Глиняная игрушка воронежской области

Виды глиняных игрушек

В древности на Руси фигурки из глины служили оккультными символами. Позже они стали использоваться как игрушки для праздников, ярмарок, забав. Взрослые и дети с удовольствием посвистывали расписными зверюшками и куколками. Однако форму игрушки позаимствовали с далёких времён, когда они были предметами культа. Так, каждый образ несёт свой смысл:

  • птица  олицетворяет душу предков, а также является символом счастья и радости;
  • конь считался главным оберегом, символ солнца;
  • медведь — символ силы, могущества;
  • баран, корова — плодородие, успех в ведении хозяйства;
  • козел — добрая сила;
  • олень являлся оберегом, приносившим изобилие.

Кроме того, игрушки лепили в форме женщин, занимающихся хозяйством или воспитанием детей. Например, кормилица, водоноска, птичница.

Деревянные изделия

Очень интересны поделки в народном стиле из дерева. Сложные деревянные изделия требуют специальных навыков в изготовлении. Начинающим мастерам рукоделия, лучше взяться за что-то попроще.

Например, из простых спичек получаются шедевры русского зодчества в миниатюре. Деревянные спички склеиваются между собой клеем в разные формы. Из этих заготовок можно сделать макеты древнерусских построек, избушек, колодцев. По этому принципу склеиваются и складываются изумительной красоты шкатулки.

Из веточек, соломы, небольших коряг получатся очаровательные лешие и домовые. Нужно только правильно и с любовью всё оформить. Береста подойдёт для изготовления туесков, коробочек, сувенирных лаптей.

Русская народная игрушка из дерева

Помимо глины для изготовления национальных сувениров широко применяли древесину. Подобный промысел пользовался популярностью в регионах, богатых лесами.

Богородская русская народная игрушка

Изготавливали изделия в Московской губернии в небольшом поселении под названием Богородское. Для создания поделки чаще всего брали липу, которую предварительно просушивали на протяжении двух лет. Щепки от древесины использовали для создания подставок под сувениры.

Русские народные игрушки из дерева родом из деревеньки Богородское редко раскрашивали или декорировали. Поверхность фигурок просто зачищали с помощью наждачной бумаги. Затем их оформляли резьбой. Традиционно часть деталей готового изделия была подвижной.

Некоторые игрушки крепились на специальных подставках-тумбочках, другие на планках-разводах. Порой внутрь изделий вставляли пружинки, отвечающие за движение отдельных элементов. Сюжет игрушек разнообразен, но чаще всего мастера используют героев сказок и басен.

Мазыкская русская народная игрушка

Встречается крайне редко. Обычно сувенир готовили для близких родственников, например, жены или детей. На Руси игрушки носили название «болвашка» или «щепной товар». Фигурку декорировали уникальной резьбой, которая сохранилась лишь в среде мазыков. Это часть коробейников, обитающих во Владимирской губернии.

Сюжеты игрушек разнообразны: от людей до животных. Главная особенность продукции заключается в том, что при ее создании мастера используют только топор.

Фигурки делают из сосны, осины или липы. Обычно для изготовления берут полешку с торчащими сучками, которые в игрушке трансформируются в хвост, плавник или иную часть тела.

Матрешка

Символ России. Родина круглолицей барышни – Сергиев Посад. Впервые деревянная фигурка, состоящая из нескольких куколок, была вырезана в конце девятнадцатого века. Создателем матрёшки считается токарь В. П. Звёздочкин. Раскрашиванием заготовки занимался известный живописец С. В. Малютин.

Традиционно в состав куколки входит восемь «сестриц» разного размера. Хотя эта цифра не является аксиомой, их количество может варьироваться от трех и до бесконечности. Основной сюжет росписи матрешек – повседневная жизнь.

Деревянных девушек часто изображали в национальных одеяниях, голова обязательно покрыта платком. В руках куколки держали серп, кувшины с молоком или корзинки с ягодами. Позже на них стали наносить сюжеты сказок.

Матрешки отличаются и по типу росписи. Для ее создания берется липа, вначале мастер вытачивает самую маленькую «сестрицу». Затем делает нижнюю деталь для следующей фигурки. После проведения обработки ее тщательно просушивают и выполняют подгонку по верхней части. Аналогичным способом создают все элементы матрёшки.

Федосеевская русская народная игрушка

Промысел был сосредоточен в Нижегородской губернии. В небольшой деревушке Федосеево проживал Яков Александрович Александров, которых из простых щепок мастерил забавные подвижные игрушки.

Для создания деревянных сувениров умельцы используют нож и топор. Дощечки и щепки сколачивают гвоздиками и декорируют простым орнаментом. Изначально для росписи применяли гусиное перо. Позже изделие целиком помещали в краску желтого цвета, чтобы добиться солнечного фона. После этого на поверхности рисовали растительный узор.

Основной сюжет игрушек – кони. Также можно встретит мебель для куколок, машинки, санки, лодки и карусели. Чаще всего для раскрашивания мастера берут желтый и красный оттенок.

Птица счастья

Для создания игрушки используется особая технология. Промысел сосредоточен в Архангельской области. Изначально изделие носило название «Поморский голубок». К середине двадцатого века промысел был практически утрачен. За возрождение ремесла взялся Мартын Филиппович Фатьянов, родом из деревеньки Селище.

Обычно птичку подвешивают под потолком в переднем углу избы, где стоял стол с лавками. Когда закипал самовар пташка, повинуясь горячим парам воздуха, медленно начинала вращаться вокруг своей оси.

Для создания фигурки брали два цельных бруска древесины, щепки. Клей и прочие крепежные элементы не использовали. Противоположный конец одного бруска тонко нарезают вдоль, на второй палочке вырезают голову и делают насечки для хвоста. В середине каждой деревяшки вытачивают «ямки», чтобы в последующем соединить две части в одну.

Для изготовления фигурки берут карельскую сосну, ель, пихту или сибирский кедр. Первое время древесина имеет светлый оттенок, но затем становится золотистой. В старину изделие не раскрашивали.

Идеи глиняных фигурок

Кукла – закрутка, что может быть проще для изготовления такой игрушки потребуется ткань и определённые навыки. Но можно сделать и красивую глиняную фигурку.

Животные

Начинать лепить из глины надо с самого простого. Допустим фигуру животного, рассмотрим этап лепки сказочного зверя поэтапно:

  1. Взять кусок глины такого размера, какой по размеру должна получиться фигурка.
  2. Размять вещество.
  3. Раскатать по поверхности.
  4. От раскатанной заготовки оторвать небольшой кусочек. Это будет голова.
  5. Скатать шарик из маленького кусочка (будущей головы) из остальной глины скатать «колбаску».
  6. На обоих концах кусочка «колбаски» сделать надрезы. Это будущее ноги животного.
  7. Изогнуть заготовку «колбаска» в фигуру желаемого животного. Получится туловище.
  8. Соединить туловище и голову.
  9. Сформировать мордочку.

Если планируется дальнейший обжиг не надо делать животное слишком большим. Это может затруднить погружения игрушки в печь для обжига.

«Барыня»

Кукла в народном костюме на примере Дымковской игрушки.

Рассмотри поэтапно, как выполняется изделие:

  1. Лепим юбку. Делаем широкое основание полое внутри. Скатываем жгутики и выкладываем их по кругу. По принципу: чем выше, тем уже.
  2. Выложенные жгутики разгладить, чтобы юбка смотрелась как цельный элемент. Должна получиться своеобразная ступа.
  3. Начинаем делать торс куклы. Скуриваем овал, на конце фигуры делаем овал уже, это будет шея. Насаживаем голову. В эту юбку-ступу вставляем торс с головой будущей куклы.
  4. Делаем руки. Опять скручиваем жгутики, это руки. На руках делаем рукава. С обратной стороны жгутик сплющиваем. Руки прилепляем к туловищу и складываем их на талию куклы.
  5. Делаем кокошник. Делаем жгутик, аккуратно его сплющиваем, сгибаем в полукруг, надеваем кокошник на голову.
  6. Лепим косу. Из двух жгутиков делаем спираль, изгибаем, закрепляем на затылке. Укладываем косу на плечо кукле.
  7. Делаем рюши для юбки. Жгутик волнообразно укрепляем на подоле.

Фигура Барыни готова, осталось её расписать:

  1. Кукла полностью покрывается белилами.
  2. Сушим.
  3. Красим туловище и косу. Юбку и кокошник не красим, оставляем для нанесения орнамента.
  4. Наносим узоры в стиле Дымковской игрушки. Основой узора такой игрушки являются точки, круги, волнистые линии и прямые линии.
  5. Рисуем лицо Барыне.

Аппликации на тему русских народных сказок

Аппликация – это изображения чего-либо с помощью наклеивания, вырезания из любого материалы или вышивания любым способом.

Аппликацию можно сделать в любом стиле по любому направлению, но рассмотрим тему русских народных сказок.

Для работы могут потребоваться:

  • Белый картон формата А-4.
  • Бумага для акварели формата А-3.
  • Бумага с нанесённым на неё уже готовым рисунком.
  • Белая и цветная бумага.
  • Ножницы.
  • Клей ПВА или клей-карандаш.
  • Чёрный маркер.

Создаём основной фон:

  1. На бумагу для акварели приклеиваем картон.
  2. Из бумаги с нанесённым рисунком вырезаем разные фигуры, это будут полянки.
  3. Приклеиваем их на фон, который сделан из картона.

Делаем композицию: «Домик на цветущей полянке»:

  1. Для будущего окошка вырезаем из белой бумаги два элемента в виде цифры «9», но хвостик цифры делаем не закруглённый, а прямой.
  2. Соединяем элементы между собой.
  3. Наклеиваем окно на бумагу жёлтого цвета. Получилось светящееся окно.
  4. Вырезаем полоски из коричневой бумаги, это будет стена домика.
  5. Вырезаем треугольник, это крыша домика.
  6. Соединяем элементы на основном фоне.
  7. Из жёлтой бумаги вырезаем полукруг, это будет солнышко
  8. Вырезаем волнистыми линиями широкие неровные фигуры, это будут кусты и деревья.
  9. Всё это наклеиваем на основу.
  10. Вырезаем ровный круг, наклеиваем его около домика, рисуем на круге мордочку. Получилась сказка о колобке.

Птица счастья

Птица счастья — игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». В середине XX века искусство изготовления этой игрушки было практически утрачено. Возрождать ремесло принялся мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области. Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.

Птица счастья

Знаменитый исследователь-этнограф С.В. Максимов сообщает, что в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была обязательным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники:

М.М. Пришвин в своем рассказе «По Маймаксе» упоминает птицу, описывая старика-помора:

Из приведенной цитаты следует, что такого голубя олицетворяли со Святым Духом. Но и это не народные символы, поскольку и в Евангелии голубь олицетворяет Святого Духа. В 1920-е годы XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» упоминает птицу:

Птица счастья

Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики вырезают фигурно. На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого — продольные разрезы для хвоста. В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяются они так, что образуется крест. Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. В итоге получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитями. 

Птица счастья

Делается птица обычно из карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Изначально изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок. В старину на Руси голубков не было принято раскрашивать. В наши дни популярными стали в том числе и раскрашенные птички.

Керамика Скопина

Промысел керамических и глиняных изделий в виде скульптур и игрушек существует в г. Скопине Рязанской области с 19-го в., благодаря близкому залеганию глины в окрестностях. Декоративную и бытовую посуду, так называемые синюшки, здесь начали изготовлять еще во времена Киевской Руси. Формы фигурок из глины отличаются простотой: это персонажи русских сказок, драконы, птица «Скопа».

Для росписи глиняных игрушек применяется цветная (желтая, зеленая) глазурь, а также обварка из нескольких составов, которые позволяют получать цвета от светло-бежевого до коричнево-красного. Используется техника получения серо-дымчатого цвета или «задымление».

Богородская игрушка

Село Богородское стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, слабая прокрашенность деталей; некоторые из них, по старой традиции, делают подвижными.

Вспомните, наверняка вы встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки — это шутейные, юмористические, динамичные забавы.

Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево — теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.

«Так что же такое народная игрушка?» — спросила я своего сына. — «Теперь ты можешь ответить на этот вопрос?».
«Думаю, что это игрушка, в которую играл и играет мой народ» — не без гордости ответил ребенок.

И не поспоришь! Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая — она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Автор статьи: Злата Макашина

Мифологическое и фольклорное значение

Народная глиняная игрушка в России имеет и мифологическое, и фольклорно-музыкальное значения. Большинство популярных изделий, в числе которых свистульки и грематушки (погремушки), является звуковыми. Они применялись издавна при совершении обрядовых действий, при проведении народных праздников: вначале языческих, позднее — христианских.

Так, каждая фигурка животного является символом и несет определенный смысл:

  • баран и корова — успешное ведение хозяйства, плодородие;
  • птицы являются олицетворением душ предков, символизируют счастье и радость;
  • конь издревле считается главным оберегом;
  • медведь символизирует могущество и силу;
  • олень — оберег, который приносит изобилие;
  • козел — символ доброй силы.

Древние глиняные игрушки использовались не только для детских забав, но и как ритуальные произведения. Свистульки применяли во время древнего обряда по изгнанию злых сил и болезней во время языческого праздника под названием Свистопляска. В качестве декоративного домашнего украшения глиняные фигурки часто ставили на окна, на видные места на комоде или полках в комнате.

Мазыкская русская народная игрушка

Деревянная мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников — детей, жен, родителей и т. д. На Руси мазыкскую игрушку называли «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар». Вид резьбы, которая делается для игрушки, сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии, — отсюда происходит и название изделия.  Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы.

Мазыкская русская народная игрушка «Коник»

Основная особенность производства игрушки — использование только топора, другие инструменты применяются крайне редко. Игрушка выполняется из сосны, осины или липы. Традиционно изготавливают ее и из полешка с торчащими сучками. Эти сучки используют в изделии, они могут превратиться в хвост или клюв, а могут стать плавниками у щуки.

Инструменты для лепки из глины

Декоративная «игра с глиной» базируется на трех основных компонентах:

  • глине, которая может быть самозатвердевающей и требующей обжига;
  • специальных инструментах;
  • духовке для запекания готовых изделий.

В зависимости от примеси других минералов, глина может иметь разный оттенок. В продаже встречается основа в виде порошка и брикетов, готовых к применению. Конечно, проще всего работать с самозатвердевающей глиной, которую не нужно запекать. Большинство мастеров отдает предпочтение полимерной основе популярных марок: Fimo,Cernit, Sonnet и Аrtifakt. Они имеют свою цветовую палитру, температуру запекания и свои свойства.


Купить готовые инструменты для лепки можно в магазинах для творчества или на специальных сайтах, хотя некоторые из них можно заменить подручными средствами.

Для раскатывания материала понадобится акриловый ролик или паста-машина. Эти инструменты заменяют любым гладким цилиндрическим предметом, например, стаканом или бутылкой.

Мастера обычно работают на гладкой поверхности, например, на стекле или пластиковой подложке.


Глину нарезаютспециальными лезвиями: жесткими, гибкими и волнистыми. Для этого также подойдет строительный или канцелярский нож.

Приглаживают, выравнивают и соединяют детали специальными стеками, которые иногда заменяют острым концом акварельной кисти или скальпелем.


Вместокаттеров (формочек) используют крышки от кремов и шампуней, а также формы для печенья. Ими вырезают платы разной формы.

Зубочистками придавливают, подправляют рисунки, а также наносят на изделие мелкие отверстия.

Узоры, выполненные с помощью фактурных листов, наносят кружевом, губками для посуды и зубными щетками.

Эффект старины и царапины на изделиях делают при помощинаждачной бумаги или пилочки для ногтей. Инструментами можно убрать мелкие огрехи и следы от пальцев.

Повторяющиеся элементы в бижутерии создают с помощью силиконовых и пластиковых молд.


Для работы потребуютсявлажные и бумажные обычные салфетки. Ими протирают руки и инструменты. Глиняные изделия нередко покрывают специальным лаком, создавая таким образом декоративное защитное покрытие. Некоторые мастера в работе используют подручные материалы и любые мелкие предметы: гвозди, гайки, камешки, листья и т.п.

Игрушки из дерева

Игрушки выпиленные, выстроганные или собранные из разных элементов лучше всего из твёрдых пород деревьев:

  • яблоня,
  • груша,
  • дуб,
  • берёза,
  • сосна (любые хвойные).

Кроме измерительных инструментов и карандаша потребуются:

  • ножовка,
  • рубанок,
  • молоток,
  • отвёртки,
  • клеевой пистолет.

Для соединения элементов конструкции потребуются:

  • гвозди,
  • шурупы,
  • столярный клей,
  • силиконовый клей.

Если поделки изготовляются с помощью резки, то здесь потребуются мягкие сорта деревьев. Липа — это прекрасное дерево для резки. Для такой работы будут необходимы инструменты для резьбы по дереву:

  • нож,
  • стамески прямые и полукруглые,
  • штихели (узкая полукруглая стамеска).

Роспись дымковской игрушки

Глиняные статуэтки символизируют радость и жизнь. Для декорирования обычно используют гладкий орнамент в сочетании с геометрическим узором. Оттенки подбирают контрастные, которые выгодно подчеркивают друг друга.

Элементы гардероба людей, рога и копыта животных покрывают медной поталью.

Цвета дымковской игрушки

После того как подсыхает побелка мастера приступают к нанесению на фигурку узоров. Роспись дымковской игрушки имеет скудную гамму цветов:

  • Синий.
  • Зеленый.
  • Желтый.
  • Коричневый.
  • Оранжевый.
  • Малиновый.
Для получения дополнительных оттенков основной цвет разбавляли мелом. Например, подобным образом из синего получали голубой.

В старину умельцы для раскрашивания фигурки брали не кисточки, а деревянные палочки, обмотанные кусочками льняной ткани. Подобный инструмент позволял создавать примитивные узоры: линии, круги, зигзаги. В наши дни для росписи берут кисточки из волос хорька.

Для придания краски блеска в нее добавляли сырой яйцо. Раскрашивание проводилось в определенной последовательности:

  • Волосы чаще всего покрывали коричневым тоном.
  • Глаза и брови прорисовали черной краской.
  • Рот и щеки обозначали малиновым оттенком.
  • Головной убор однотонный.
  • Узор на наряде.

Последним этапом становилось украшение игрушки декоративными фигурками, вырезанными из сусального золота.

Элементы дымковской росписи

Для оформления глиняной статуэтки мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Роспись игрушек – это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из сусального золота либо потали, которые наклеивают поверх нанесенного орнамента.

Каждый умелец наносит узор в соответствии с личными пожеланиями, сочетая разные комбинации. Изделие могут полностью покрыть орнаментом. В некоторых случаях наблюдается авторская лаконичность. Поэтому среди обширного ассортимента игрушек нереально отыскать две идентичные статуэтки.

Для росписи дымковской продукции характерно применение особых символов, обозначающих стремление к красоте и правде. Все орнаменты тесно связаны с природой и разнообразными оберегами.

Каждая деталь рисунка имеет скрытое значение. Например, волнистая линия символизирует воду, круг со звездой в центре – солнце. Часто в орнаменте присутствуют растительные элементы: цветы, листья и ягодки.

Характерные особенности росписи животных

Каждая глиняная фигурка расписывается по-своему. Классические статуэтки всадников, петухов и прочих любимых народом персонажей покрывают насыщенными красками. Лошадь может быт декорирована по бокам ярко-синие яблоки, индюк обзавестись веерообразным хвостом.

Характерную особенность имели утки-крылатки – ряд горизонтальных оборок. Когда смотришь на уточку, создавалось впечатление, что на ней надето два передника.

К тому же роспись предусматривает соблюдение определенной последовательности при нанесении узора. Первой наносят широкую полосу, которая покрывает грудь утки. Узкие линии отходят от шеи, затем мастер наносит поперечные штрихи, формируя классический орнамент в клеточку.

Роспись свистулек в виде конька сочетает нанесение вертикальных полосок и ряд горошин разного цвета. При этом используемые оттенки не сочетаются между собой.

Самые популярные животные в дымковской игрушке – это конь и утка. Намного реже встречаются поросята, коровы, козлы и прочая домашняя живность. Анатомическое строение тела обычно не соблюдается, поэтому основная часть животных напоминают лошадь. Только по морде можно распознать, какое существо изобразил гончар.

Подготовка материала к работе

Глиняное тесто, или керамическая масса, представляет собой смесь, прошедшую определенный технологический процесс, после которого она готова к изготовлению гончарных изделий. В промышленных масштабах для этого применяются специальные машины – прессы, грохоты, шаровые мельницы и пр. Но для изготовления ее в небольшом количестве весь процесс можно упростить.

Этапы технологии:

Набрать в карьере глину. Небольшой ком материала следует предварительно обжечь в печи, чтобы убедиться в его пригодности к работе.
На чистой поверхности разложить комки и высушить.
Далее размельчить их и удалить имеющиеся примеси щепок, камней, былинок и т. п.
В измельченную массу добавить воду из расчета три части жидкости и одна часть глины. Раствор тщательно размешать.
Дать массе отстояться, пока на дно не осядет наиболее тяжелая часть (камни с песком)

Оставшуюся осветленную воду следует осторожно слить.
Вычерпать средний слой глины и погрузить ее в гипсовую ванну или ведро.
Дать смеси подсушиться до состояния густого теста, тогда во время работы она не будет прилипать к рукам.
Вымесить глину с целью удаления лишних воздушных пузырьков.
Качество материала можно проверить следующим образом: скатать жгут с диаметром 15-20 мм, согнуть его не спеша пополам. Если место перегиба осталось гладким, без трещин или практически без них, значит, эта масса пригодна для изготовления свистулек.
Для надежного сохранения получившуюся массу поместить в целлофановый пакет и герметично его закрыть

В таком виде глина может сохраняться на продолжении нескольких месяцев. В подсохший комок можно добавить небольшое количество воды и перемять его тщательно.

Если в ваших планах — изготовить всего лишь пару свистулек, постарайтесь использовать доступный вам материал без вышеописанной предварительной обработки. Глина из некоторых месторождений уже готова к применению. Если не получается подготовить материал перечисленными способами, тогда его можно приобрести на предприятиях, занимающихся изготовлением керамических изделий, в художественных лавках или онлайн-магазинах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector