут выполнять любые чертежи, и умело применяют полученные знания и навыки по данной дисциплине.

9.9. Выполнение чертежа зубчатого колеса

Зубчатое колесо — важнейшая составная часть многих конструкций приборов и механизмов, предназначенных для передачи или преобразования движения.Основные элементы зубчатого колеса: ступица, диск, зубчатый венец (рисунок 9.16).Рисунок 9.16 — Элементы зубчатого колесаПрофили зубьев нормализованы соответствующими стандартами.Основными параметрами зубчатого колеса являются (рисунок 9.17):m=Pt  / ? [мм] – модуль;dmст (Z+2) – диаметр окружности вершин зубьев;mст Z – делительный диаметр;df  mст (Z – 2.5) – диаметр окружности впадин;S= 0.5 mст ? – ширина зуба;ha – высота головки зуба;hf – высота ножки зуба;h = ha+hf – высота зуба;Pt  – делительный окружной шаг.Рисунок 9.17 — Параметры зубчатого колесаОсновная характеристика зубчатого венца — модуль — коэффициент, связывающий окружной шаг с числом ?. Модуль стандартизован (ГОСТ 9563-80).m = Pt / ?  

На учебных чертежах зубчатых колес:Высота головки зуба – ha = m;Высота ножки зуба – hf = 1,25m;Шероховатость рабочих поверхностей зуба – Ra 0.8 ;Справа вверху листа выполняют таблицу параметров, размеры которой приведены на рисунке 9.18, часто заполняют только значение модуля, число зубьев и делительный диаметр.Рисунок 9.18 — Таблица параметровЗубья колеса изображают условно, согласно ГОСТ 2.402-68 (Рисунок 9.19). Штрихпунктирная линия — делительная окружность колеса.В разрезе зуб показывают нерассеченным.

а б в

 Рисунок 9.19 — Изображение зубчатого колеса а — в разрезе, б — на виде спереди и в — на виде слеваШероховатость на боковую рабочую поверхность зуба на чертеже проставляют на делительной окружности.Пример выполнения чертежа зубчатого колеса приведен на рисунке 9.20.Рисунок 9.20 — Пример выполнения учебного чертежа зубчатого колеса

Условные обозначения на чертежах технологической документации

На чертежах используют условные обозначения, установленные государственными стандартами. Это основы, в них описываются правила оформления знаков, букв, цифр, линий и так далее.

Обычно их на чертеже не разъясняют, за исключением обозначений, в которых необходимо указать номер стандарта. Всё-таки с ГОСТами необходимо ознакомиться для выполнения и распознавания чертежей или схем.

Это как раз тот случай, когда просто прочесть учебник по черчению недостаточно. Лучше всего пройти специализированные курсы или обучиться инженерным специальностям или другим профессиям, относящимся к производству или к строительству.

Умение читать технологическую документацию необходимо как инженеру, так и рядовому токарю.

В целом, машиностроение и другие отрасли используют ряд основных обозначений:

  1. Буквенные

    , отражающие условные величины, например, радиус, шаг резьбы и многое другое.

  2. Цифровые

    , выражающие значения размеров, величину угла и т. п.

  3. Буквенно-цифровые

    , встречаются в основном в электрических схемах.

  4. Графические

    – это базовые элементы технического рисунка. Ими отображают как структуру детали, материал изделия, так и её конструкцию (дверной или оконный проём и т. п.).

Все это необходимо для корректной подачи минимума информации на листе и последующего его верного прочтения.

9.10. Последовательность чтения чертежа общего вида

  1. По данным, содержащимся в основной надписи, и описанию работы изделия выяснить наименование, назначение и принцип работы сборочной единицы.
  2. По спецификации определить, из каких сборочных единиц, оригинальных и стандартных изделий состоит предложенное изделие. Найти на чертеже то количество деталей, которое указано в спецификации.
  3. По чертежу представить геометрическую форму, взаимное расположение деталей, способы их соединения и возможность относительного перемещения, то есть, как работает изделие. Для этого необходимо рассмотреть на чертеже общего вида сборочной единицы все изображения данной детали: дополнительные виды, разрезы, сечения, и выносные элементы.
  4. Определить последовательность сборки и разборки изделия.

При чтении чертежа общего вида необходимо учитывать некоторые упрощения и условные изображения на чертежах, допускаемые ГОСТ 2.109-73 и ГОСТ 2.305-68*:На чертеже общего вида допускается не показывать:

  • фаски, скругления, проточки, углубления, выступы и другие мелкие элементы (Рисунок 9.21);
  • зазоры между стержнем и отверстием (Рисунок 9.21);
  • крышки, щиты, кожухи, перегородки и т.д. при этом над изображением делают соответствующую надпись, например: «Крышка поз.3 не показана»;
  • надписи на табличках, шкалах и т.д. изображают только контуры этих деталей;
  • на разрезе сборочной единицы разные металлические детали имеют противоположные направления штриховки, либо разную плотность штриховки (Рисунок 9.21). Необходимо помнить, что для одной и той же детали плотность и направление всех штриховок одинаковы на всех проекциях;
  • на разрезах показывают не рассечёнными:
    • составные части изделия, на которые оформлены самостоятельные сборочные чертежи;
    • такие детали как оси, валы, пальцы, болты, винты, шпильки, заклёпки, рукоятки, а также шарики, шпонки, шайбы, гайки (Рисунок 9.21);
  • сварное, паяное, клееное изделие из однородного материала в сборе с другими изделиями на разрезе имеет штриховку в одну сторону, при этом границы между деталями изделия показаны сплошными линиями;
  • допускается равномерно расположенные одинаковые элементы (болты, винты, отверстия) показывать не все, достаточно одного;
  • если ни одно отверстие, соединение не попадает в секущую плоскость, то допускается его «доворачивать», чтобы оно попало в изображение разреза.

На сборочных чертежах проставляют справочные, установочные, исполнительные размеры. Исполнительные это размеры на те элементы, которые появляются в процессе сборки (например, штифтовые отверстия).Рисунок 9.21 – Сборочный чертежРисунок 9.22 – Спецификация

Почему читать чертежи сложно?

Чертеж — конструкторский документ, который используется в процессе создания изделия и его эксплуатации. Его может прочитать каждый, кто знаком с правилами графического отображения и системой условных обозначений (они вырабатывались столетиями и едины для всех без исключения).

Но иногда с прочтением возникают сложности. И вот несколько причин, почему:

  • недостаточно хорошо изучена система условных обозначений;
  • нет навыков работы с конструкторской документацией;
  • пропущен этап знакомства с содержанием основной надписи;
  • оформление не по ГОСТу.

Умение читать чертежи в основном зависит от того, были ли они оформлены согласно общепринятому стандарту или нет.

Уроки черчения 9 класс

Урок 47. Разрезы в аксонометрииУрок 48 Разрезы в аксонометрииУрок 49 Выполнение аксонометрической проекции с разрезомУрок 50 Сложные разрезыУрок 51 Ступенчатые и ломаные разрезыУрок 52 Итоговое занятие по теме разрезы и сеченияУрок 53 Оформление сборочных чертежей. Разъемные и неразъемные соединенияУрок 54 Изображение и обозначение резьбы на стержне и в отверстииУрок 55 Изображение резьбовых соединенийУрок 56 Болтовое соединениеУрок 57 Винтовое соединениеУрок 58 Шпилечное соединениеУрок 59 Шпоночное и штифтовое соединениеУрок 60 Шпоночное соединениеУрок 61 Последовательность чтения сборочных чертежейУрок 62 Чтение сборочных чертежейУрок 63 Чтение сборочных чертежейУрок 64 ДеталированиеУрок 65 Определение размерных данных деталей при деталированииУрок 66 Строительные чертежиУрок 67 Особенности применения масштаба на строительных чертежахУрок 68 Отличия строительных чертежей от машиностроительных чертежейУрок 69 Зачетная работа на проверку знаний, полученных в процессе изучения предметаУрок 70 Разбор зачетных работ. Подведение итогов года

Файл Приложение содержит раздаточный материал, который можно распечатать для учащихся Скачать

Авторская программа по черчению на 70 часов «Черчение с элементами компьютерной графики» Скачать

Чертежные ЛОТО:

Лото «Сечения» Скачать

Лото «Разрезы» Скачать

Лото обратное «Разрезы» Скачать

Лото «Геометрические тела» Скачать

Лото большое (на 50 деталей) Вариант Г Скачать

Вариант А Скачать

Лото 2 «Обратное» Скачать

Лото №3 Скачать

Бланки ответов для учащихся ЛОТО:

1 вариант на 4 ответа Скачать

2 вариант на 9 ответов Скачать

Чтение чертежей для чайников: пошаговая инструкция

На то, чтобы безошибочно разбираться в любых конструкторских документах, уходят годы. Здесь особенно важна практика: чем больше вы с ними работаете, тем проще и легче становится их понимать.

Но у меня для вас есть и хорошая новость: придерживаясь парочки универсальных правил, вы не испытаете сложностей в процессе чтения.

Вот эти правила:

изучите основную надпись. В ней содержится вся необходимая информация: наименование изделия, масштаб рисунка, материал изделия и прочее;

проанализируйте рисунок
Рассмотрение всех форм и линий модели поможет вам лучше представить ее в своей голове, заметить все ее особенности и нюансы;

обратите внимание на сокращения и условные обозначения

Это важно, потому что они могут содержать информацию, которую нельзя отобразить на рисунке;

объединяйте в воображении отдельные части одного чертежа
Речь идет о сложных конструкциях. Перед объединением обязательно рассмотрите каждую отдельную часть;

найдите похожую модель среди уже знакомых

Это поможет вам лучше понять элемент, с которым придется работать;

попробуйте определить размеры отдельных элементов и целого объекта. Перед размерными числами могут стоять различные знаки — О (для формы тела вращения), R (радиус), □ (значение квадратного сечения) и др.;

установите шероховатость поверхности. Ничего особенного делать не нужно. Просто найдите соответствующий знак (он может быть в верхнем правом углу).

На чертеже содержится информация об этапе оформления

Обращайте внимание на буквы. П — техническое предложение, Э — этап эскиза, Т — технический вариант, а О — опытная партия

Есть еще буквы А и Б, которые указывают на скорректированный вариант по данным опытной партии и документ, выполненный по варианту с буквой А соответственно.

Обозначения на чертежах в машиностроении

Допуски и посадки

Зачем это все нужно? Этот вопрос возникает не только у рабочего на производстве. Это задумано, чтобы на заводе не теряли время на постоянное измерение фактических размеров полученной детали, и без брака производили совместимые изделия.

Числовые значения верхнего и нижнего предельных отклонений указывают рядом с размерами шрифтом меньшей величины, чем для размерных чисел. Допуск – это диапазон отклонения от номинального размера. Поле допуска обозначают либо одной, либо двумя буквами основного отклонения и номером квалитета.

Посадка состоит из допуска на наружной, охватываемой поверхности, допуска на внутреннюю поверхность, и определяется величиной зазора или натяга. Посадки указывают с помощью дроби в правой части от размера, в числителе обозначение предельного отклонения, а в знаменателе аналогичное обозначение для совместимой детали.

Обозначения размеров

Величина детали обозначается соответствующими числами и линиями со стрелками на концах. Линии размеров непрерывны и располагаются параллельно за пределами контура детали.

Единицы измерения на чертежах не обозначаются, по умолчанию всё указывают в миллиметрах.

Выносные элементы

Бывают случаи, когда удобнее вынести и увеличить часть детали за пределы основного контура. По сути, это самые сложные участки рассматриваемого изделия. Обычно так поступают с деталями замысловатой формы для экономии места на чертеже.

Комплексную часть обводят либо кругом, либо овалом и подписывают римской цифрой. Выносному элементу этого фрагмента присваивают тот же римский номер в знаменателе, а в числителе указывают его масштаб.

Обозначение материалов в сечениях

Сечение – это изображение фигуры, получившееся после условного её рассечения. Оно показывает лишь формы детали, не раскрывая остальные сегменты, что располагаются за ним.

Сечения бывают вынесенными или наложенными. Первые отображаются за пределами формы предмета, вторые прямо на нём.

Контур сечения заполняют косыми сплошными линиями с углом наклона 45 градусов. Линии должны располагаться в одну и ту же сторону на всех сечениях для одной детали, учитывая и материал изделия.

Могут быть расположены в любом месте на чертеже, под произвольным углом, но в этом случае с добавлением в надписи слова «повёрнуто» над сечением.

9.4 Шероховатость поверхностей

При любом способе изготовления деталей абсолютно гладкие поверхности получить невозможно.Совокупность микронеровностей поверхности выделенная на определенной (базовой) длине, называется шероховатостью поверхности.

Шероховатость поверхностей регламентируется следующими стандартами:– ГОСТ 25142 – 82. Шероховатость поверхностей. Термины и определения.– ГОСТ 2789 – 73. Шероховатость поверхностей. Параметры и характеристики.– ГОСТ 2.309 – 73. Обозначения шероховатости поверхностей.Требования стандартов распространяются на поверхности изделий, изготовленных из любых материалов и любыми методами, при этом дефекты поверхности из рассмотрения исключаются. Для оценки шероховатости поверхности стандартом установлены шесть параметров: три из них — высотные, два — шаговые, последний связан с суммарной длинной опорной поверхности. На учебных чертежах будем пользоваться двумя параметрами:

  • Ra — среднее арифметическое отклонение профиля от некоторой средней линии на базовой длине;
  • Rz — сумма средних арифметических отклонений пяти наибольших выступов и пяти наибольших впадин профиля.

Предпочтительным считается и чаще используется параметр Ra, который наиболее информативен и обеспечен надежными средствами измерений.

ГОСТ 2.309 – 73 определяет три знака для обозначения шероховатостии структуру обозначения:

а) — способ обработки поверхности конструктором не регламентируется;б) — поверхность образована удалением слоя материалов (механическая обработка);в) — поверхность образована без удаления слоя материала (штамповка, гибка, литье…).

Выбор параметров шероховатости в зависимости от видов и методов обработки поверхности:

На чертежах проставляют знак шероховатости так, чтобы он был ориентирован к поверхности.

Обозначения шероховатости поверхности, в которых знак имеет полку, располагают относительно основной надписи чертежа так, как показано на рисунке:

Основные правила чтения чертежей

Любая стойка или крепёж сначала воплощаются на листе бумаги или экране компьютера и лишь потом передаются в производственный цех. Для правильного понимания задачи, чтобы ответственный работник мог понять, где именно должно проходить наложение сварочных швов или делать отверстие нужного диаметра, надо уметь читать технологические документы.

В машиностроении чертежи могут быть разными: существуют чертежи деталей, сборочные, схемы, спецификации и др. Технические рисунки должны изготавливаться согласно правилам государственных стандартов (ГОСТ) или Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Количество изображений должно быть минимальным. В инженерной графике чертёж — это представление предмета с помощью проекций и точным соотношением его размеров.

9.3. Нанесение размеров

Простановка размеров является наиболее ответственной частью работы над чертежом, так как неправильно проставленные и лишние размеры приводят к браку, а недостаток размеров вызывает задержки производства. Ниже предложены некоторые рекомендации по нанесению размеров при выполнении чертежей деталей.Размеры детали замеряют с помощью измерителя на чертеже общего вида сборочной единицы с учётом масштаба чертежа (с точностью 0,5мм). При замере наибольшего диаметра резьбы необходимо округлить его до ближайшего стандартного, взятого по справочнику. Например, если диаметр метрической резьбы по замеру d=5,5мм, то необходимо принять резьбу М6 (ГОСТ 8878-75).

9.3.1. Классификация размеров

Все размеры разделяются на две группы: основные (сопряжённые) и свободные.Основные размеры входят в размерные цепи и определяют относительное положение детали в узле, они должны обеспечивать:

  • расположение детали в узле;
  • точность взаимодействия собранных деталей;
  • сборку и разборку изделия;
  • взаимозаменяемость деталей.

Примером могут служить размеры охватывающих и охватываемых элементов сопряжённых деталей (Рисунок 9.2). Общие соприкасающиеся поверхности двух деталей имеют одинаковый номинальный размер.Свободные размеры в размерные цепи детали не входят. Эти размеры определяют такие поверхности детали, которые не соединяются с поверхностями других деталей, и поэтому их выполняют с меньшей точностью (Рисунок 9.2).А – охватывающая поверхность; Б – охватываемая поверхность;В — свободная поверхность; d – номинальный размерРисунок 9.2

9.3.2. Методы простановки размеров

Применяются следующие методы простановки размеров:

  • цепной;
  • координатный;
  • комбинированный.

При цепном методе (Рисунок 9.3) размеры проставляются последовательно один за другим. При такой простановке размеров каждая ступень валика обрабатывается самостоятельно, и технологическая база имеет своё положение. При этом на точность выполнения размера каждого элемента детали не влияют ошибки выполнения предыдущих размеров. Однако, ошибка суммарного размера состоит из суммы ошибок всех размеров. Нанесение размеров в виде замкнутой цепи не допускается, за исключением случаев, когда один из размеров цепи указан как справочный. Справочные размеры на чертеже отмечаются знаком * и записываются на поле: «* Размеры для справок» (Рисунок 9.4).Рисунок 9.3Рисунок 9.4При координатном методе размеры проставляются от выбранных баз (Рисунок  9.5). При этом методе нет суммирования размеров и ошибок в расположении любого элемента относительно одной базы, что является его преимуществом.Рисунок 9.5

Комбинированный метод простановки размеров представляет собой сочетание цепного и координатного методов (Рисунок 9.6). Он применяется, когда необходима высокая точность при изготовлении отдельных элементов детали.

Рисунок 9.6

По своему назначению размеры подразделяются на габаритные, присоединительные, установочные и конструктивные.

Габаритные размеры определяют предельные внешние (или внутренние) очертания изделия. Они не всегда наносятся, но их часто указывают для справок, особенно для крупных литейных деталей. Габаритный размер не наносится на болтах и шпильках.

Присоединительные и установочные размеры определяют величины элементов, по которым данное изделие устанавливают на место монтажа или присоединяют к другому. К таким размерам относятся: высота центра подшипника от плоскости основания; расстояние между центрами отверстий; диаметр окружности центров (Рисунок 9.7).

Группа размеров, определяющих геометрию отдельных элементов детали предназначенных для выполнения какой-либо функции, и группа размеров на элементы детали, такие как фаски, проточки (наличие которых вызвано технологией обработки или сборки), выполняются с различной точностью, поэтому их размеры не включают в одну размерную цепь (Рисунок 9.8, а, б).

Рисунок 9.7

Неправильно Правильно

 Рисунок 9.8, а

Неправильно Правильно

 Рисунок 9.8, б

9.8. Выполнение чертежа пружины

Пружины применяются для создания определённых усилий в заданном направлении. По виду нагружения пружины подразделяются на пружины сжатия, растяжений, кручения и изгиба; по форме – на винтовые цилиндрические и конические, спиральные, листовые, тарельчатые и пр. правила выполнения чертежей различных пружин устанавливает ГОСТ 2.401-68. На чертежах пружины вычерчивают условно. Витки винтовой цилиндрической или конической пружины изображают прямыми линиями, касательными к участкам контура. Допускается в разрезе изображать только сечения витков. Пружины изображают с правой навивкой с указанием в технических требованиях истинного направления витков. Пример выполнения учебного чертежа пружины приведён на Рисунке 9.13.Чтобы получить на пружине плоские опорные поверхности крайние витки пружины поджимают на ? витка или на целый виток и шлифуют. Поджатые витки не считаются рабочими, поэтому полное число витков n равно числу рабочих витков плюс 1,5?2:n1=n+(1.5?2) (Рисунок 9.14).Построение начинают с проведения осевых линия, проходящих через центры сечений витков пружины (Рисунок 9.15, а). Затем на левой стороне осевой линии проводят окружность, диаметр которой равен диаметру проволоки, из которой изготовлена пружины. Окружность касается  горизонтальной прямой, на которую опирается пружина. Затем необходимо провести полуокружность из центра, расположенного в пересечении правой оси с той же горизонтальной прямой. Для построения каждого последующего витка пружины слева на расстоянии шага строят сечения витков. Справа каждое сечение витка будет располагаться напротив середины расстояния между витками, построенными слева. Проводя касательные к окружностям, получают изображение пружины в разрезе, т.е. изображение витков, лежащих за плоскостью, проходящей через ось пружины. Для изображения передних половин витков так же проводят касательные к окружностям, но с подъёмом вправо (Рисунок 9.15, б). Переднюю четверть опорного витка строят так, чтобы касательная к полуокружности касалась одновременно и левой окружности в нижней части. Если диаметр проволоки 2мм и менее, то пружину изображают линиями толщиной 0,5?1,4мм. При вычерчивании винтовых пружин с числом витков более четырёх показывают с каждого конца один-два витка, кроме опорных проводя осевые линии через центры сечений витков по всей длине. На рабочих чертежах винтовые пружины изображают так, чтобы ось имела горизонтальное положение.Как правило, не рабочем чертеже помещают диаграмму испытаний, показывающую зависимость деформаций (растяжения, сжатия) от нагрузки (Р1; Р2; Р3), где Н1 – высота пружины при предварительной деформации Р1; Н2 – то же, при рабочей деформации Р2; Н3 – высота пружины при максимальной деформации Р3; Н – высота пружины в рабочем состоянии. Кроме того, под изображением пружины указывают:

  • Номер стандарта на пружину;
  • Направление навивки;
  • n – число рабочих витков;
  • Полное число витков n;
  • Длину развёрнутой пружины L=3,2?D?n1;
  • Размеры для справок;
  • Другие технические требования.

На учебных чертежах рекомендуется из перечисленных пунктов указать п.п. 2,3,4,6. Выполнение диаграммы испытаний также не предусмотрено при выполнении учебного чертежа.Рисунок 9.13 – Рабочий чертеж пружины

а б

Рисунок 9.14. Изображения поджатых витков пружиныРисунок 9.15. Последовательность построения изображения пружины

Пример создания чертежа вручную

Предположим, перед нами стоит задача начертить чертеж прямоугольного ящика 100х50х20 мм (длина, ширина и высота соответственно), на верхней грани которого в центре расположено сквозное отверстие диаметром 40 мм. Ничего сложного в этом нет, если выполнять рекомендации, изложенные ниже.

Пошаговый мастер-класс, как сделать чертеж предмета в трех видах:

На первой стадии необходимо определиться, какой вид будет главным. Согласно рекомендациям, главный вид несет максимально полное представление о детали.

Переходим к виду сверху, мысленно представляя, как выглядит наш ящик с высоты. Строго под главным видом, с небольшим от него отступом, изображаем прямоугольник 100х50 мм. В центре его с помощью штангенциркуля чертим окружность диаметром 40мм. Не забываем про оси симметрии.

С правой стороны от главного вида на том же уровне помещаем вид слева – прямоугольник 50х20 мм.

Чертеж в трех видах был бы готов, если бы не один момент: как понять по нашим изображениям, что отверстие сквозное?

Представьте себе, что оно глухое, т.е. доходит до середины детали. Тогда вид сверху выглядел бы аналогично. В этих случаях поступают так: на главном и виде слева показывают расположение отверстий штриховыми линиями. Или прибегают к разрезу или сечению деталей.

Осталось только проставить габаритные размеры. Рекомендуется равномерно распределять все размеры между видами.

Нанесение размеров

Термин размер означает числовое значение угловой или линейной величины в заданных единицах. Числовые значения являются стандартными и подбираются из ряда предпочтительных чисел. Размеры чертежа модели должны указываться соответствующими числами и размерными линиями согласно ГОСТ 2 .307−68.

Чтобы указать размеры прямолинейного отрезка, линию следует проводить параллельно ему. Указание длины дуги окружности требует нанесения концентрично окружности, а указание размера угла сопровождается нанесением дуги с центром при вершине заданного угла.

Ограничивающие размерные линии стрелки должны упираться острием в соответствующие линии фигуры. Иногда наносятся точки, где обязательно перед размерным числом радиуса следует ставить букву R.

В случае наличия нескольких параллельных линий необходимо избегать их пересечения между собой. Размерные линии не могут являться продолжением контура или оси. Допустимо проводить такие линии с обрывом вне зависимости от того, полностью изображена окружность или нет.

Для элементов деталей

Наносимые на чертеж размеры делятся на линейные и угловые. Первые составляют большую часть числовых характеристик деталей. По назначению практические размеры деталей могут быть:

  • Сопряженные определяют форму сопрягаемой поверхности одной детали относительно другой.
  • Свободные характеризуют положение свободных, не сопрягаемых между собой поверхностей.
  • Конструктивные обуславливаются расчетом и условиям работы каждого элемента в определенной конструкции.
  • Технологические могут обеспечиваться при применении типовых технологических методов обработки каждой отдельной детали.

Выбор размеров обосновывается геометрией форм, составляющих деталь. Анализ структуры детали определяет порядок построения проекций, простановки размеров формы элементов и их вероятного расположения.

Размещение на чертеже

Быстрое и правильное чтение чертежа сопровождается правильным выполнением размещением на поле чертежа. Каждое изображение должно иметь те элементы деталей, для выявления каких они были сделаны. Размеры одного элемента должны группироваться на том участке, где такой элемент показан наиболее понятно.

Рабочие чертежи рекомендуют использовать группу конструкторских баз, куда относят основную и вспомогательную. Первая отвечает за задание положения самой детали, а вторая определяет задачу положения соединяемых деталей.

Именно от них при обработке и контроле ведется замер детали.

В определенных случаях не все элементы могут потребовать отсчета от одной готовой базы, поскольку их размеры удобно отсчитывать от вспомогательных баз в связке с основными. Использование таковых помогает замерять размеры элементов и непосредственно без таблиц и промежуточных вычислений для упрощения контроля.

Общая инструкция для использования чертежного ПО

Можно составить общий алгоритм действий:

  1. Скачать нужную программу на свой ПК, желательно делать это из проверенного или официального сайта, чтобы не обзавестись вирусом.
  2. Открыть программу и кликнуть на области «Создать».
  3. Выбрать нужный формат чертежа.
  4. Теперь можно приступать к основной работе (построению геометрических объектов) посредством разных панелей инструментов. Каждый редактор оснащен несколькими панелями инструментов. Самая легкая, но обязательная – панель простейших команд (окружность, линия, точка). Панель продвинутых операторов поможет масштабировать, обрезать изображение или создать его зеркальное отображение.
  5. Проставить числовые значения (размеры).
  6. Распечатать чертеж в нужном масштабе.

Конечно же, каждая программа имеет и свои тонкости, зависящие от набора функций и интерфейса.

Заключение

В данном материале мной были рассмотрены несколько популярных сервисов, позволяющих реализовать черчение онлайн. Все они обладают довольно разным функционалом, в целом уступая своим профессиональным стационарным конкурентам (к примеру, «Autodesk AutoCAD»). Если же вы только пробуете свои силы в черчении, то рекомендую воспользоваться как перечисленными мной онлайн-сервисами, так и упомянутой бесплатной программой «nanoCAD» — описанные инструменты прекрасно подойдут для получения базовых навыков при создании нужных вам чертежей.

Умение создавать чертежи может пригодиться любому. Но если черчение – это хлеб инженера, то представители других профессий часто относятся к этому занятию, как к чему-то бессмысленному.

Даже если вы собираетесь создать что-то примитивное, мангал, скамейку или улей для пчел, то без чертежа не обойтись. С его помощью легче понять последовательность действий, рассчитать габариты, избежать многих ошибок.

В этой статье мы расскажем, как научиться делать чертежи, какие они бывают и что для этого нужно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector