Визитная карточка россии-матушки

Технология изготовления

Процесс создания глиняной игрушки состоит из нескольких этапов:

  • Лепка.
  • Сушка.
  • Обжиг.
  • Побелка.
  • Роспись.

Как лепить дымковскую игрушку

Для создания изделия берут глину или песок из реки. Согласно классической технологии это должна быть вятская красная глина. Каждый элемент фигурки создается по отдельности: из шара формируют тело, на которое крепят остальные части. Все детали соединяют плавным переходом, чтобы избежать сколов на готовом продукте. Также стыки аккуратно обрабатывают влажной тряпочкой.

Основной деталью при лепке является тело. Сначала из кусочка глины, смешанной с мелким речным песком, создают шарик. Далее из него вытягивают необходимую форму. Чем плавней пройдет процесс, тем более красивой получится фигурка.

Создание придатков (руки, ноги, голова и т. д.) также проводится из шариков, но их объем меньше. «Детали» крепят к телу, а место соединения обрабатывают водой и глиной. В качестве декоративных элементов мастера порой используют колечки, канавки, колбаски.

Например, для изготовления барыни первым делом лепят юбку конусообразной формы. Далее к ней присоединяют тело с вытянутой шеей. Следующим шагом становится крепление головы и рук. Завершающим этапом является облачение барышни в красивый платок, шляпку.

Мужские фигурки создают немного иначе. Торс и голову крепят к ногам, представляющими собой две толстые колбаски. Если слегка изогнуть их нижние части получатся ножки.

Туловище животного в заготовке напоминает конус. К острому окончанию крепят голову и шею. Конечности чаще всего крупные, слегка сужающиеся книзу. Хвост и рога присоединяют в последнюю очередь.

Сушка и обжиг дымковской игрушки

После завершения лепки изделие сушат. Длительность процедуры зависит от размера фигурки и климатических особенностей помещения. В обязательном порядке учитывают влажность, температуру и прочие параметры. В зависимости от этих показателей процесс занимает от нескольких дней до трех недель.

После сушки статуэтку обжигают. Ранее для этого использовали деревенскую печь. Игрушки выкладывали на противень из металла и устанавливали его на дрова. После того как фигурка накалялась, в этой же печке ее остужали.

В наши дни используют инновационную аппаратуру, которая не только экономит время, но и делает процесс прокаливания безопасным.

Побелка (беление) дымковской игрушки

После сушки и обжига статуэтка приобретает красно-коричневый оттенок. Поэтому прежде чем наносить роспись, ее отбеливают. Фигурку покрывают специальным составом из мелового порошка и молока.

После того как напиток закиснет, раствор становится твердым и на изделии образуется равномерный слой белого цвета. Процедура не только выравнивает поверхность, но и добавляет краскам невероятную яркость и насыщенность.

Много раз предпринимались попытки изменить состав смеси, но каждый эксперимент заканчивался провалом. В результате статуэтка становилась желтой или приобретала неровную поверхность. По этой причине и в наши дни побелка проводится по старинной рецептуре.

Работа для самых маленьких

Знакомиться с народными промыслами можно начинать с раннего возраста. Рассмотрим, как выполняется аппликация в средней группе дошкольных учреждений. Эффектно будет выглядеть поделка в технике «пластилинография». На фото представлены несколько работ в такой технике.

  1. Для работы необходимо подготовить трафарет барышни. Чтобы на поверхности не проступили со временем жирные пятна, можно заклеить ее скотчем.
  2. Первым делом выполняют кокошник, прическу и личико. Кокошник оформляется пластилином одного цвета. Волосы готовят из перекрученных жгутиков. Лицо: глазки и щеки из шариков, бровки и ротик — из маленьких столбиков.
  1. Теперь оформляют кофточку. Для начала обводят контур тонкими колбасками, потом пластилином этого же цвета заполняют контур блузки. Воротник оформляют тонкой волнистой полоской.

Прочтите это: Комплекс для кошек своими руками с необычными чертежами

  1. Заканчивают поделку оформлением юбочки. Ее украшают большими кругами в обрамлении маленьких кружочков.
  1. Дополнительно юбку украшают зелеными листиками из заостренных овалов или широкими полосами.

Наша барышня готова.

Если работа исполняется для украшения интерьера ее можно покрыть прозрачным лаком.

Лепим дома. Какого персонажа выбрать

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке

Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Продолжение истории

Со временем о празднике позабыли. А дымковский промысел не исчез и возродился в двадцатом веке. Он стал разнообразнее и существует в наши дни. Этот вид глиняного художественного искусства известен во всех уголках мира. Редкий турист, побывав на ярмарке или в музее, не увезет с собой такую покупку на память или в качестве презента для родных и друзей.

Кроме изначальных свистушек появились крохотные копии сельских и городских жителей в красивых подробным мелочами народных костюмах.

Это и мамаши с детьми всех возрастов, в окружении домашней утвари и скота; мужики с музыкальными инструментами, сидящие на лавочках; барыня в крупных ажурных бусах; детвора на карусели; веселое катание молодежи на снежной горке; столичные модницы с зонтами и в экипажах; парнишка, продающий рыбу из корзины; цирковые артисты верхом на оленях и лошадях; гусары в форме.

Перечислять можно бесконечно, ведь фантазия мастериц неиссякаема. Есть целые серии, состоящие из фрагментов жизни крестьян и горожан. И каждая диковинка, сделанная вручную, уникальна, невозможно найти точно такую.

Как раскрасить дымковскую игрушку

Готовую игрушку из глины необходимо высушить. На производстве сушат поделки от 2 до 20 дней, а потом обжигают в муфельных печах. Но в домашних условиях можно просто хорошо высушить свою игрушку.

Настало время для раскрашивания.

Вы с ребенком можете использовать для раскрашивания своей поделки как готовые краски в наборе, так и просто обычную гуашь

Самое важное — помнить, что дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она должна быть яркая, насыщенная радостная

Наиболее ярко (преобладание красного цвета) раскрашивали индюков, барынь, баранов. Узор часто носил фантастический характер. И правда, где можно встретить алого индюка? Дополнительным украшением служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование — отличительная черта дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота кусочки, наносили кистью, смоченной в яичном белке, и расправляли с помощью сухой кисточки.

Если вы не знаете как раскрасить игрушку, воспользуйтесь нашими готовыми раскрасками.

Ход занятия

Части НОД Содержание Области

1. Вводная часть.

Беседа:Коммуникативная игра: «Улыбнемся друг другу.

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели.

Анализ обследование, выводы.Воспитатель: —

В любой порядочной избушке

Есть место дымковской игрушке!

У барыни на коромысле

ведёрки синие повисли.

А у другой румяной пышки-

Под боком малые детишки!

(Рассматривание дымковских игрушек.)

Воспитатель:- Почему игрушки, которые вы видите, называют дымковскими?

Дети: У дымковских игрушек свой рисунок, преобладают красные, синие и белые краски.

Воспитатель:- Из какого материала они сделаны?

Дети: Из глины.

Воспитатель: — Какое настроение создают эти игрушки?

Дети: Радостное, веселое.

Воспитатель:

Посмотри, как хороша эта девица-душа,

Щёчки алые горят, удивительный наряд!

Сидит кокошник горделиво.

Барыня так красива!

Как лебёдушка плывёт, песню тихую поёт. Коммуникация

2. Основная часть.

1)Беседа: «Дымковские мастера».

Изготовление дымковской барышни.

Пальчиковая гимнастика: «Дружба».

Воспитатель: — Ребята, сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров. Мы будем лепить и украшать дымковскую барышню.

(Рассматриваем с детьми фигурки дымковских барышень. Уточнение приемов лепки барышни.)

Воспитатель: Что надето на голову дымковской барышни?

Дети: Красный кокошник.

Воспитатель: Щёчки у барышни какого цвета?

Дети: Красного цвета.

Воспитатель: Из каких узоров состоит блуза барышни?

Дети: Блуза синего цвета, на рукавах рюшки.

Воспитатель: Как украшена юбка?

Дети: Юбка красного цвета, внизу рюшки.

Воспитатель: Назовите основные элементы дымковской росписи?

Дети: колечки, круги, точки, линии.

Воспитатель: Для украшения нашей барышни скатываем длинные тонкие валики и слегка сплющиваем их, при необходимости можно сделать колечко, соединив концы валика. Для того что бы сделать глазки и точки для украшения нужно скатать маленькие шарики.

Воспитатель:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Соединять пальцы в «замок».)

С вами мы подружим

Маленькие пальчики.

(Касание кончиков пальцев обеих рук.)

Раз, два, три, четыре, пять —

Начинай считать опять.

(Парное касание пальцев от мизинцев).

Раз, два, три, четыре, пять —

Мы закончили считать.

(Руки вниз, встряхнуть кистями)

Дети выполняют работу, педагог контролирует работу детей и помогает. Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Художественная литература

Труд

Безопасность

Музыка

3. Заключительная часть.

Воспитатель:

Посмотрим, как наши мастера справились с работой. Барышни получились непохожие друг на друга, разные и яркие. Что для вас было самым сложным?

Дети: Изготовление узора.

Воспитатель: Молодцы дети. Барышни получились очень красивые.

Коммуникация

Социализация

Длительность НОД: 30 минут.

Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»

Программные задачи:

Закрепить знания о дымковских игрушках; Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги); Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи; Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой юбки, платья; Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Оборудование:

Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.

Когда игрушка уже высохла…

О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.

История народного промысла

В Кировской области, в селе Дымково, более четырех столетий назад родился промысел, без которого сегодня трудно представить русское народное творчество. Дымковская слобода, родина направления, подарила русскому человеку простой, самобытный, трогательный и красноречивый с точки зрения исторического осмысления, народный сувенир.

Существует такая легенда: однажды ночью вблизи города встретились два войска. Они были дружественными, но в темноте не узнали друг друга, и вступили в бой. В нелепой и случайной битве погибло много людей, и каждую весну местные стали справлять тризну по погибшим.

Время шло, подробности истории стирались, оставались только наметки. Трагический смысл растерялся в годах, а массовые гуляния к празднику свистульки или свистопляски, остались. На празднике люди свистели и кидались расписными глиняными шарами.


Глиняный расписной свисток в виде лошадки

На точность эта история не претендует, но некоторые параллели проводить можно. Спрос на глиняные свистульки действительно был, и ежегодное празднество требовало новых игрушек. Так, в Дымковской слободе складывался народный промысел со своими, особенными приемами лепки и росписи.

Внешний вид игрушки определялся историческими метаморфозами. Языческие представления славян становились все менее актуальными, сакральное значение игрушки постепенно утрачивалось. Ранее они были очень простые и даже примитивные, так как дело было в ритуальной миссии, а не в красоте и эстетике. Когда сакральный смысл изделия уходил, к нему, изделию, предъявлялись новые требования: игрушка стала изысканнее и краше.

Известная и узнаваемая традиционная дымковская игрушка – это прекрасная попытка заглянуть в русский быт 19 столетия.

Даже если предложить маленькому ребенку нарисовать свою версию игрушки, дав просмотреть множество примеров, он не только развлечется, он постигнет те культурные коды и концепции, которые сформируют его вкус и насмотренность.

В самом начале прошлого века сложилась ситуация, которая и могла растворить великое художественное направление во времени. Осталась всего одна мастерица, которая унаследовала технологию создания поделок, А. Мезрина. И именно она, а также художник А. Деныпин, первый серьезный исследователь промысла, сумели пронести его над пропастью безвестности. И технология сохранилась.

Надо понимать, что такой народный промысел как дымковская игрушка, исчез бы, если бы не стали мастера создавать новые образы, чем обогащали направление. Мезрина, Кошкина, Пенкина, Коновалова – вот имена художников, которые сохранили для нас уникальную игрушку.

Предлагаем посмотреть видео о создании игрушек и традициях

Из чего делают игрушку и как раскрашивают

Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами.

На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще.

Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию.

Последовательность создания игрушки:

  1. Лепка. Для получения целостной фигурки необходимо слепить по отдельности мелкие детали. На завершающем этапе части общей композиции крепятся на основной корпус игрушки и, при необходимости, корректируются по своей форме или размеру. Такие поделки обычно делаются из смеси, в состав которой входит глина (чаще всего ярко-красная) и мелкий речной песок.
  2. Сушка. После создания глиняной фигурки ее необходимо тщательно просушить. В зависимости от ее размера, этот процесс может занять от 3-5 дней до месяца. Сушка дымковской игрушки требует соблюдения ряда требований, касающихся температуры и влажности воздуха в помещении, где она будет находиться.
  3. Обжиг. Современные мастерские имеют специализированные печи, позволяющие мастерам преодолевать этот этап быстро и максимально безопасно. В результате обжига глиняная поделка обычно меняет свой цвет и становится светло- или красно — коричневой.
  4. Отбеливание. Для того, чтобы при окрашивании игрушки не происходило смешение цветов, ее необходимо выбелить. Для придания поделке равномерного молочного окраса, используют специальное вещество, в состав которого входит мел и молоко. В результате химических процессов, происходящих по мере скисания молочного раствора, поверхность фигурки становится ровной, твердой и имеет ровный тон.

  5. Роспись. Расписывают дымковские игрушки акриловыми красками или раствором, предназначенным для росписи керамики. Их цветовая гамма максимально яркая и включает все необходимые оттенки. По правилам, роспись таких поделок начинается с глаз, бровей и волос. Только после придания фигурке «человеческого вида» следует приступать к раскрашиванию остальных деталей. Традиционно при росписи таких игрушек мастера используют геометрические фигуры.

Тематика и процесс изготовления фигурок

В творческий этап вовлекались все члены семьи — каждому было поручено определенное дело и стадия технологического процесса. Гамма цветов, оттенков и узоры выбирались индивидуально .

Внешний вид изделия

Для украшения глиняных игрушек применялась насыщенная цветовая гамма. Среди главных оттенков присущих дымковской росписи выделяли: красную, оранжевую, желтую, синюю, зеленую и золотую палитру.

В содержании схем узоров преобладает классический орнамент с применением всевозможных геометрических фигур (круга, ромба, клетки, точек). В качестве добавочного элемента декора на готовый разноцветный узор наносятся мелкие капли или ромбики из сусального золота.

Изначально формы были краткими, но с течением времени внешний вид и качество игрушек усовершенствовались, а их ассортимент существенно расширился. Дымковские мастера вдохновлялись предметами из жизни — они лепили все, что видели вокруг.

Тематика игрушки:

  1. Животные.
  2. Птицы.
  3. Мужские, женские образы в русской национальной одежде.
  4. Дети в ярких нарядах.
  5. Скоморохи.
  6. Водоноски (женщина с коромыслом).
  7. Сюжетные образы.

В советскую эпоху народное ремесло по изготовлению фигурок было поставлено на производство, а информации было недостаточно. Открывались и создавались цеха, в которых умельцы руками делали глиняные статуэтки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками.

Символика цвета фигурок:

  1. Белая. Означает чистоту.
  2. Черная. Характеризует ложь, недоверие.
  3. Зеленая. Олицетворяет природу.
  4. Красная. Предполагает силу, могущество и здоровье.
  5. Синяя. Это символ неба.

В 21 веке тематика игрушки расширилась. Умельцы создают не только стандартные образы, но и героев народных сказок, изделия на темы исторических сюжетов, представителей разных профессий, предметы быта и утварь старины.

Жанровые сцены, представляющие композиции из нескольких фигур, изображают нынешний быт города и села: гуляния, праздники, цирковое выступление.

Материалы и этапы производства

Главным сырьем для изготовления игрушки является глина красного цвета. Чтобы получить податливую и пластичную массу, материал соединяли с мелким речным песком.

Этапы производства фигурок:

  1. Формирование.
  2. Раскрашивание.
  3. Сушка.

Каждая деталь изделия создается отдельно: из шаровидного куска глины формируется тело, к которому прикрепляются прочие части (ноги, руки, голова, мелкие детали). Все частицы соединяются мягкими переходами.

Изделие отполировывают смоченным в воде пальцем, затем высушивают на свежем воздухе так, чтобы солнечные лучи не попадали на изделие. Мелкие фигуры закрепляются за пару дней, а крупные — за неделю-две. Затем заготовка обжигается в муфельной печи, а после остывания ее отбеливают темперными красками. На следующем этапе происходит раскрашивание с помощью чистых тонов. В старину использовались натуральные красители: яйца, молоко, сажа, уксус. Сейчас мастера применяют готовые акриловые тонеры. Главное требование завершающей стадии — яркость и естественность.

Интересные факты свидетельствуют, что в старину умельцы украшали некоторые детали сусальным золотом. Краска разбавлялась на яичном желтке по секретному рецепту мастера. Соблюдалась строгая последовательность раскрашивания начиная с волос и заканчивая атрибутикой.

Узоры и рисунки в дымковской фигурке связаны с оберегами, символикой природы. Наносятся солнечные и лунные знаки — обозначение начала жизни, а ромбы — признак плодородия, волны —олицетворение неба и воды.

В качестве инструментов для раскрашивания выступали перья птиц и тонкие наточенные палочки. Сейчас для росписи игрушек используются колоритные красители и мягкие натуральные кисти.

Сегодня дымковская (Кировская) игрушка продолжает развиваться и совершенствоваться. Создаются новые технологии, воплощаются в жизнь новые идеи, но только традиции изготовления и секреты мастеров остаются неизменными.

Фигурка из Дымково является изделием тонкой ручной работы — предметом гордости мастеров. Сложно переоценить историческое и культурное значение народного промысла, наглядно показывающего творческий потенциал жителей Вятского края.

Дымковские игрушки

Петухи

Петухи, нарисованные в стиле дымковской игрушки, также могут выглядеть по-разному. На некоторых шаблонах они изображаются во весь рост, на некоторых – только верхняя часть туловища.

Традиционный вариант выглядит так:

Здесь ребенку нужно дорисовать узоры на перьях птицы, а также добавить ноги и преобразить мордочку. В качестве основных рабочих цветов используют красный, желтый, оранжевый и любой из темных оттенков (черный, коричневый)

Важно донести школьнику, что узоры должны быть выдержаны в стиле дымковской игрушки, то есть в основном состоять из геометрических фигур

Уточка

Дорисовка уточки в стилистике дымковской игрушки обычно требует оформления ее корпуса в желтой, оранжевой и белой цветовой гамме. Более опытным художникам можно поставить задачу, например, дорисовать семейство изображенной птицы с выдерживанием в работе одного стиля.

Лошадь

Традиционный шаблон для рисунка лошади в стиле дымковской игрушки предполагает наличие очертаний животного, иногда с уже прорисованной мордой. Целью работы юного художника является украшение имеющегося изображения, при условии максимальной выдержанности стиля. При желании, ребенок может дорисовать окружающие объекты или создать целостную композицию, например, изобразить всадника или еще одну лошадь рядом с уже имеющейся. Использовать рекомендуется коричневый, черный, красный, зеленый и желтый цвета.

Козел

Шаблон, который ребенку предлагается использовать для того, чтобы нарисовать козла, предполагает наличие очертаний животного. Его можно как украсить в отдельности, так и создать целостную композицию. Для росписи такого рода подходит зеленый, желтый, красный, черный и белый цвета.

Олень

Шаблон для росписи оленя в дымковском стиле обычно предполагает изображение животного с рогами, без лишних деталей. В зависимости от способностей ребенка, ему можно предложить не просто украсить оленя узорами в соответствующей стилистике, но и, например, преобразить рога животного. Для выполнения работы, как правило, требуется коричневый, черный, красный и оранжевый цвета.

Индюк

Традиционный вариант эскиза дымковского индюка — одно из самых любимых заданий детей среднего школьного возраста. Для ребят интерес работы с таким шаблоном заключается в имеющемся большом поле для творчества и фантазии. В данном случае они не просто должны дорисовать мелкие детали на туловище птицы или добавить окружающие ее объекты. Здесь их задачей является, в том числе раскрашивание хвоста индюка в любой понравившейся им цветовой гамме. Обычно для такой цели дети выбирают красный, зеленый, желтый, оранжевый цвета и их производные.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector