Как сделать куклы в народных костюмах?

Содержание:

Правила изготовления кукол

Оберег получает сакральную силу в процессе его изготовления. Чем тщательнее и правильнее он будет сделан, тем больше положительной энергии впитает в себя.

  • Все тряпичные обереги мотают только женщины. Мужчины не должны помогать, делать самостоятельно, находиться рядом, подсматривать.
  • Куколку мастерят для собственного пользования. Также ее дарят близкому человеку. Если оберег предназначен для подарка, мотать должна свекровь, теща или родные бабки.
  • Обереги мастерят в дни молодой луны. Она способна наделить оберег положительной энергией.
  • Во время изготовления, мысли женщины должны быть чистыми и позитивными. Она не должна думать о плохом, желать зла или завидовать. Кувадка слышит желания и просьбы во время наматывания ниток. Кукле стоит рассказать о будущем ребенке, его отце, матери. Познакомить с семьей.
  • Ткани и фурнитура должны быть с «чистой энергией». Для этого покупают новую ткань. Старая перед использованием должна пройти обряд очищения солью, святой водой, лавандой.
  • После того как ребенок вырастет, куколок хранят в специальном месте или домике. Несколько раз в год им дарят небольшие подарки для задабривания.
  • Куколку не должны трогать чужие руки. Ее нельзя одалживать, передаривать. Небрежное отношение заберет положительную энергию оберега, и он перестанет защищать ребенка.
  • Дополнительно, кувадки заговаривают. Белая магия заговоров сделает оберег сильнее.

Стоит серьезно подойти к вопросу создания такого оберега. Взамен мотанка подарит свою любовь и защиту.

Русская народная игрушка: картинки из жизни или каргопольские живые фигурки

Посреди дремучих лесов неподалеку от Архангельска, раскинулся небольшой город Каргополь, славящийся еще одним видом русской народной игрушки, которая получила свое название, опять же, по названию места своего зарождения. Однако прежде, чем дело дошло до забавных фигурок, изображающих людей и животных, а порой, и целые сюжеты, тут проживали искусные гончары, занимающиеся изготовлением посуды. Горшки и тарелки из Каргополя расходились на ура во многих русских городах, не исключая и Москву.

У фигурок из лесного, ягодного края есть некоторая суровость образа, что и является их отличительной чертой. Все игрушки раскрашиваются исключительно натуральными красителями, к примеру, сажей, разными видами глины, а также иными минералами. Потому цвета их обычно коричневые, бежевые, зеленовато-бурые, черные и так далее. Однако современные мастера добавляют еще салатовые, синие и желтые тона, что делает фигурки еще более оригинальными и живыми.

Тема росписи

Следующим этапом необходимо определиться с темой росписи. Конечно, хочется, чтобы игрушки получились с национальными мотивами, насыщенные ярким русским колоритом.

Для подобных занятий подойдет городецкая роспись, которая является нашим народным художественным промыслом.

Считается, что это направление появилось в середине XIX века в городе Городец. Этой росписи характерны сочные краски, изображаются чаще всего фигурки коней, петухов, цветочные узоры. Выполняется с помощью свободного мазка с белой и черной обводкой. С помощью городецкой росписи оформлялись прялки, ставни, двери, предметы мебели.

Кукла Зерновушка — талисман на богатство и изобилие

Олицетворением достатка в славянской семье служила кукла Зерновушка, которая еще называлась Горошинка, Крупеничка. Люди верили, что она привлекает в дом богатство, способствует хорошему урожаю. В зависимости от местности она могла выглядеть по-разному, но основой ей всегда служил мешочек, наполненный зерном. Чаще всего насыпали гречку, пшеницу, горох, ячмень, овёс. Располагали куклу на самом видном месте в доме. По облику талисмана можно было определить достаток семьи. Если кукла толстая, значит собран обильный посев, что обещает сытую зиму. Иногда подобные обереги изготавливали в мужском обличии и называли Богачами. Кроме того, Крупенички были обрядовым предметом во время весеннего посева. Первыми в землю бросали зерно из мешочка куклы. По осени наполняли отборными семенами нового урожая, в надежде, что таким будет и следующий. Крупеничка одна из самых почитаемых тряпичных оберегов, считалось, что она хранит силу матушки-земли, что даёт надежду на благоприятную весну, лето с тёплыми дождями, изобильную осень. Зерновушку принято дарить на праздник Коляды, когда воздавали благодарность богам за богатый урожай. В наши дни куколку можно подарить на новоселье и свадьбу.

Декоративно-прикладное искусство

Содержится в разделах:

  • ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
  • Народная культура, фольклор

Включает в себя разделы:

  • Матрешки
  • Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
  • Городецкая роспись, узоры
  • Филимоновские игрушки, роспись
  • Жостовская роспись, подносы
  • Орнамент и узоры
  • Мезенская роспись
  • Каргопольская игрушка
  • Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
  • Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 6967. Все разделы | Народные промыслы

Новое

Фото

Лучшее

Опыт работы кружка для детей дошкольного возраста «Народные промыслы»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 «Теремок»

комбинировнного вида«Народное искусство детям» из опыта моей работы кружка«Народные промыслы» Составила воспитатель группы № 7 старшей разновозрастной Дубровская Галина Викторовна Ногинск…

Конспект ООД во второй младшей группе «Русская матрёшка» Цель: Знакомство детей с русской деревянной игрушкой — матрешка. Задачи: Познакомить детей с особенностями народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан. Формировать умение внимательно, слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки. Развивать…

Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество — Проектная карта «Народные игрушки» в средней группе

Публикация «Проектная карта «Народные игрушки» в средней…»
Тема: «Народные игрушки» Цель: Создание социальной ситуации развития посредством выставки рисунков «Народные игрушки» Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Образовательная деятельность Познавательная деятельность Коммуникативная деятельность Познавательная деятельность…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Открытое занятие в старшей группе «В гостях у бабушки». Народно-прикладное искусство народов Дагестана
Программное содержание. — Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. — Продолжать приучать детей использовать знакомые стихи, поговорки, считалки и колыбельную песню дагестанского фольклора. -…

Мероприятие «В гостях у алтайских мастеров». Народные промыслы Алтая
«В гостях у алтайских мастеров» Цель: • Обобщить знания детей о народных промыслах Алтая; • Систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов; • Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус детей; •…

Лэпбук «Народные промыслы Урала»
Подготовила Воспитатель I кв.категории МДОАУ црр «Детского сада №113 г.Орска»: Литвишко Марина Николаевна Лэпбук «Народные промыслы Урала» Цель: «Формировать представление о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста». В связи с внедрением ФГОС дошкольного…

Матрешка

Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В.П. Звездочкин, который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С.В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.

Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже

Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам

Русская матрешка

В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка. Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.

Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:

  • Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
  • Мериновские (крупные цветы);
  • Семеновские (строгая симметричная роспись);
  • Полховские (изображение цветов шиповника);
  • Вятские (барышня-северянка).

Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.

Матрешка

Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами. После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.

История кукол-оберегов

Традиция обережных кукол начала прерываться около ста лет назад. А ведь когда-то такие особенные игрушки были, считай, у каждого ребенка, да и взрослым тоже делались. Русь долго оставалась языческой (как и многие другие славянские земли), точнее, христианство существовало вместе с язычеством. И традиции последнего не ушли и по сей день, их отголоски ощущаются в некоторых народных праздниках и ритуалах. Обережная кукла – это предмет, на который возлагалась миссия защиты.

Они должны были защищать хозяина от темных сил, часто они защищали не только своего владельца, но и весь дом. Большая часть русских куколок-оберегов отождествляется с образами славянских богинь. Но и куклы мужского пола тоже встречались. Игрушки словно дополняли человеческую молитву, опредмечивали ее.

Сначала куколки изображались довольно схематично: художественности в них было мало. Делали народные куклы-обереги своими руками, потому даже перевязанные веточки дерева могли превратиться в защитницу. Позднее стали использовать ткань, которая сначала совмещалась с ветками, колосьями, ну а потом стала применяться самостоятельно. Правда, внутри тряпичная кукла могла быть набита высушенными травами – и в этом есть немного магии.

Мастер-класс: Вальдорфская кукла

Правильно изготовленная вальдорфская кукла своими руками для начинающих и опытных рукодельниц – это шанс воспользоваться достижениями самой распространенной в мире альтернативной педагогики.

Ее популярность обусловлена ориентацией на планомерное развитие личности ребенка, созданием естественной игровой среды, благоприятных условий для приобщения к творчеству, культуре, духовному развитию. Отличительной особенностью этой простой по форме куклы является твердая головка, мягкое туловище, четкое оформление подвижных конечностей, округлость всех очертаний.

«Лицо» куклы-младенца может видоизменяться от бесстрастного, нейтрального выражения до ярко выраженного у «взрослеющего» изделий. Это позволяет наделять игрушку разными чувствами, стимулируя его воображение. Вместе с ней малыш словно получает адекватное представление о своем настоящем теле.

Важно знать, что вальдорфская кукла может быть изготовлена исключительно вручную и с использованием только натуральных материалов!

Размеры куклы при создании выкройки должны соответствовать возрастным пропорциям тела ребенка. Для малышей до 2-х лет головка составляет от 1/3 до ¼ относительно ее длины, соответственно: с 2,5 до 4,5 лет – 1/5, а для 5-летних и старше – 1/6. Для годовалых детей рекомендуется шить куклы-бабочки, уголки в мешочках, пеленках.

У них отсутствуют волосы, четкие черты лица и конечностей, а «взрослеющие» куклы ими уже обладают. Общие размеры выкройки увеличиваются самостоятельно.

Затем необходимо подобрать необходимые материалы для пошива туловища, одежды, набивки, волос (нитки, обрезки трикотажа белого и телесного цветов, овечья шерсть, сливер, солома, пряжа). Не рекомендуется использовать в виде наполнителя тяжелую, плотную, хотя и натуральную, вату.

Одним из наиболее популярных вариантов изготовления куклы для самых маленьких с размером до 15 см состоит в следующих действиях:

  1. Подготовка головы и шеи. Создать небольшой клубок (диаметр до 8 см) из обмотанного пряжей наполнителя, поместить его в пару полосок, завернуть и «вставить» образовавшуюся головку в носочек/бинт. Горловину нужно обвязать толстыми, прочными нитками, а нижнюю часть зашить. Затем куском светлого трикотажа следует обтянуть эту внутреннюю головку.
  2. Изготовление волос может выполняться в виде пришитого к голове парика («обнимашки») или надежно закрепленных прядей («заплеташки»). В обоих случаях стежки должны быть плотными, во избежание просвечивания ткани головы. Многие искусницы вместо волос размешают на головке шапочку.
  3. Подготовка туловища и ручек. Сшитая по выкройке заготовка (тельце с рукавчиками и ножками) наполовину заполняется сливером/мелкой соломой/пряжей. Затем плотно вставляется и пришивается головка. Образовавшиеся уголки подгибаются, а к концам полых рукавчиков пришиваются подготовленные кружки, похожие на кулачки ручек.
  4. Вышивание лица простыми стежками из мулине (глазки, ротик, носик, щечки).

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Нюансы оберегов, сделанных самостоятельно

  • Оберег должен быть изготовлен в течение одного дня, этот процесс нельзя растягивать на несколько дней.
  • Не допускается присутствие мужчин во время работы. Исключением может стать только присутствие маленьких мальчиков, которые в этот момент заняты своими делами.
  • Кукла делается только из натуральных материалов. Желательно выбирать такие ткани для нарядов, где есть много красного цвета, так как он выполняет защитные функции.
  • Нитки должны быть только натуральными.
  • Готовый оберег нельзя давать в руки чужим людям, только членам семьи.
  • Если с куклой что-то случилось — знак, что она приняла на себя какой-то удар за членов семьи. В таком случае ее нужно поблагодарить и сжечь.

Куклы-обереги приобретают все большую популярность. Они помогают вернуться к истокам славянского народа, его энергетике. К тому же все талисманы имеют красивый внешний вид и создаются собственными руками. Шитье кукол-оберегов — отличная возможность познакомиться с традициями.

Как сделать русскую народную куклу своими руками?

Мягкие куколки из ткани берут свое начало еще из ритуальных фигурок, которые символизировали почитаемое божество женского пола. Такое божество считали покровителем домашнего очага, плодородия. В качестве набивки тряпичной куклы использовались в свое время саамы разнообразные подручные материалы: тряпичные лохмотья, зола, зерно, льняная кудель и прочее. Главными отличительными особенностями тряпичной куклы – капустка является наличие основных женских признаков: грудь, длинная коса, а также выраженная безликость образа. Мягкая текстильная кукла выполнялась безликой для того, чтобы не подвергаться воздействию злых и нечистых духов. Куклы из ткани и ниток выполняли функции оберега. Эти игрушки были не только для развлечения детей, но и для приобщения малышей к повседневному труду крестьянского быта.

Самостоятельно формируя текстильную игрушку, дети учились взаимодействовать с разнообразными инструментами, приобретали новые навыки и давали волю своей творческой фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Кукол в старину очень берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины — матери, ее функцию дарить жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реальным и узнаваемым. Он был воплощением типичных характеров, профессиональных интересов. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к своей культуре и фото.

Сам процесс создания куклы — оберега несёт в себе целительное воздействие — помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни.

Создавая традиционные куклы масленицы, мы погружаемся в таинственный мир наших предков, в женские тайны — тайны материнства.

Предлагаем мастер-класс по пошаговому процессу изготовления куклы — оберега своими руками. Подготовьте для работы весь необходимый материал и инструментарий:

  • Грубая ткань из хлопка;
  • Небольшие отрезы цветной ткани;
  • Канва для вышивки;
  • Кружево;
  • Красные нитки мулине;
  • Острые ножницы;
  • Синтепон;
  • Иголка.

Сначала вам необходимо сформировать скрутку для куклы. Возьмите отрез ткани из хлопка с размерами тридцать на тридцать восемь сантиметров и согните кусок пополам. Затем очень туго скрутите столбик из этой ткани. У вас должна получиться заготовка высотой пятнадцать сантиметров. Обвяжите столбик из ткани красными нитками по всей его высоте.

Из синтепона сформируйте кружок и прикрепите на место расположения головы вашей традиционной куклы. Затем квадратом из грубой ткани с размерами двадцать на двадцать сантиметров обмотайте заготовку из синтепона. Снова обмотайте заготовку красными нитками мулине.

Теперь переходите к оформлению рук вашей куклы. Подверните уголок ткани из хлопка на один сантиметр. Края сложите к середине. На расстоянии примерно один сантиметр сформируйте ладонь куклы, перетяните ее красной ниткой.

При помощи нитки оформите талию оберега. Из ткани яркого цвета сделайте красивую юбку и зафиксируйте на талии куклы. Из кусочка канвы сделайте фартук. Украсьте его оригинальной народной вышивкой.

Кусочек кружева закрепите на голове куклы и оформите из однотонной ткани косынку. Головной убор следует очень туго обмотать вокруг головы вашей куклы — оберега.

Сделайте еще и младенца. Возьмите кусочек хлопчатобумажной грубой ткани размером десять на семь сантиметров, туго скрутите столбик и перевяжите его красной нитью. Из белой ткани вырежьте косыночку и закрепите ее на голове младенца.

При помощи лоскута светлой ткани сформируйте пеленки для малыша и аккуратно запеленайте его. Осталось присоединить ребенка к кукле-оберегу и закрепить их вместе. Теперь ваша традиционная русская кукла готова!

Рождественские игрушки своими руками: шесть уроков русской литературы

Елочные игрушки промышленного производства вошли в нашу жизнь совсем недавно по историческим меркам — в 50–60-е годы XX века. До этого времени небольшие кустарные артели делали их вручную, и стоили они довольно дорого. Вот почему даже в богатых семьях покупные игрушки составляли лишь небольшую часть елочного убранства, а большая часть изготовлялась самостоятельно. Мы перелистали старые книги и нашли несколько советов для тех, кто хочет организовать рождественскую елку в старинном стиле.


Ангел, начало XX века


Ватные игрушки с фарфоровыми лицами (конец XIX – начало XX века)


Звезда (монтированная игрушка, стекло, конец XIX – начало XX века)

Приготовьте побольше клея, картона, цветной бумаги и фольги — чем больше выбор материалов, тем интереснее получатся украшения.


Клоун с дудочкой (стекло, 1950-1970 годы)


Лодочка (конец XIX – начало XX века)


Мальчик на лыжах, стеклянные шары (конец XIX – начало XX века)

Не жалейте золота: с его помощью в нарядные елочные игрушки можно превратить самые будничные вещи — шишки и грецкие орехи.

Лучшее украшение — то, которое можно съесть. Специально к рождественским праздникам запасались «крымскими яблоками» (яблоки поздних сортов, которые покупали осенью и хранили в деревянных ящиках, пересыпанными опилками или сеном), покупали или пекли самостоятельно расписные пряники, наполняли картонные коробочки-бонбоньерки драже и так далее. Всем этим украшалась елка.


Рождественский дед (ватная игрушка, хромолитография)


Новогодняя елка с ватными игрушками (вторая половина 1930-х годов)


Рождественский дед (ватная игрушка, хромолитография, конец XIX – начало XX века)

Русская народная игрушка из дерева

Помимо глины для изготовления национальных сувениров широко применяли древесину. Подобный промысел пользовался популярностью в регионах, богатых лесами.

Богородская русская народная игрушка

Изготавливали изделия в Московской губернии в небольшом поселении под названием Богородское. Для создания поделки чаще всего брали липу, которую предварительно просушивали на протяжении двух лет. Щепки от древесины использовали для создания подставок под сувениры.

Русские народные игрушки из дерева родом из деревеньки Богородское редко раскрашивали или декорировали. Поверхность фигурок просто зачищали с помощью наждачной бумаги. Затем их оформляли резьбой. Традиционно часть деталей готового изделия была подвижной.

Некоторые игрушки крепились на специальных подставках-тумбочках, другие на планках-разводах. Порой внутрь изделий вставляли пружинки, отвечающие за движение отдельных элементов. Сюжет игрушек разнообразен, но чаще всего мастера используют героев сказок и басен.

Мазыкская русская народная игрушка

Встречается крайне редко. Обычно сувенир готовили для близких родственников, например, жены или детей. На Руси игрушки носили название «болвашка» или «щепной товар». Фигурку декорировали уникальной резьбой, которая сохранилась лишь в среде мазыков. Это часть коробейников, обитающих во Владимирской губернии.

Сюжеты игрушек разнообразны: от людей до животных. Главная особенность продукции заключается в том, что при ее создании мастера используют только топор.

Фигурки делают из сосны, осины или липы. Обычно для изготовления берут полешку с торчащими сучками, которые в игрушке трансформируются в хвост, плавник или иную часть тела.

Матрешка

Символ России. Родина круглолицей барышни – Сергиев Посад. Впервые деревянная фигурка, состоящая из нескольких куколок, была вырезана в конце девятнадцатого века. Создателем матрёшки считается токарь В. П. Звёздочкин. Раскрашиванием заготовки занимался известный живописец С. В. Малютин.

Традиционно в состав куколки входит восемь «сестриц» разного размера. Хотя эта цифра не является аксиомой, их количество может варьироваться от трех и до бесконечности. Основной сюжет росписи матрешек – повседневная жизнь.

Деревянных девушек часто изображали в национальных одеяниях, голова обязательно покрыта платком. В руках куколки держали серп, кувшины с молоком или корзинки с ягодами. Позже на них стали наносить сюжеты сказок.

Матрешки отличаются и по типу росписи. Для ее создания берется липа, вначале мастер вытачивает самую маленькую «сестрицу». Затем делает нижнюю деталь для следующей фигурки. После проведения обработки ее тщательно просушивают и выполняют подгонку по верхней части. Аналогичным способом создают все элементы матрёшки.

Федосеевская русская народная игрушка

Промысел был сосредоточен в Нижегородской губернии. В небольшой деревушке Федосеево проживал Яков Александрович Александров, которых из простых щепок мастерил забавные подвижные игрушки.

Для создания деревянных сувениров умельцы используют нож и топор. Дощечки и щепки сколачивают гвоздиками и декорируют простым орнаментом. Изначально для росписи применяли гусиное перо. Позже изделие целиком помещали в краску желтого цвета, чтобы добиться солнечного фона. После этого на поверхности рисовали растительный узор.

Основной сюжет игрушек – кони. Также можно встретит мебель для куколок, машинки, санки, лодки и карусели. Чаще всего для раскрашивания мастера берут желтый и красный оттенок.

Птица счастья

Для создания игрушки используется особая технология. Промысел сосредоточен в Архангельской области. Изначально изделие носило название «Поморский голубок». К середине двадцатого века промысел был практически утрачен. За возрождение ремесла взялся Мартын Филиппович Фатьянов, родом из деревеньки Селище.

Обычно птичку подвешивают под потолком в переднем углу избы, где стоял стол с лавками. Когда закипал самовар пташка, повинуясь горячим парам воздуха, медленно начинала вращаться вокруг своей оси.

Для создания фигурки брали два цельных бруска древесины, щепки. Клей и прочие крепежные элементы не использовали. Противоположный конец одного бруска тонко нарезают вдоль, на второй палочке вырезают голову и делают насечки для хвоста. В середине каждой деревяшки вытачивают «ямки», чтобы в последующем соединить две части в одну.

Для изготовления фигурки берут карельскую сосну, ель, пихту или сибирский кедр. Первое время древесина имеет светлый оттенок, но затем становится золотистой. В старину изделие не раскрашивали.

Ход работы.

Предупреждаю, что работа эта не простая и не у всех в руках спорится, потому в народе говорят «Одной рукой – узла не завяжешь», значит, для того, чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать – выручает дружба.

— Ребята, Вы умеете дружить?

— Тогда, мы справимся! (Звучит русская народная музыка).

Итак, приступаем к работе.

А сейчас, чтобы размять наши ручки,давайте сделаем пальчиковую гимнастику: Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок.

Дружба

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Соединять пальцы в «замок»).

С вами мы подружимся

Маленькие пальчики.

(Касание кончиков пальцев обеих рук.)

Раз, два, три, четыре, пять —

Начинай считать опять.

(Парное касание пальцев от мизинцев.)

Раз, два, три, четыре, пять —

Мы закончили считать.

(Руки вниз, встряхнуть кистями.)

Практическая часть

Звучит легкая, тихая фольклорная музыка.

Воспитатель:

-А сейчас, ребята, я покажу вам как можно сделать куколку «кувадку», какую делали своим деткам мамы много-много лет назад.

ПОШАГОВЫЙ показ.

1Взять лоскут поменьше и скрутить столбик плотно, закрепить нитью с обеих сторон

2 взять лоскут побольше, намечаем середину вдоль всей длинны, складываем к середине (2 раза) перегибаем пополам, отступаем примерно 2 см, закрепляем ниткой- это голова.

3 Вставим в туловище скрутку поменьше, будут руки. Перевяжем ниткой талию. Кукла готова!

Воспитатель:

Молодцы, вот каких хороших куколок мы с вами сделали!

Поблагодарить хочу я Вас!

Всем спасибо за терпенье,

За улыбки, за веселье.

Рефлексия.

А подвести итог нашей работы мне хотелось бы притчей.

Притча «О мудреце и хитреце».

Однажды хитрец прослышал о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен в себе, что он мудрее.

Хитрец поймал бабочку и пришел к мудрецу:

— Скажи мне, о, мудрейший, что у меня в кулаке?

— Я не волшебник! Я не могу видеть сквозь твои пальцы.

— Ладно, правда твоя, там бабочка.

— Тогда ответь живая она или мертвая?Спросил хитрец и подумал: «Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я раздавлю ее, а если скажет, что мертвая, разожму руку и выпущу ее».

Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:

— Все в твоих руках.

Действительно, все в наших руках, которые прекрасно подружились и потрудились.

Уверена, что сделанная Вами кукла будет Вас оберегать и приносить удачу, счастье и здоровье!

И хочу всем Вам подарить куклы – обереги на счастье!

Русские народные куклы-обереги

На Руси кукла-оберег сопровождала человека с рождения и во время всей взрослой жизни. Самостоятельно же свою первую куклу девочка изготавливала лет в 12-13. По качеству поделки взрослые и судили о том, насколько готова девочка к замужеству. Красивая работа отправлялась в сундучок для приданого.

Каждая область Руси присваивала куколке определённый наряд. Так, северные губернии наряжали свои творения в яркий сарафан и кокошник с бисером. Рязанские мастерицы надевали на куклу яркую поневу, вышитую рубаху и головной убор «сорока».


Русская народная кукла-оберег из северных губерний
Кукла-оберег в поневе и рубашке

Наши предки особенно внимательно относились к наполнению своего рукоделия. Например, если у женщины не получалось забеременеть, она начиняла куклу-оберег травой, которая была собрана в ночь на Ивана Купалу. Василёк помогал в том случае, если в окружении были люди, замыслившие недоброе. Зверобой защищал малышей от сглаза, а гладиолус укреплял здоровье взрослым.

Поделка русская печь

Русскую печь мы встречаем в каждой народной сказке. Но, если заглянуть в любую деревню, где еще сохранились старые избы, то там вы найдете эту красоту.

Сделать ее можно и в домашних условиях, например, собравшись всей семьей, обычным зимним вечером. Чтобы ее смастерить вам потребуется один лист белой бумаги, клей, простой карандаш, линейка, ножницы и коробка из большого тюбика зубной пасты.

Для украшения вам потребуется еще небольшие кусочки черной или коричневой бумаги, или фломастеры.

Коробку нужно разрезать пополам. Соединить две детали нужно таким образом, чтобы получилась буква «Г». Склейте их и подождите пока высохнет клей.

Как только заготовка высохнет, можно приступать к ее окле

К высокой части нужно приделать трубу. Она делается из кусочков картона и оборачивается белой бумагой.

Имитацию огня и заслонки приклейте к печке. В дымоход можно вставить вату и сделать дым. Также печь можно разрисовать разными узорами.

Внешний вид

Красочные и цветные – они действительно делались яркими, привлекающими внимание. На голове у такой куклы обязательно был платок, иногда просто коса

Поверх платья можно было сделать красивый передник. Практически всегда обережная кукла имела праздничный, нарядный вид. Бусы, ленты, искусственные цветочки только делали игрушку «богаче», а, следовательно – сильнее и могущественнее.


Крупеничка и Богач

Но вот чего не было на обережных куклах, так это лица. Ни одной, даже схематической черты лица быть на кукле априори не могло. Иначе она бы перестала быть защитницей. Древние славяне были уверены: если куклу персонифицировать, темные силы и злые духи могут этим воспользоваться. Безликая же кукла считалась неодушевленной, то есть неинтересной для темных сил. А еще считали, что куклы тоже могут испытывать эмоции, и делать на лице какую-то одну из них, застывшую, не совсем правильно.

Набивали кукол льном, соломой, травами. Это были и ароматные травы, которые успокаивают, расслабляют, помогают хорошему сну.

По кукле, оказывается, немало можно было сказать о рукодельнице:

  • если спинка куколки не очень ровная, значит, в жизни ее автора не все стабильно;
  • если головка изделия несоразмерна телу, в голове у самой мастерицы много проблем да забот;
  • если рукодельница сама не рада наряду и украшению своей же куклы, значит, она, скорее всего, плохо выстраивает отношения с окружающими, возможно, не терпима к чужим недостаткам, слишком требовательна.

Неизменным условием изготовления кукол должно быть хорошее настроение, ресурс времени. Не нужно торопиться, надо получать удовольствие от процесса, и тогда в доме у вас появится союзник.

О том, какими еще ремеслами владели славяне, читайте в нашей статье:«Художественный обзор ремесел Древней Руси: от ткачества до ювелирного дела».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector