Федоскинская лаковая миниатюра и музей народных художественных промыслов в федоскино
Содержание:
- Возникновение производства из папье-маше
- Процесс производства федоскинской шкатулки
- Производство Коробова в Данилкове
- Лукутинская фабрика
- История федоскинской миниатюры
- Храм святителя Николая Чудотворца в Федоскино
- Особенности федоскинской росписи
- Литература
- Изготовление изделий из папье-маше
- Артель бывших лукутинских мастеров в 1910-1945 годах
- Этапы создания шкатулки
- Федоскинская артель
- Письмо по-плотному
- Федоскинская фабрика в 1980-2000-х годах
- Приемы декорирования
Возникновение производства из папье-маше
Статья о Федоскинской артели в Московском комсомольце от 12 июня 1960 года
Первая половина XIX века — период широкого развития лакового производства в России. Одной из первых и наиболее крупных была вольная табакерочная фабрика купца первой гильдии П. И. Коробова в сельце Данилково (в настоящее время входит в село Федоскино), основанная в 1795 году. Основным показателем качества изделий являлась лаковая поверхность, технология приготовления, которого была приобретена у крупнейшего производителя того времени Иогана Штобвассера (город Брауншвейг, Германия). Со вступлением в дело его зятя П. В. Лукутина фабрика стала быстро развиваться. Уже в первой четверти XIX века на фабрике работало более сорока человек вольнонаемных и производилось свыше тринадцати тысяч изделий в год. На ряду с наклеенными гравюрами, табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере. Среди живописцев, работавших на фабрике, упоминаются фамилии Лавров и Бородкин.
Процесс производства федоскинской шкатулки
В зале №4 можно увидеть технологический процесс изготовления федоскинской шкатулки. Она делается из папье-маше. Сначала картон нарезается лентами, которые обмазывают клейстером и навивают на болванки, чтобы придать форму. Затем заготовку просушивают в сушильном шкафу. После этого изделия пропитывают растительным маслом и многократно сушат при температуре 85-90°С. Благодаря этому шкатулка приобретает твердость дерева.
Дальше при помощи столярных инструментов заготовке придают форму, грунтуют и шпаклюют её, втирая специальную красную глину, смешанную с голландской сажей и маслом. После этого её покрывают несколькими слоями копалового лака и полируют, постоянно просушивая.
Пройдет несколько месяцев, прежде чем шкатулка или иное изделие приобретет форму и будет передано художнику. Сначала художник копирует рисунок на бумагу. Далее рисунок копируется на заготовку шкатулки. После этого последовательно выполняются замалевок — общий набросок композиции, пропись или перемалёвка — детальная проработка рисунка, лессировка — моделирование изображения прозрачными красками и бликовка — изображение бликов на предметах светлыми красками.
Существует также оригинальная федоскинская техника «письмо по сквозному», когда перед росписью на всю поверхность изделия или его часть наносится перламутр, золотая или серебряная фольга. Они просвечивают через лессировочные краски, придавая изделию внутреннее свечение.
Для росписи используют масляные краски, что отличает федоскинскую школу от других русских школ лаковой миниатюры. Художники пишут тонкими беличьими и колонковыми кисточками. При выполнении тонких работ мастер может использовать тончайшую кисть буквально из двух-трех волосков. Нередко требуется использование лупы.
Изделия украшают также сканью, различными орнаментами и др. После этого шкатулку снова отправляют на лакировку и полировку. Отличительная особенность федоскинских шкатулок — глубокий черный цвет снаружи, ярко-красный внутри, глубокие краски рисунка с внутренним свечением.
В целом, на изготовление одной шкатулки, в зависимости от сложности, тратится от нескольких месяцев до года работы.
Технологический процесс изготовления федоскинской шкатулки
Основные этапы изготовления федоскинской шкатулки:
- Нарезка картона.
- Навивка картона.
- Проварка в льняном масле.
- Опиловка, шарнировка.
- Грунтовка, шпаклёвка.
- Покрытие чёрным лаком (сверху).
- Покрытие красным лаком (внутри).
- Алюминиевый порошок с переведенным рисунком.
- Припорох (копирование изображения на кальку).
- Замалёвок (общий набросок композиции).
- Перемалевок, бликовка (детальная проработка рисунка, моделирование изображения прозрачными красками, изображение бликов).
- Покрытие бесцветным лаком (5-6 раз).
- Полировка.
Рабочее место мастера заготовительного участка
Производство Коробова в Данилкове
В 1795 году в сельце Данилково Троицкого стана Марфинской волости Московского уезда купец I гильдии Петр Иванович Коробов открыл фабрику по производству бумажных лаковых козырьков из папье-маше для армейских головных уборов. Это производство оказалось на редкость прибыльным: козырьки — вещь расходная, их всегда требуется много.
Бумажный лакированный козырек производства фабрики Петра Лукутина
Производство недорогих лаковых табакерок, украшенных приклеенными к ним гравюрами, тоже приносило неплохой доход. В начале XIX века Коробов переманил с немецкой фабрики Штобвассера в Брауншвейге нескольких мастеров, которые смогли организовать производство табакерок с оригинальной масляной росписью и обучили этому местных крестьян.
Производство быстро расширялось. Так, в 1811 году на фабрике в Данилково было изготовлено 580 дюжин табакерок с кунштюками, т.е. украшениями и 145 дюжин табакерок без украшений. Для удешевления продукции бумажную гравюру просто приклеивали на изделие и покрывали сверху лаком. Особой популярностью пользовались женские портреты, жанровые сценки и пейзажи. Клейм в то время еще не ставили.
Русские лаковые изделия
Лукутинская фабрика
В 1819 году после смерти П. И. Коробова фабрика года находилась в собственности его дочери Екатерины, в замужестве Лукутиной. С 1824 года на протяжении 80 лет фабрика принадлежала московским купцам Лукутиным. В этот период изделия, выпускаемые фабрикой, были широко известны и популярны не только в России, но и за рубежом. В 1828 году Пётр Васильевич Лукутин (1784—1864) получил право клеймения продукции фабрики: на внутренней стороне изделий размещался двуглавый золотой орёл, а также имена или инициалы Лукутиных, владеющих фабрикой. В 1831 году, на художественно-промышленной выставке в Москве П. В. Лукутин был награждён золотой медалью на Анненской ленте, а в 1839 году — на выставке в Петербурге — золотой медалью на Владимирской ленте. Продолживший дело, Александр Петрович Лукутин (1819—1888), на выставке в Варшаве также получил золотую медаль на Анненской ленте; в это время на фабрике трудились 40 вольнонаёмных рабочих — мужчин, женщин и учеников; многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них — С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.
Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников. Создавались миниатюры и на всевозможные крестьянские мотивы: хороводы, пляски, работы на полях, бытовые сцены и т. п. При этом художники опирались на русскую литографию первой половины XIX в., на картины русских художников.
Лукутинское производство просуществовало до 1904 г.
История федоскинской миниатюры
Не самая полезная привычка нюхать табак стала, тем не менее, своеобразным толчком к появлению прекрасного художественного направления. В 18 веке табак нюхали, кажется, все, без оглядки на пол и социальный статус. Возник общественный запрос на табакерки, которые и стали делать предприимчивые умы Европы. Для их изготовления прессовали картон, пропитывали его растительным маслом и просушивали на высоких температурах. Такой материал назвали «папье-маше», что означало буквально «жеваная бумага».
Федоскинская роспись, конец XIX в.
Табакерки покрывали черным грунтом, черным же лаком, а для самой росписи использовали классические сюжеты. За 5 лет до окончания 18 столетия купец Коробов стал делать такие же табакерки, происходило это в сельце Федоскино, что в 30 км от Москвы. Специально для налаживания производства Коробов привез из Германии мастеров.
Художниками-миниатюристами на производстве у купца стали местные крестьяне, специально для которых открыли художественную школу. Сначала на крышках табакерок появились гравюры, позднее эти гравюры стали расписывать, а после и вовсе крышки стали лаковыми живописными миниатюрами. Теми самыми, которые и вошли в историю народного искусства.
Не удивительно, что лаковая миниатюра Федоскино стала столь узнаваемой, популярной. Художники равнялись на мастеров Эпохи Возрождения, учились в знаменитом Строгановском училище. Потому миниатюристов однозначно можно назвать профессионалами.
Храм святителя Николая Чудотворца в Федоскино
В XVI веке в селе существовал деревянный клетский храм Николая Чудотворца. В 1680 году была на месте старого храма был возведен новый, с колокольней. Он был однопрестольным, деревянным, на каменном фундаменте.
В 1875 году Никольская церковь сгорела. На средства жены статского советника М.Н.Мансуровой и почетного потомственного гражданина П.А.Лукутина, по проекту известного архитектора Александра Никаноровича Померанцева (1849-1918) была построена новая теплая деревянная церковь, на каменном фундаменте. Внутри храм был оштукатурен.
В 1928 году Никольский храм закрыли. Восемь лет он пустовал, а затем до 1960 года помещение использовалось под зернохранилище. В 1976 году федоскинские художники начали его реставрацию, и с 1986 года он стал использоваться в качестве выставочного зала фабрики лаковой миниатюры. В 1992 году храм был передан верующим.
Еще несколько лет назад стены храма были выкрашены бледно-розовой краской, а сейчас храму вернули естественный цвет дерева.
Церковь Николая ЧудотворцаТабличка у входа в храмУзорчатая решетка на окне церквиФасад церкви Николая Чудотворца
Маковки церкви сверкают золотомЗолотая маковка
Особенности федоскинской росписи
Расписывали шкатулки мастера из Федоскино исключительно масляными красками. Можно сравнить это с другими школами лаковой миниатюры России (Палех, Холуй, Мстера) – там рисовали яичной темперой. У федоскинского промысла отчетливо выделяется объемность. И достичь ее можно таким способом: между каждым слоем рисунка – замалевком, перемалевком, основным, лежит лаковая пропитка. За время создания шкатулки художник кладет около 15 слоев лака (а то и больше).
Главные особенности росписи:
- Очень красивый блеск – так получается, потому что первый слой просвечивает из-под рисунка (это может быть натуральный перламутр либо серебряная, золотая фольга).
- Возникновение одного изделия занимает от 4 месяцев до полугода. Каждая миниатюра имеет индивидуальный номер.
- Четкая последовательность выполнения рисунка – это система, которая и делает миниатюру тончайшей работой. Общий набросок, перемалевка, лессировка и бликовка образуют цикл росписи.
- «Письмо по сквозному» — оригинальная техника промысла. Это нанесение светоотражающего материала на поверхность перед росписью.
- Изделие может украшаться «сканью», «цировкой», «шотландкой» как завершающим штрихом работы.
- Излюбленные традиционные мотивы – тройки, чаепития, сцены крестьянской жизни. Могли обращаться и к знаменитым картинам, делать их копии на шкатулках. Сказочные мотивы особенно тесно связаны с федоскинской росписью: они в совокупности с особенностями техники, волшебным светом работ словно ожили на крышках шкатулок.
Этот промысел не скуден на цвета, в нем нет наивности, примитивизма, формальности образов как в некоторых других народных направлениях русского национального искусства. Тем он и ценен.
Наряду с федоскинской росписью не менее популярна хохлома. Об истории, особенностях и значениях рисунка, читайте в нашей статье: «Хохломская роспись: виды, основные узоры, материалы. Символизм орнаментов и мотивов».
Литература
- Василенко В. М., Артамонов М. Федоскино. — М.; Л., 1935.
- Яловенко Г. В. Федоскино. — М., 1959.
- Уханова И. Н. Русские лаки в собрании Эрмитажа. — Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1964. — 96 с.
- Грязнов А. И. Федоскинские таланты / Художник Ю. Давыдов; Фотокорр. А. Становов. — М.: Московский рабочий, 1970. — 128, с. — 26 000 экз. (обл.)
- Чижов М. С. Среди миниатюристов: Записки федоскинского мастера / Под ред. Б. И. Коромыслова; Оформление В. С. Ворониной. — Л.: Художник РСФСР, 1982. — 264 с. — 20 000 экз. (в пер., суперобл.)
- Супрун Л. Я. Лаковая миниатюра Федоскино. — М.: Легпромбытиздат, 1987. — 320 с. — 30 000 экз. (в пер.)
- Крестовская Н. О. Лаковая миниатюра. Федоскино: Альбом / Надежда Крестовская. — М.: Интербук-Бизнес, 1995. — 144 с. — (Шедевры народного искусства России). — ISBN 5-7664-1046-8. (в пер.)
- Шелухин М. В., Монашов В. С. Лаковая миниатюра. Lacquer miniature. — 2010.
- Барадулин В. А., Коромыслов Б. И., Максимов Ю. В., Митлянская Т. Б., Хохлова Е. Н., Чирков Д. А. Основы художественного ремесла.. — М.: Просвещение, 1979. — 320 с.
- Федоскинские художественные изделия // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1961. — Т. IX. — Стб. 29—31
Изготовление изделий из папье-маше
Заготовка деталей. Основой для изготовления изделий из папье-маше служит картон фабричного стандарта (0,5 мм толщиной). Листы картона режутся при помощи дисковых либо гильотинных ножниц на ленты определенной ширины, согласно размерам деревянных или металлических болванок, соответствующих внутреннему объему будущих коробочек или шкатулок.
Ленты картона промазываются крахмальным клейстером, и навиваются на болванки в несколько слоев (от 8 и более).
Получившаяся катушка на болванке помещается в гидравлический двухстороний пресс с давлением в 20 тонн и держится в нем до «завязи». Затем катушка сушится на стеллажах в течение двух — трех дней при температуре 20 — 30°.
Далее следует пропитка катушек, снятых с болванок, льняным маслом смешанным с керосином, в специальной ванне. Масло прогревается до температуры 40°. Пропитанные на всю толщину катушки выдерживаются в течение 12 суток в сушильных шкафах при температуре 90 — 95°.
После сушки папье-маше приобретает характерный темно-коричневый тон и прочность дерева.
Параллельно идет заготовка пластин для донышек, крышек и шлюза, способствующему плотному соединению крышки с корпусом коробки. Склеенные листы закладываются под пресс давлением 5 тонн и выдерживаются в нем до «завязи». Полученные пластины сушатся, пропитываются маслом в той же ванне и снова сушатся.
Далее производится шкурирование торцов катушки на дисковом шкуровальном станке с деревянным кругом, осыпанным стеклянным порошком на клею. Затем катушка распиливается на корпуса будущих изделий дисковой пилой на круглопильном станке. Каждый торец корпусов обрабатывается на круге с порошком стекла более мелкого помола. Пластины же распиливаются на крышки, донышки и шлюзы нужного размера.
Сборка. К корпусу приклеивается донышко, с другой же стороны в корпус вставляется пластина — шлюз. Коробка помещается в ручной винтовой пресс с давлением в одну тонну и выдерживается в нем до высыхания клея. выступающие торцы донышка затем обрезаются на круглопильном станке. Полученную коробку обрабатывают стеклянной шкуркой, слегка заоваливая края. Мягким ударом деревянной планки вышибают шлюз из корпуса коробки. Этот шлюз подклеивается к крышке изделия и выдерживается до высыхания в ручном винтовом прессе. К шлюзу подклеивается бортик, утолщающий переднюю его честь. Бортик затем срезается стамеской к средней части шлюза под углом в 12°.
Края крышки обрабатываются на фрезерном станке, придавая мягкие криволинейные очертания. Стеклянной шкуркой заоваливается верхняя поверхность крышки. Завершенная крышка подгоняется к корпусу коробки. Для того чтобы крышка открывалась, на ее задней стороне и корпусе делаются фаски при помощи стамески под углом в 45°. Фрезой, в тех же местах, пропиливаются пазы на глубину 10 мм при ширине паза 1 мм. В эти пазы вставляются латунные шарнирные петли и закрепляются заклепками. Отверстия для заклепок просверливаются при помощи горизонтального сверлильного станка, вставленные заклепки расплющиваются с двух концов молотком.
Подготовка изделия под живопись. Коробку со всех сторон пропитывают маслом. Все изъяны поверхности закрываются замазкой из смеси мела и олифы. Используется широкий шпатель.
Шпатлевка (грунтовка). Вещь со всех сторон покрывается тремя густыми слоями шпатлевки — из тонко-тертой глины замешанной на масле и подкрашенной голландской сажей. С некоторого времени традиционаая шпатлевка заменена коричневым грунтом фабричного производства. Каждое покрытие сушится в течение 12 часов в сушильном шкафу при температуре до 100° и каждый слой шлифуется с наружных сторон на войлочном кругу, укрепленном на специальном станке с вертикальным валом; с внутренних сторон — при помощи шлифовального станка с гибким валом., на котором закреплен патрон с войлочным наконечником. Внутренние углы зачищаются вручную наждачным порошком; шарнирные укрепления оселком средней твердости.
После грунта, на наружной поверхности, делают два слоя масляного лака. Каждый слой просушивается в сушильном шкафу в течение 3 —6 часов при температуре 80—120° и зачищается от соринок и пузырьков пемзовым бруском.
Внутренняя поверхность изделия окрашивается тремя слоями киновари. Каждый слой краски просушивается в сушильном шкафу при температуре 80° и зачищается циклей. Затем внутренняя поверхность изделия покрывается двумя слоями светлого масляного лака. Каждый слой просушивается в сушильном шкафу при температуре 60 — 80° в течение 4 часов и зачищается циклей. Затем наносится третий слой светлого лака и просушивается при температуре 80°.
На изготовлением изделие уходит в среднем 30 — 40 дней, в условиях четко налаженного полу механизированного производства.
Артель бывших лукутинских мастеров в 1910-1945 годах
В 1902 году Николай Александрович Лукутин скончался. Производство перешло к его вдове, Любови Герасимовне. В это время продукция выпускалась под маркой «Фабрика наследников Лукутина», повторяя в основном старые сюжеты. Еще при Лукутине производство не давало никаких доходов, и потому в 1904 году Любовь Герасимовна закрыла его.
Оставшиеся без работы мастера были вынуждены искать себе новое пристанище. Кто-то ушел в соседнее Жостово, другие — в Осташково, расположенное в 10 км от Данилково, в одну из мастерских В.О.Вишнякова.
В 1910 году оставшиеся работники на деньги, выделенные Саввой Морозовым Московскому губернскому земству, создали «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутина». Большую помощь в этом им оказала сельская учительница Любовь Дмитриевна Державина.
Организатор Федоскинской артели Державина Любовь Дмитриевна
Первая партия продукции Федоскинской артели была отправлена в основанный Саввой Морозовым Кустарный музей (Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства; Москва, Леонтьевский переулок, 7с1Б). В артели насчитывалось 14 мастеров и 9 учеников, которые выпускали около 160 наименований продукции, по качеству не уступавшие лукутинским и превосходящие вишняковские.
То было время возрождения национальных традиций, обращения к русскому народному творчеству, широкого распространения неорусского стиля. Вспомним, к примеру, абрамцевские мастерские в Подмосковье, Талашкино (Фленово) на Смоленской земле, Федоровский городок в Царском Селе. Изделия Федоскинской артели стали пользоваться большим спросом в Москве и Петербурге, поступали заказы и из-за границы. Федоскинские мастера копировали лучшие произведения из «Музея образцов» при Кустарном музее.
В 1913 году продукция артели получила Малую золотую медаль на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Киеве. Эту медаль даже стали штамповать на оборотной стороне продукции.
Свидетельство о присуждении Федоскинской артели Малой золотой медали на Всероссийской выставке 1913 года в Киеве
Тяжелый период для федоскинцев начался после революции. В новых политических и экономических реалиях их продукция не пользовалась спросом, новые власти несколько раз предпринимали попытки закрыть артель. Тем не менее, в 1923 году изделия из Федоскино были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве. Появились новые революционные сюжеты: коллективизация, индустриализация. Сохранялись и старые традиции.
Продукция Федоскинской артели 1930-40-х годовШкатулки 1930-х годовШкатулка, середина XX векаШкатулка «В семье», 1949 год
В 1931 году была создана Федоскинская профтехшкола, выпускники которой успешно работали не только в Федоскино, но и в Жостово, в других центрах народных промыслов. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже продукция Федоскинской трудовой артели живописцев получила Большую золотую медаль и Диплом за высокое качество изделий из папье-маше и за сохранение традиций русского народного искусства.
Витрина Федоскинского училища миниатюрной живописиМастера за работой, 1930-е годы
Этапы создания шкатулки
Листы картона сначала пропитывают клейстером, а потом навивают на форму-болванку. На несколько дней будущее изделие оставляют в комнате для высыхания. Потом 45 минут заготовку нужно варить в льняном масле на высокой температуре. Далее ее снова следует просушить, только в электропечи. И там она будет стоять целых 2 недели. Такое папье-маше трудно отличить от настоящего дерева.
Мастера распиливают на заготовки катушки и приклад, обрабатывают на специальных станках, приклеивают дно и крышку, чтобы заготовка вышла нужной формы. Далее ее зачищают и шлифуют. К корпусу крышка крепится особым шарниром.
Что происходит дальше:
- Изделие несколько раз грунтуют, шпаклюют, просушивают каждый слой в специальных шкафах, шлифуют до гладкости поверхности.
- Сверху изделие несколько раз покрывается черным лаком, изнутри – красным. Каждый слой просушивается.
- Перед росписью поверхность покрывается светлым масляным лаком.
- За работу берутся художники-миниатюристы. Контур рисунка прорисовывается белилами, а потом нужными красками. После работы с краской художник делает золочение, ставит номер изделия, подпись, место и год выпуска.
- Еще один слой лакировки светлым лаком, и можно просушивать.
Завершает изготовление шкатулки полировка – ее нужно натереть до зеркального блеска. Стоит федоскинская шкатулка недешево, но это очень ценная ручная работа, которая радовать будет обладателя не одно десятилетие.
Федоскинская артель
В мае 1910 года десять мастеров, на выделенную С. Т. Морозовым московскому губернскому земству крупную денежную ссуду, учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской. Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве. Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий. В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские. Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.
Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х годах оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко.
В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 году при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся лишь на конец 1950-х годов.
Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основные темы их творчества — природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. В 1931 году при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи). В 1950—1980-х годах школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.
Письмо по-плотному
Крышка коробки зачищается пемзовым порошком. На матовую поверхность выдавливаются каплями из тюбика свинцовые белила, их разравнивают пристукиваниями ладони, а затем сглаживают большой беличьей кистью. Получается плотный белый грунт, похожий на отполированную кость. На просушенный грунт переводится рисунок миниатюры с тонкого листа бумаги или кальки. Затем приступают к живописи.
Федоскинская роспись: цветы и птица
Работа выполняется колонковыми кистями особой вязки. Краски на палитре (обычно стеклянной) размешиваются каплей льняного масла. Итак, сначала идёт подмалёвок. Он требует уверенной руки и быстроты исполнения, т.к. масляная краска быстро теряет эластичность. Этот первый слой живописи следует подсушить – естественным путём 2-3 дня, в сушильном шкафу – 3-4 часа. Затем он покрывается светлым лаком, просушивается в течение суток и зачищается порошком пемзы на влажной ткани. Подмалёвок протирается льняным маслом, а затем художник создает второй, более тонкий слой живописи – перемалёвок. В нем проявляются детали. Перемалёвок покрывается лаком, лакированная поверхность подвергается той же процедуре, что и подмалёвок. Затем идёт лессировка – изделие моделируется прозрачными красками, а после этого – бликовка (расставляют акценты, блики, углубляют тени).
После окончания бликовки изделие должно вызывать ощущение полной завершенности.
Федоскинская фабрика в 1980-2000-х годах
В конце 1970-х годов в Федоскине была организована молодежная творческая группа. Ослабли жесткие рамки, и художники получили большую свободу самовыражения. В это время появляются шкатулки новых, необычных форм, захватывающие сюжеты. Одновременно сохранялась преемственность: то было время самой тесной связи между фабрикой и училищем, где преподавали высококвалифицированные мастера. Придя на производство, молодые художники попадали к мастеру-наставнику, который передавал им свое мастерство, опыт и секреты. Работы этого времени отличаются необыкновенным внутренним светом.
90-е годы XX века были непростыми в истории фабрики. С одной стороны — рост популярности русского искусства во всем мире, интерес к народному творчеству. Художники получили возможность продавать свои произведения за границу. С другой стороны — тяжелая экономическая ситуация внутри страны, неплатежи. Тем не менее, мастера смогли пережить это время. Как и в прежние времена, кто-то трудился непосредственно на фабрике, другие работали на дому, сдавая на фабрику готовую продукцию.
В конце 1990-х годов я впервые попала с экскурсией на Федоскинскую фабрику. В мастерских было весьма пустынно. Выяснилось, что большинство заняты уборкой урожая — стояла ранняя осень. «Как соберут картошку, так придут на работу», — был лаконичный ответ одной из сотрудниц. Рядом с фабрикой были целые «развалы», где можно было купить авторские работы за весьма скромную цену.
Мастер с ученикамиПродукция молодежной творческой группыНеобычный дизайн шкатулокИзделия молодежной творческой группыОбразцы продукции Федоскинской фабрики 1980-2000-х годов
Многие изделия отличает особый, идущий изнутри свет. Такой эффект дает, в первую очередь, перламутр. Где-то вставлены лишь отдельные кусочки перламутра, а есть картины, полностью выполненные на раковине. Также используется металлическая фольга. К сожалению, фотография не способна передать это удивительное внутреннее свечение.
Шкатулка с росписью по раковинеМузыкантыШкатулка с пейзажемСказочный сюжетСказочный сюжетМоскваШкатулка с перламутромШкатулка с перламутромШкатулка с перламутромВосточные красавицыШкатулки
Приемы декорирования
Приёмы декора также разработаны в Федоскине. Их несколько. Например, шотландка. Шотландка – геометрический узор на черной лаковой поверхности небольших коробочек. Он получается путем нанесения рейсфедером жидкими красками пересечения прямых линий. Линии образуют сложную сетку, напоминающую шотландскую ткань.
Шотландка появилась ещё в лукутинском производстве в XIX в.
Игольница «Шотландка» (1962). Федоскино (мастер В.В. Корсаков)
Другой приём декорировки – цировка. Цировка – это узор из тонких волнистых линий, расходящихся волнообразно от центра коробочки. Цировка делается так: на первый слой черного непросохшего лака накладывается лист серебра, мельхиора или олова и остаётся для высыхания. Затем изделие покрывается ещё несколькими слоями чёрного лака. Затем мастер режет узор до металла штихелем с помощью лекала.
Существует несколько других способов декорировки, но в эти профессиональные особенности мы вникать не будем
Нам важно рассказать хотя бы в общих чертах о сложности этой кропотливой работы
В Федоскине в период принадлежности фабрики Н.А. Лукутину научились имитировать малахитовый узор: в ложке размешивалась зелёная краска на скипидаре и масле, эта краска выливалась в сосуд с водой, при помешивании палочкой она образовывала на поверхности воды прихотливые разводы, напоминающие узоры на срезах малахитового камня. Изделие из папье-маше, покрытое по лаку темно-зеленым грунтом, на миг окунали в сосуд – плёнка прилипала к предмету, создавая на нем малахитовый узор.