Конспект нод по мотивам городецкой росписи «павлин»

Актуальные приёмы для городецкой росписи

Вначале педагог знакомит детей с основными элементами городецкого узора — это цветы и листья. Первые разнообразны по цвету и форме, главные же типы — это розан, бутон и ромашка.

Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр (крупное пятно контрастного цвета). Первый окружён скобками — округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра. У бутона узор начинается от края круга — в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей.

У розана и бутона есть ярко выраженный центр, вокруг которого формируются лепестки, бутон же рисуется иначе

Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке. Листики направлены в разные стороны, они могут быть округлыми или более вытянутыми. У крупных листьев можно обозначить контур, для мелких это необязательно.

Листики располагаются группами (смотрят в разные стороны) или же на веточке

Дошкольники должны узнать об основных приёмах городецкой росписи:

Подмалёвка. Это круговое движение кистью для нанесения одного пятна, например, основы цветка. Выполняется подмалёвка широкой кистью

При этом важно набирать нужное количество краски. Ведь если её будет маловато, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много — краска потом станет отслаиваться.

Тенёвка

Использование более тёмных красок (по сравнению с крупным элементом). Например, если цветок розовый, то его центр и лепестки будут бардовыми, если листик светло-зелёный, то его прожилки — чёрными. При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком.

Оживка. Это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи. Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно.

Можно попробовать нарисовать с дошкольниками птицу — более сложный элемент росписи

Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. Для этого на основе детям разрешается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для ребят, которым затруднительно сразу определить композицию.

Ещё один момент — напоминать дошкольникам о необходимости смешивания красок. Ведь цветы смотрятся очень красиво в нежном розовом и голубом цвете. Аналогично смешивая зелёную гуашь с белой, можно получать разнообразные оттенки листьев.

Городецкие цветы красиво смотрятся в нежном розовом и голубом цвете

Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»

Дошкольникам предлагается круглая основа, затонированная под дерево. Чуть ниже центра изображаются круги-подмалёвки: в середине — более крупный розовый, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера (предварительно дети смешивают краски для получения нужных оттенков).

На краю розового круга, частично выходя за его пределы, нужно нарисовать маленький красный кружок. Аналогичная тенёвка выполняется на голубых кругах — синей краской.

Далее центральный бутон дополняется красными лепестками вокруг большого круга, а на боковых просто прорисовываются синие дужки.

Теперь нужно изобразить листья и веточки. Симметричные отпечатки получаются путём примакивания кисточкой.

Заключительный и самый ответственный этап – «оживление» цветочной композиции. С помощью тонкой кисти лёгким касанием наносятся точки, капельки, штрихи, дужки

Здесь важно не слишком увлечься и соблюсти чувство меры.

Цветовая гамма городецкой росписи

Есть традиционная расцветка – черное туловище, вишневый или красный хвост, зеленое крыло. Два из трех классических цветов имеется в наборе гуаши (черный и краплак), а городецкий зеленый цвет художник намешивает. Можно эти цвета заменять, но туловище птицы в классической версии всегда остается черным.

И всегда его дополняет присущая городецкому промыслу оживка. Тем ярче проявляется талант художника, чем более прорисован узор на пташке, чем гармоничнее выглядят цвета, которые мастер выбрал для ее росписи. Но и «пестрить» не нужно: типичная проблема новичков – они слишком увлекаются наведением узоров, что птица становится похожа на каллиграфическое упражнение карандашом, а не на традиционного городецкого героя.

О том как нарисовать городецкого петушка смотрите в видео-уроке.

Схема-последовательность изображения городецкой птицы

Приемы написания городецкой птицы у каждого мастера свои. По-разному они и начинают эту работу. Мы покажем, как это делает А.В. Соколова.

Крылышко рисуют в виде каплевидного листика.

В отличие от цветов при написании птиц приемы оттеневки применяются нечасто. Красный хвост-веер разузоривается темными (краплачными) перьями. Они веерообразно расходятся от крылышка и даже выступают за края окрашенного силуэта хвоста птицы. Пишутся перья длинными плавными движениями кисти с небольшим нажимом и изгибом, начиная с верхнего перышка и кончая нижним. При этом перышки располагаются на таком расстоянии друг от друга, чтобы можно был впоследствии поработать и белилами. Белилами делаются разживки: пишут глазок птицы, мелкие перышки на грудке, изящной спиральной и штриховкой украшают крылышко.

МИР ГОРОДЕЦКИХ ПТИЦ так же богат и неисчерпаем, как и мир городецких цветов. Здесь есть и горделивые черные петухи с огненными гребнями и хлопотливые «курочки Рябы», черные скворцы и белые лебеди, величавые павушки, чинно выступающие среди цветов и трав, и еще великое множетсво необычных, сказочных птиц.

Виды городецких птиц

Конь-качалка, конь-каталка

Конь-качалка — главный тренд городецкой деревянной игрушки. Расписных скакунов на полозьях здесь делают до сих пор. Нет другой игрушки в России, которая пережила бы столько поколений. Делали в Городце и детские стульчики-качалки, но с конями по популярности они, конечно, равняться не могли. В 50-е годы XX века, когда городецкое ремесло нуждалось в обновлении, здесь разработали качалку, которая стала очень популярной в Советском Союзе. Деревянные городецкие кони даже появились в советской детской литературе.

Конь-каталка — второй по важности товар в городецком ассортименте. Их мастера «запрягали» в игрушечные сани, повозки и кареты

Самым популярным был сюжет с двумя лошадками: одну вытесывали с наклоненной к груди головой, как будто она упирается на месте, второй, наоборот, придавали максимальную динамику. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце. Нужно было изготовить более 30 деталей и просверлить около 40 отверстий, чтобы собрать элементарную с виду игрушку. Ни гвоздей, ни клея не использовали: детали подгоняли друг к другу с ювелирной точностью. Колесики насаживали на оси мокрыми, и тогда, высыхая, они схватывались намертво. Этому игрушечному транспорту предстоял настоящий краш-тест: он должен был выдержать и детские зубы, и детские руки.

Городецкие композиции

У городецкой росписи есть три вида рисунка.

Цветочная тема

Наиболее простая и поэтому часто используемая. Это может быть одиночный цветочек с листочками или цветочный орнамент в виде букетов, цветочных гирлянд, ромбов, полосок и венков. Букеты чаще рисуются на кухонных досках и столовых блюдах, стаканчиках, мисках и солонках.

Гирлянды встречаются на хлебницах, мебели для детей и сувенирных шкатулках. Ромбами из цветов украшают шкафы и скамейки. Полосы применяются для росписи объёмных предметов, например, для украшения круглой шкатулки, либо в качестве канта в сюжете. Края изделия чаще расписывают венками.

Композиция с рисованием птицы или коня

Её часто используют для разрисовки больших изделий — столовых блюд, хлебниц, детской мебели, но иногда такую тему можно увидеть и на обычной ложке. Очень красиво смотрятся такие изображения на чёрном или красном фоне.

Сюжет

Самая трудная роспись, которая может быть посвящена свиданиям или застолью, сказкам или современной жизни. Обычно такие рисунки вытянуты вдоль горизонтальной линии. Картинка может состоять из нескольких частей, разделяемых колоннами, шторами или другими предметами интерьера. Иногда в одном сюжете можно увидеть несколько героев в разных комнатах.

Женихов городецкие мастера изображают всегда на коне, а невест – стоящими около берёз. В сюжетах с застольем столы обязательно полны яствами, на них обязательный символ – самовар. Иногда городецкие художники рисуют целые деревни с домами, колодцами, улицами, церквями.

Сегодня современные мастера фабрики «Городецкая роспись» продолжают старые традиции, создавая шедевры художественного промысла в виде шкатулок, хлебниц, игрушек и мебели.

Узнать еще больше об истории росписи, увидеть как работают настоящие мастера и полюбоваться на их произведения вы сможете посмотрев это видео.

https://youtube.com/watch?v=71Xv1bdMnPg

Вот вы и познакомились поближе с городецкой росписью. Если вам стало интересно, вы теперь сможете попробовать сделать своими руками красивый подарок маме на праздник, разрисовав в стиле Городца разделочную досочку или шкатулку.

Ну а для вашего учителя и одноклассников лучшим подарком станет ваш интересный исследовательский проект, посвященный творчеству городецких мастеров.

Успехов в учебе!

Евгения Климкович.

Откуда пришло городецкое искусство?

История одного из самых высоких достижений народного творчества — городецкой росписи – началась в 19 веке. Жили на двух берегах реки Волга крестьяне в сёлах с названиями Курцево, Савино, Косково и других, которые делали прялки с резьбой и продавали их на ярмарках.

А резьбу эту они разукрашивали, чтобы их творения были ярче.

Позднее декоративный рисунок и вовсе вытеснил с прялок резьбу по дереву, а такое расписное художество стали звать «нижегородской росписью», а самих мастеров «курцевскими красильщиками».

Считается, что расцвела городецкая роспись с появлением в деревне Курцево в 1870 году иконописца из Городца по фамилии Огуречников, которого пригласили оживить роспись курцевской церкви. Именно он научил местных мастеров накладывать краски слоями, оживлять картинку белилами и придавать рисунку выразительность.

Начиная роспись с прялок, курцевские мастера потихоньку стали оттачивать своё приобретённое мастерство на посуде, лукошках, игрушках для детей, коробах. В домах появились ни на что не похожие пышные букеты, вороные кони, диковинные птицы. На дереве «пили чай» и «устраивали гулянья».

Лишь в 30-х годах XX века появилось название этого рисования по дереву, которое сегодня мы знаем и слышим – «городецкая роспись», и всё благодаря тому, что в близлежащем городке Городец продавалась такая украшенная бытовая утварь, и работали мастерские.

Подписи к слайдам:

городецкая роспись НОД по изобразительному искусству в старшей группе Подготовила воспитатель Карпова Елена Васильевна.

Родина городецкой живописи, а точнее, росписи по дереву- старинный волжский город. И в Городце и во многих окрестных деревнях, прильнувших к речке Узоле, мастеровые люди издавна славились умением плести деревянное кружево. Богатейшая резьба украшала избы-ладные да высокие, прялки, посуду, игрушки.

Эскизы росписи «Свидание» Эскизы росписи «Свадьба»

Детская мебель

Конь -качалка

Никогда ни с кем не спутаешь вороного городецкого чудо-коня, изображенного всегда в профиль с поджатой крючком ногой, с лебединой выгнутой шеей. А цветы? Городецкие розаны — их там называют купавками — фантастической окраски и такой живой упругости, что кажется, бутоны вот-вот лопнут, раскроются…

подмалёвок оттенёвка разживка

подмалёвок оттенёвка разживка

Варианты выполнения мотива «купавка»

Варианты выполнения мотива «листок» подмалёвок оттенёвка разживка

Работы детей

Работы детей

Особенности росписи

Вначале мастера украшали донца резными изображениями. Затем появилась инкрустация – мозаика из кусочков потемневшего дуба, падавшего в разливающуюся реку, и долго пролежавшего там. Из этих кусочков делались крупные элементы рисунка, а мелкие исполнялись резцом. Тогда же начала зарождаться техника городецкой росписи на доске – условность, схематичность письма животных, людей, предметов и растений. Постепенно к резному присоединяются рисованные сюжеты и раскраска. Композиция становится богаче, сложнее. Появляются ярусные картины – каждый ярус имеет свой сюжет, на котором выделяются различные детали изображения.

В 1870 году, в село Курцево, для обновления росписи местной церкви, приехал иконописец Огуречников. Он открывает деревенским ремесленникам приемы иконописи – слоевое наложение краски, оживки белилами. И мастера-резчики становятся художниками. Создаются изделия в иконописной технике. Городецкая работа быстро развивалась. Мастера брались за любую работу, разрисовывали мебель, панно, детские качалки. После Отечественной войны промысел полностью исчез. Заново возродился в шестидесятые годы. Художники украшали разделочные доски, шкатулки, матрешек, посуду.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

Предлагаю вашему вниманию небольшой ликбез по видам русской росписи.

Хохлома. Один из самых знаменитых и известных видов декорирования поверхностей. Это вид декоративной росписи, для которой характерен черный фон, поверх которого наносятся рисунки золотого, красного и зеленого цвета. Чаще всего изображают растения, цветы, фрукты и ягоды. Реже изображают зверей, птиц, рыб. Украшают хохломой восновном деревянную посуду и мебель.

Городецкая роспись. Для данного вида росписи характерен желтый или золотой фон, поверх которого наносятся яркие рисунки. В основном отображаются сцены из жизни купечства. Кроме того, могут изображаться животные, а также цветы. Городецкой росписью чаще всего украшали мебель, например, сундуки, а также прялки.

  • xclean.info

Гжель. Также очень знаменита! Данный вид росписи используется для декорирования керамической посуды. Гжель — это всегда белый фон с синими цветочными узорами, растительным орнаментом.

  • xclean.info

Федоскинская роспись. Такой росписью декорируют в основном ларцы, шкатулки, крышки сундуков. Представляет она собой черный фон, на котором изображаются портреты людей. При этом рисунки выполняются светоотражающими красками или в такой технике, что достигается эффект внутреннего свечения и глубины рисунка.

  • xclean.info

Роспись Северной Двины. Такая роспись наносится в основном на посуду и некоторые предметы мебели (сундуки, ларцы ). Представляет собой роспись Северной Двины желтый фон, на котором оранжевым и красным цветом (реже зеленым) изображаются растения и сказочные персонажи.

  • xclean.info

Прикамская роспись. Такой росписью в старину украшали стены домов, двери, а также мебель. Представляет собой прикамская роспись оранжевый фон с изображенными на нем в красном цвете растений и зверей.

  • xclean.info

Жостовская роспись. В такой технике расписывают жестяные подносы. Фон всегда черный, а поверх него изображаются разнообразные цветы различного размера.

  • xclean.info

Мезенская (палащельская) роспись. Такая роспись выполняется только по дереву на ковшах, коробах, прялках. Мезенская роспись представляет собой набор красно-черных геометрических узоров, нанесенных поверх не покрытого краской дерева.

  • xclean.info

Палех. Такой вид росписи всегда изображает сцены русских народных сказок. Фон темный. Палехом расписывают шкатулки, тарелки, матрешки, броши.

  • xclean.info

И в завершении. Не могу не восхиться многогранностью русского народного творчества!

Еще с древних времен человек обращал внимание на красоту природы. Желание украсить свой примитивный быт и сделать его уютным привело к тому, что жилище стали украшать разными природными элементами

Это были шкура животного под ногами, рисунки на стене, цветные камни, сияющий метал и многое другое. Века спустя стали раскрашивать тарелки, ложки, миски. В каждой области появились свои виды росписи посуды.

Цвета городецкой росписи

Изначально для рисования использовали яичные краски. Постепенно их сменили темперные, масляные и гуашевые составы. Красящий элемент большим пятном наносили на полотно, без формирования четких контуров.

В первое время мастера выполняли роспись на загрунтованных поверхностях. После Второй мировой войны для основы выбрали необработанную древесину. Это придавало изображению легкость и прозрачность.

  • Замалёвки. Для ягодного и цветочного орнамента использовали такие оттенки, как: розовый, бордо, голубой, красный и т.д. Для листочков брали насыщенный зеленый цвет без примесей. Маленькие росточки и завитки иногда красили коричневым цветом.
  • Теневка. Основные оттенки: черный, синий и коричневый. Применяя глубокие цвета, на их фоне мастера детально прорисовывали основные элементы узора. За счёт этого приёма удавалось получить яркое изображение. Если для теневки применяли коричневый цвет, роспись была нежной и легкой.
  • Разживка. Для нее использовали белоснежный оттенок. Крайне редко применяли желтый. Его брали только в том случае, если листочкам нужно было придать объем.

Основные цвета по номерам

Умельцы в старинные времена чаще всего для выполнения орнаментов применяли следующие оттенки:

  • охра (#CC7722);
  • розовый (#FFC0CB);
  • красный (#FF0000);
  • голубой(#00BFFF);
  • синий (#964B00);
  • белый (#FFFFFF);
  • зелёный (#00FF00);
  • чёрный (#000000);
  • жёлтый (#FFFF00).

Виды росписи

Постепенно из предметов обихода изделия Хохломы стали сувенирными подарками или украшением, причем недешевым.

Существуют основные виды росписи посуды:

  1. «Верховая» – на серебристый фон накладывается основная композиция – криуль. Далее к ней добавляют красным и черным цветом капельки, усики, завитки.
  2. «Под фон» — вначале вырисовывается силуэт орнамента, а черной краской заполняется фон.

На посуде могут быть самые разные виды орнаментов:

  • «Травка» — упор делается на вырисовывании мелких и крупных травинок.
  • «Пряник» — внутри шедевра расположена нарисованная геометрическая фигура. Это может быть ромб, квадрат, круг. Его расписывают ягодами, цветами и травой.
  • «Кудрина» — на красную или черную основу наносится рисунок в виде золотых листиков и цветков на манер завиточков.

Хохлома — удивительное произведение искусства, несмотря на темные цвета, от нее исходит тепло и радость.

Как выполняют городецкую роспись

Чаще всего для выполнения городецкой росписи используют темперу – краски, приготовленные на основе натуральных сухих порошковых пигментов и/или их искусственных аналогов. Можно использовать гуашь, в которую добавлен клей ПВА. При работе с гуашевыми красками нужно знать, что после высыхания они приобретают белесоватый оттенок, поэтому каждом слою необходимо полностью просохнуть прежде, чем наносить другой слой краски. Все основные цвета должны иметь два оттенка: один – насыщенный, другой – разбавленный. При работе с красками необходимо следить за тем, чтобы кисти не засыхали, так как если их не отмыть вовремя, то придется их выбросить. Техника выполнения городецкой росписи значительно проще, чем хохломской росписи, особенно если сравнивать подготовку деревянной основы. Городецкая роспись выполняется непосредственно на деревянной основе или же основа грунтуется красным, желтым, черным цветами. В первую очередь на выбранной поверхности тонкими линиями при помощи карандаша намечают композицию будущего узора. Причем главной задачей здесь является наметить размеры и расположение самых основных элементов – узлов композиции, например, цветов и животных. Однако карандаш используется далеко не всегда: опытные мастера сразу наносят рисунок красками, считая, что именно такая технология является правильной. Что касается средних и мелких деталей, то они играют дополняющую роль и мало влияют на всю композицию в целом. Узлы композиции, как правило, выполняют широкой кистью и более светлой краской. Поверх светлых пятен наносят более темные мазки того же оттенка, например, у голубого элемента создают синюю обводку. Вся городецкая роспись состоит из таких элементов, как скобки, капли, круги-подмалевки, спирали, дуги, штрихи и точки. Причем штрихи и точки наносят тонкой кистью на заключительном этапе росписи – они называются «оживкой» и придают работе законченный вид. После высыхания рисунок можно покрыть бесцветным масляным лаком или нитролаком. Для нанесения масляного лака использовать кисть, тампон или краскораспылитель, а для нитролака – исключительно краскораспылитель, так как в этом случае поверхность будет более ровной и гладкой. Лак следует наносить в 2-3 слоя, причем каждый слой требует полной просушки. Таким образом, образуется качественная пленка, способная защитить городецкую роспись от механических и химических повреждений. 

Чем отличается городецкая роспись?

Спутать городецкое мастерство с другим трудно, ведь именно эта роспись изобилует яркими гирляндами и пышными букетами. Только здесь вы увидите всю помпезность сюжетов вместе с искренностью простого народа.

Стоит только взглянуть на расписанные в городецком стиле предметы, и вы тут же очутитесь:

  • на прогулке в качестве всадника на коне;
  • за столом во время чаепития в окружении богатого убранства;
  • вместе с охотниками в лесу;
  • в кругу весёлых и беззаботных городских людей;
  • или за прялкой.

Помимо расписанного быта крестьян и купцов городецкие мастера могли изображать мистических животных. Но какая бы тема в рисовании не присутствовала, она всегда украшалась гирляндами из цветов.

С самого начала городецкая роспись наносилась яичными красками в виде больших пятен, без контуров. Мастера могли делать мазки в свободной форме, обводя потом элементы чёрной или белой линией. Любимые оттенки фонов:

  • зелёный;
  • яркий красный;
  • чёрный;
  • сочный синий.

Сегодня мастера на фабриках пользуются масляными красками, что даёт им большее разнообразие колорита, но особенности мотивов городецкой росписи сохранились. Прежней осталась и технология росписи по дереву.

Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью

Как правило, попадаются на произведениях:

  • цветы (розан, ромашки, купавки). Визуализируется в виде симметричного букета, гирлянды, полосы, венка или ромба;
  • птицы (лебеди, павлины, петухи, голуби или кукушки в зависимости от цели автора);
  • «дерево жизни» – олицетворение природы. На таких штуках присутствуют сразу предостаточно компонентов (соединения из растений, пернатых). Рисовальщик наносит также коня слева и справа, изредка – львы, барсы и другая экзотика.

Изображается как интерьер жилого дома, так и улицы населённых пунктов с предельно возможным количеством тонкостей. Нередко на подобных изображениях можно увидеть элементы на манер домашних животных, находящихся у ног хозяина. Другая особенность – это наличие растительности на зимнем пейзаже вне строения.

Аналогичные поделки воплощаются обычно в прямоугольной конфигурации, а края украшает орнамент. Встречаются и круглые вариации, устанавливаемые на полку как декоративные тарелки, узоры на которых расположены на краю.

Шкатулка способна содержать на своей грани немного очертаний с различными ситуациями, центральная из которых размещается на крышке или передней стенке (с той стороны, где конструкция открывается).

  • Украшения к новому году: идеи декора и варианты оформления дома и квартиры к новогодним торжествам (135 фото)
  • Украшение окон — простые идеи и пошаговое описание оформления окон своими руками (110 фото и видео)
  • Торт из памперсов — пошаговое описание создания торта из памперсов. 115 фото и видео создания подарка

Описание быта крестьян максимально содержательно отзеркаливало реальность временного промежутка, в который была произведена работа мастера. Необычные отображения, вписанные в сцену из повседневного бытия, усиливают эффект от увиденного.

Важнейшие действующие устраиваются в центре холста – крупнее остальных. Кадры с чаепитиями, застольями, свадьбами и другими мероприятиями – обязательно со столом, где расставлена посуда или бывают другие второстепенные объекты, раскрывающие суть происходящего.

Не менее популярными и востребованными являются элементы по мотивам народных сказок – фабула и герои узнаются с первого взгляда, а насыщенность зависит лишь от фантазии создателя.

Мастер-класс по отрисовке розана

Для замалевки розана подберите нужный цвет: красный, розовый (малиновый), охра или голубой.

Нарисовать розан можно так:

  1. В идеале круг изображается одним мазком, но чаще их все же два – один идет по часовой стрелке, другой – против, дополняя круг.
  2. Для теневки берется черный или коричневый, второй вариант сделает цветок более нежным. Теневка на голубом выполняется темно-синим цветом. Серповидные элементы и середина цветка прорисовываются более тонкими кистями.
  3. Оживка или разживка пишется белым, реже встречается желтый цвет. Белый цвет наносится вплотную к темному цвету теневки, за счет чего достигается контрастность. Это могут быть каплевидные элементы, устремляющие в центре. А в самой сердцевине цветка будет серповидный элемент и точка.

Малый розан, как и городецкие розы, как и бутон, рисуется в три слоя – замалевка, теневка, разживка (оживка).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у меня сегодня радостное настроение, а у вас какое настроение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?Какие чувства?

Дети: страх,тоску,грусть…

Воспитатель: А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? (белым). А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым (Нет). А какой вы видите мир?

Дети: цветной, разноцветный, радужный,весёлый, радостный …

Воспитатель: Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

Ребята, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?

Дети: в музее.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт.На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы Ромашка» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? «Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь.». Ребята, поможем?

2. Основная часть. Игра «Собери картинку». -Вот вы и составили образец, а что у нас получилось?

Дети: разделочная доска.

Воспитатель:- а вы догадались какая это роспись?

Дети: Городецкая роспись.

Воспитатель: По каким элементам вы догадались?

Дети: по элементам -розан, бутон, листочки.

Воспитатель;-А в нашем саду тоже есть мини-музей городецкой росписи. Посмотрите. В городецкой росписи существует три вида мотивов,композиций. Это цветочный мотив, цветочный мотив с включением образов коней, птиц. И сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей — застолье, чаепитие, гулянье, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д.

Чтение стихотворения «Городец».

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

-А Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на панно.

Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).

Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она — … (купавка).

Словно чудо тут и там распускается … (розан).

Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка). Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.

Физминутка

Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)

Закрывают лепестки,

Головой качают, (Дети приседают)

Тихо засыпают. (Дети садятся за столы)

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: -Ребята. Как вы уже догадались мы будем расписывать разделочную доску элементами Городца, а именно цветочным мотивом, используя такие элементы,как ромашка, городецкая роза и бутоны.

Воспитатель: Что нужно сделать вначале работы (продумать композицию- расположение элементов на изделии.) Вспомним, что городецкая роспись состоит из 3 этапов работы- это подмалёвок, когда наносятся цветовые пятна, силуэты основных элементов. (показывает, тенёвка –когда прописываются тёмной краской с целью детальной проработки форм и оживка- нанесение белилами штрихов деталей. ,чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.

1 этап: подмалёвок. Кистью №4 рисуем круги розового (девочки) и голубого (мальчики) цветов, элементы листьев зелёного цвета (по два листочка с каждой стороны).

2 этап: тенёвка. Кистью №2 рисуем тёмной краской сердцевину (кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.

3 этап: оживка. Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.

3. Заключительная часть. (дети выкладывают свои работы в центре для рассматривания и анализа).

Воспитатель: Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?

Дети: ромашка, бутон, городецкая роза.

Воспитатель: правильно ли подобраны цвета в подмалёвке и следующих этапах? Аккуратен ли узор? Молодцы, ребята. Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.

Основные цвета городецкой росписи

Городищенские художники использовали вначале краски на яичной основе, потом масляные, темперные и гуашь. Сначала поверхность изделий грунтовали, после войны стали наносить краски непосредственно на поверхность, что сделало роспись более легкой, живой, прозрачной. Сейчас стали использоваться современные акриловые краски.

  • Замалевок – для раскрашивания цветов и ягод используют охру, розовый, красный, бордовый, голубой, синий цвета. Для листьев – зеленый, иногда коричневый;
  • Теневка – синие и голубые детали оттеняют темно-синим, черным и коричневым тонами.
  • Разживка – делается роспись черным тоном и белым (оживка), изредка желтым на листьях и цветах.

Немного истории

История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:

  • мебель;
  • сундуки;
  • сани;
  • утварь, используемая в помещении.

Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.

После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.

В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.

Применение в жизни

Конечно, в отличие от старых работ, новый шаг в развитии росписи произошел благодаря появлению новым красками и технологиям. Техника мастерства в современной интерпретации творчества намного ярче и изящнее и преимущественно используют для сувенирно-декоративного предназначения, а также для развития художественных навыков. В наши дни элементы фантазией художников добавляются новые изображения в виде бабочек и насекомых и даже допускаются рисунки чудных единорогов.

Роспись используется на деревянных поверхностях кухонных досок, тарелок, ложек, солонок и даже на мебели. Она уместна на столиках и стульях.

Как и другие виды росписей, городецкие рисунки используются в аэрографии машин, телефонов, ноутбуков и других пластиковых и металлических поверхностей, используя при этом трафареты.

Городецкая игрушка

Городецкая роспись для детей интересна, прежде всего, яркими игрушками. Особенно популярными в своем время были фигурки коней с возками и коней-каталок. Лошадки-качалки большой спрос имели после революции, и изделия эти не были простыми. Сохранились подробные описания изготовления таких лошадок: на одну игрушку уходило 30 деталей и 40 отверстий. При этом лошадку делали без единого гвоздя и клея.


Современная лошадка-качалка

В 60-х, 70-х годах прошлого века в игрушечном деле Городца возникли механические игрушки (вроде шарманки), Полька, Развод солдат, перепляс. И многие, конечно, помнят кукольные расписные деревянные гарнитуры, которые часто родители оставляли в наследство уже своим детям. Такие маленькие шкафчики и кроватки до сих пор многие скупают на специальных сайтах.

Ремесло не просто не забыто, оно находит переосмысление, которое невозможно без влияния технического прогресса и запроса общества. Яркая и жизнерадостная городецкая роспись увлекает и детей, и взрослых.

Данное видео рассказывает об истории и традициях городецкой росписи.

Желание самостоятельно нарисовать нарядных петушков в цветочном великолепии, украсив разделочную доску, может проснуться в любом возрасте. В этом особая прелесть народного творчества – зачастую оно действительно доступно народу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector