Пермогорская роспись и виды народных художественных промыслов

Техника золотого шитья

Золотое вышивание привлекает, восхищает и очаровывает глаз мастеров ручного искусства. Чтобы научиться создавать шедевры, нужно изучить некоторые стежки, основывающие весь художественный процесс:

  • «клопчек» – несложный шов, отличается переплетением, нужно изучить некоторые стежки, основывающие весь процесс рогожку
  • «городок» – шов, создающий параллельные зигзаги
  • «перышки» характеризуется горизонтальными контурами
  • «разводная клетка» повторяет абрис клеточки
  • «косой ряд» выражается хорошо выделяющимися параллельными отрезками
  • «черенок» похож на сплетение тонких равных полос
  • «Денежка» состоит из ломаных частей, соприкасающимися концами

Научившись выполнять вышеописанные стежки, создавать рукотворное искусство будет легко и приятно.

    

Рекомендуем посмотреть видео о пермогорской росписи.

Козули

Помимо иных видов искусства, на севере зародился один удивительный тип выпечки — Козули. Их делали как лепным методом, так и силуэтным. Известны они с незапамятных времен и считались обрядовыми. Пекли один раз в году в пру Святок.

Силуэтные пряники


Их делали чаще всего в виде животных. Для жителей севера — это основной промысел. Тесто раскатывали и из него вырезали нужную форму. Считалось, что именно выпечка таких пряников принесет удачу в хозяйстве. Готовые изделия расписывали глазурью. Традиционно использовали только два цвета: белый и розовый. Они символизировали снег и северное сияние. Самыми распространенными фигурками козуль, которые можно увидеть и сегодня являются олень и птица.

Также существует несколько традиционных нюансов:

  • фигурки зверей должны смотреть влево;
  • изображения людей делают только в фас;
  • животные изготовляются только в профиль;
  • у основания должна быть полоска (символ земли).

Лепные пряники


Пришли они к нам тоже из далекого севера. Такие козули считались оберегами и приносили удачу, богатство, урожай и т. д. У каждого изделия было свое предназначение.

Как готовятся лепные пряники

Из ржаной муки, воды и соли замешивается грубое тесто. Далее приступаем к изготовлению. Для этого сначала скатывают шарик, затем толстенькую колбаску, которую делают грушевидной формы. После того выполняем животик и мелкие детали: рожки, ножки, хвостик. Сырые ставят в холодное место на 24 часа. Далее их выпекают до золотистого цвета. Готовые пряники нужно несколько раз опустить в кипяток. От этого фигурки становятся светлыми, гладкими и крепкими.

История возникновения

Расписное искусство, зародившееся в северодвинских селах, сопричастно с традициями книжного рукописного издания. Книги в то время были не просто переписью содержания, они оформлялись не без помощи декоративных приемов, дополнялись иллюстрациями, узорами, орнаментами. И этот дух декоративности умельцы-переписчики перенесли на иную платформу – стали расписывать предметы быта, утварь. Так и появилась знаменитая северодвинская роспись.

Название общее, привязанное к географическому центру производства. Иначе именуют его как Северная роспись (или с уточнением – Северная роспись по дереву). В конце 13 столетия в селах, расположенных по течению реки Северной Двины, в Вологодской и Архангельской губерниях зародился промысел расписных и резных работ. Из дерева местные умельцы производили посуду, игрушки, орудия труда, мебель и прялки – и эти предметы украшали рисунки и резьба.

Северодвинский край подарил русской культуре крупнейшее направление отечественного промысла, легко узнаваемое, яркое, самобытное. В нем прослеживается тесная связь архаичных крестьянских представлений о мире, опиравшихся, в том числе, и на языческое искусство. Но не обошлось и без влияния художественных мотивов Северной Европы.

Кто придумал квас?

Когда главный холодный русский напиток появился в России неизвестно. Возможно, его придумали даже не русские. Что-то, напоминающее квас, готовили в Древней Греции и в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о напитке под названием «зифос»: его делали путем замачивания хлебных корок, в результате брожения получалось нечто похожее на квас.

«Квасник» — Владимир Маковский

По всей видимости, квас готовили везде, но из-за сочетания нескольких факторов — всегда доступное сырье, плюс  погодные условия — прижился он именно здесь. Первое письменное упоминания его относят к летописи 996 года: новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Со временем, в других государствах напитки подобного рода во что-то эволюционировали (например, в пиво), а квас так и остался русским «изобретением». Но «национализация» кваса начала все самое интересное.

Кто пил квас и почему так много?

Квас пили буквально все: крестьяне, солдаты, врачи, монахи, цари. Его умели готовить в каждой семье по фамильному рецепту — отсюда и столько вариаций кваса. Примерно так варят борщ: общие правила одинаковые, но каждый готовит со своими нюансами. Тем более, поле для экспериментов широкое: различие могло состоять как в количествах и сортах исходных материалов, так и в деталях самой техники.

Например, для приготовления затора (хлеб или мука, разведенный водой и оставленный для брожения) брали и холодную, и горячую воду — и от того зависел результат. Или меняли время пребывания затора в печи или в чанах. Наконец, бочки, где квас должен был бродить, могли сдабривать сахаром, хмелем, мятой, изюмом, медом и т.д.

Продажа кваса — Василий Калистов

На Руси квас был каждодневным напитком, каким теперь является чай. «Квас, как хлеб, никогда не надоест» — гласит русская пословица. Раньше его считали полноценной едой, поэтому говорили, что квас не пьют, его «едят». В голодные времена за счет него выживали, его брали в поле и на другую тяжелую работу. Хотя он и был таким же жидким как сейчас, но давал чувство насыщения. А еще служил основой для десятков разных блюд: от окрошки (фактически салат, залитый квасом) до тюря с зеленым луком (суп из хлебных корок).

С XII века квас начали различать варианты кваса: кислого слабоалкогольного и сильно опьяняющего напитка. Второй называли «творенным», то есть сваренным, а не произвольно закисшим. Если квас не варить, то естественное кисломолочное брожение останавливает спиртовое и тогда его крепость не превышает 1-2%, но «твореный» квас можно было бы сравнить по крепости с вином. Поэтому квас любили еще и за его качество превратиться в алкоголь.

Домашний мятный квас

Появилась отдельная профессия — квасник. Каждый квасник специализировался на определенном сорте и именовались по его названию (яблочный квасник, ячневый квасник и т.д.). Работали они каждый в своем районе, а выход за его пределы в «чужой» район был чреват неприятностями: квасники ревностно делили территорию и так решали вопрос высокой конкуренции.

Наконец, есть и еще одна версия дикой популярности кваса. «Причина этого проста: был недостаток чистой питьевой воды. И чем гуще страна населена, тем острее становился этот вопрос, вызывавший эпидемии и массовые желудочные заболевания в прошлом. Напиток же, подвергшийся брожению (как, к примеру, квас или сидр), был практически безопасен с санитарной точки зрения», — говорит историк русской кухни Павел Сюткин.

Пермогорская роспись – история возникновения

Возникновение промысла, прославившего не просто свой регион, но и русское декоративно-прикладное искусство за пределами страны, связано с 13-ым столетием. Пермогорьем называют пристань, расположенную на самом высоком берегу реки Северная Двина. Группа деревень Красноборского района, объединенная общим названием Мокрая Едома стала родиной промысла. Мокрой Едомой именуют деревни Помазкино, Черепаново, Большой Березник и Грудинская. Именно в этих поселениях зародилась роспись, которую знают по определению «пермогорская».

Считается, что базой для возникновения промысла стала великоустюжкая роспись. А уже умельцы Великого Устюга черпали вдохновение (или попросту заимствовали) свои художественные мотивы с орнаментов восточных тканей. Потому и пермогорской, и родственной ей борецкой росписи присущи так называемые ковровые композиции. Ранние образцы северодвинских работ напоминают арабески.

Но упрекать основоположников старинной русской техники в плагиате не стоит: взаимопроникновение культур, наслоение национальных пластов, мотивов, техник, мультикультурный синтез живет столько, сколько живет мировое искусство.

Научный подход к изучению росписи северной Двины начался только в 1959 году, именно в это время Заморскому музею-заповеднику удалось организовать экспедицию в центры художественного производства. Так, только в середине 20-ого века установили три самодостаточных вида росписи — пермогорскую, ракульскую и северодвинскую (последнюю впоследствии разделят на подвиды).

Вышивка золотом


Промысел зародился в северной части страны. И сегодня, посетив Торжок, золотое шитье можно увидеть во многих домах. Вышивать нитями из драгоценных металлов, в этом регионе считается великим делом.

Это самый красивый вид вышивки. Сначала этим методом украшали преимущественно церковные изделия. Вышивка золотом считается трудным видом рукоделия. Сегодня способ шитья снова становится популярным. Поэтому и методы выполнения придумали более легкие. Торжокское золотое шитье известно во всем мире. Работать этим способом обучались на протяжении нескольких лет.

Виды вышивки золотом

  1. Китайское золотое шитье.
  2. Вышивание с настилом.
  3. Вышивка гладью сквозная.
  4. Плоская вышивка.
  5. Вышивание канителью.
  6. Китайское шитье.

Китайское шитье

Китайская вышивка золотом охватывает все виды вышивок, в которых используется золотая нить. В процессе шитья не требуется много драгоценного металла. Потому что все нитки полностью остаются на лицевом боку. Они не выводятся наизнанку.

Сквозная вышивка гладью

В этом случае все части изображения вышиваются плоскими стежками. Они полностью покрывают ткань. В идеале вышивка золотом должна состоять из одинаковых стежков. Не исключение и изнаночная сторона.

Вышивка канителью

Вышивка канителью

Самая легкая вышивка золотом. Если вы решили вышивать с настилом, то используйте мягкие нити золотого цвета. Что касается настила, то его ложат канителью параллельно, рядами. Нитки необязательно протягивать сквозь ткань. Достаточно закрепить сверху. Рисунок получится немного выпуклым и объемным.

Золотые волокна можно прикреплять разными видами нити. Ранее использовали шелковые, но сейчас мастера работают и с хлопчатобумажными.

Если во время шитья золотая нить проходит туго сквозь ткань, то ее нужно смазать воском. Это значительно облегчить работу. Все перечисленные виды шитья золотыми нитками предадут одежде или другому изделию неописуемой красоты. В городе Торжок золотое шитье представлено в музее. Удивительные предметы интерьера и одежды поражают своей красотой.

Последовательность росписи прялки

Сперва наносили грунт (мел с клеем), затем покрывали белилами, ножом и циркулем наносили контуры рисунка, раскрашивали, а поверху гусиным или сорочьим пером наводили черной краской контур, олифили.


Прялка с пермогорской росписью. Александр Ильин CC BY-SA 4.0

Пермогорская роспись — графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета.

Основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть «золота». На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный к темно-вишневому или терракотовому, глухой зеленый. На более поздних образцах мы видим белые фоны, яркие краски.

По воспоминаниям дочери мастера А. Л. Мишарина

Символика и мотивы Северной росписи

Основной темой промысла Северодвинского края можно назвать опоэтизирование народной жизни. Самые популярные сюжетные линии – свадьба, посиделки, катание на тройках.

Смысловая нагрузка в изображаемых элементах хорошо угадывается:

дерево (древо) – сама жизнь с ее плодами и потерями, сменой вех и периодов;птица – символ зарождения, начала и надежд, предвестник урожая;ягоды – плоды, коими полнится и быт, и личная жизнь крестьянина;трилистник – триединство как жизненная философия (рождение-жизнь-смерть, мужчина-женщина-ребенок, земля-вода-воздух).

Сюжеты брались из жизни: самые яркие, ожидаемые, переломные события становились темой расписных работ.

Основные элементы

Практически в каждом виде росписи Северной Двины встречается веточка с ягодами, отличается же ее написание технически – тонкостью линии, выбором цвета, обращенностью листочка (вверх-вниз) и т.д.

Изящным и отличительным элементом промысла стал тюльпан. На Руси этот цветок был диковинным, но как символ совершенства, красоты и вожделенного идеала он регулярно появлялся в работах художников по дереву. Интересно, что листочки тюльпана походили на листья папоротника или земляники (оригинальных ведь мастера в глаза не видали).

Частый элемент – птицы. Величавые, яркие, властвующие, они не всегда изображались замысловато, но точно играли роль смыслового акцента. Конь – еще один активный персонаж расписных работ, имел разные цветовые варианты и степени декорирования.

Основные элементы пермогорской росписи по дереву

Чем де отличается эта техника от немалого количества других? Прежде всего, присуща ей высокая степень повествовательности. Каждый элемент продуман, детали выстроены в одну «говорящую» композицию. В растительном узоре просматриваются жанровые и бытовые сюжеты – художник выступает в роли красноречивого рассказчика Главные элементы техники:

Бордюры и ленточки. Не зря начало изучения росписи – это исследования окаймления работы, которое нередко недооценивает созерцатель. Именно оно придает работе завершенность, цельность, узнаваемость. Размер окаймления не крупнее рисунка, он не давит его, а комплементарно оформляет. Между каждым видом бордюра художник прокладывает монохромную полосу, смягчая переход между элементами. Треугольнички, ромбы и дуги с капельками – отличительные особенности пермогорской росписи.

Углы. В этой технике умельцы акцентируют заполнение углов

И хоть они тоже носят только вспомогательный характер, затейливость узоров в углах приковывает внимание зрителя, отображает кропотливую работу мастера.

Приписки. Это мелкие элементы, удачно заполняющие, организующие пространство расписной работы

Листочки, ягодки, «огуречники» могли быть монохромными, часто использовались они как автограф автора, служили своеобразным «фирменным стилем».

Тюльпан, трилистник, древо, птица Сирин – пермская роспись не обходилась без столь узнаваемых элементов. Тюльпан придавал работе изящества, тонкости, трилистник считался основным растительным мотивом. Древо – это сама жизнь и мудрость ее течения, птицы – вестник продолжения жизни, надежды на счастливую судьбу. Птица Сирин, как одна из визитных карточек техники, считалась обережным, счастливым символом.

Ниточки творчества могут истончаться, но прочность традиций и генетического стремления к непрерывности искусства не дают им порваться. И сегодня художники, владеющие уже новыми инструментами, программами, формами работы с изображением, продолжают традиции прадедов.

Разновидности

Козули

Пряники, выпеченные русскими хозяйками на Рождественские праздники, и украшенные причудливыми картинками называются “Козули”.

Выпечка создается средней величины и передает силуэт лесных либо домашних животных и разнообразных птичек. В праздники обычно изображались предметы повседневного быта, сопутствующие данной дате либо домашние животные. Незамужней женщине обычно презентовали пряник, изображающий цветок, голубку, сердечко. Необычный подарок подписывался, соответственно выбранному празднику.

Абашевская игрушка

Русское ремесло еще характеризуется изготовлением интересных глиняных свистулек, расписанных разнообразными красками.

Разноцветные узоры рукодельных поделок волнуют и вдохновляют. Совмещение красочных оттенков передают позитивные эмоции и хорошее настроение мастера, создавшего неописуемую красоту. Абашевская свистулька и ее фрагменты еще украшаются золотом и серебром. Чтобы создать усиленный контраст, некоторые места оставляют однотонными. Применяя худ. способы, ремесленник создает позитивных персонажей волшебной сказки. Эти народная деятельность передаёт в картинках жизнь и творческую деятельность простого народа.

Елецкое кружево

Елецкое кружево – старинный вид рукоделия, создающегося рукодельницами коклюшками.

Тонкое и рельефное кружево покоряет неземным великолепием. В процессе работы добавляется нить, различающаяся цветом и толщиной от основной нити. Таким образом,  создается кружевной рельеф. Небольшой, легкий, понятный муар радует взор ценителей ручного ремесла.

Ракульская роспись

Она совершается нанесением орнамента на деревянную основу золотистыми и черными красками.

Выразить ярче и эффектнее картину, помогает добавление зеленого, красного и коричневого оттенков. Основа, контуры и некоторые фрагменты окрашиваются черной краской. Как правило, характерен крупный узор, изображающий листья, лепестки, кустики и цветы. Увидев такое искусство, невозможно от него оторвать глаза, очень впечатляет и берет за душу.

Торжокское золотое шитье

Торжок и шитье золотом – взаимосвязанные понятия. Еще издавна упомянутый город славился специалистами, творящими, непревзойденное более никем, вышивание золотом.

По обычаю ремесленников, передаваемого из поколения в поколение, этот вид искусства сберегся до сегодняшнего момента, и восторгает своей богатой художественностью. Украшенные золотой вышивкой шапки, башмаки, фрагменты одежды  можно увидеть на церковнослужителях. Вышитые орнаменты составляются знатными вышивальщицами. Основным фрагментом  данного ремесла представляется роза с бутоном и листиками. Выигрышно смотрятся  в шитье завиточки, спирали, усики и блестки, перетекающие от рельефной основы к фону.

Жанровые сцены и узоры

Основой росписи является растительный узор. Трёхлопастные изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы.

На ветвях «древа жизни» пермогорские мастера обитали чудесные птицы, среди них птицы Сирин и Грифон в райских кущах.


Чаепитие. Фрагмент пермогорскойпрялки XIX в. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Узор Сирин был символом темных сил, и ему противопоставлялась в пермогорской росписи птица Гамаюн как доброе начало.


Фрагмент пермогорскойпрялки XIX в. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В XIX веке в узор обычно вписывались жанровые сцены из крестьянской жизни. На коробах изображали семейную пару или единорогов (мифическое существо, символизирующее целомудрие, в широком смысле духовную чистоту и искания), иногда львов, охотников, ткачих, прядильщиц, сцены чаепития, посиделок.

Образ коня в пермогорской росписи

Часто встречаются кони, запряженные в карету, сани или плуг, всадник на коне или отдельный конь среди растительного орнамента. Отчетливо видна разница между изображением коня в ранний и поздний период развития росписи.

Прялка. Фрагмент. Конец XIX века Чесноков В.К. Народная роспись Северной Двины, Public Domain

В конце XVIII–начале XIX века изображались грациозные белые, иногда черные или коричневые лошади с изящными, тонкими ногами. Чаще всего лошадь рисовалась уверенной сплошной черной линией по белому фону, черным цветом раскрашивалась грива и хвост.


На коне. Фрагмент пермогорскойпрялки XIX в. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

На изделиях конца XIX века уже изображение далеко от совершенства, больше похоже на детский рисунок: лошадь в виде черного или красного пятна, длинное овальное туловище, короткие ножки.

Сцены охоты

Также в ранней пермогорской росписи в сценах охоты, сбора ягод, катания в упряжке часто изображался олень. Среди растительного орнамента можно увидеть кабана, лисицу, собаку.

Елецкое кружево

Пришел к нам этот вид рукоделия с холодных северных просторов России. Отличается необычайно легким стилем и удивительно тонкими мотивами. Основные типы изображений разрабатывались в теме природы снежного края. Узоры в форме цветов, снежинок заключаются в какую-нибудь геометрическую фигуру. Такое кружево вшивали в скатерти, наволочки, покрывала, накидки, шарфы.


Процесс изготовления кружева

На небольшие коклюшки наматываются нитки. В процессе их перекладывают в необходимом порядке. Коклюшки держат в обеих руках за нижнюю часть, но не касаясь ниток.

Вся работа основывается на двух приемах:

  • Пальцем руки перебрасывают правую коклюшку поверх левой – это называется «перевить».
  • Нужно левую и правую коклюшки переместить таким способом, чтобы именно правая проходила под левой – это называется «сплести».

Способы плетения нитей в кружеве

Существует всего три метода:

  • парный;
  • численный;
  • сцепной.

Численный. Легкий способ работы. Для его исполнения подсчитываются нити. Для того чтобы изготовить елецкое кружево именно таким методом не потребуется рисунок или повторные движения. Фон и узор плетутся вместе.

Парный. Это способ плетения считается самым сложным. Здесь используется много коклюшек. Процесс основывается на работе от кромки до кромки. Фон и рисунок плетутся одновременно.

Сцепной. Особенностью этого метода является непрерывная полоска с орнаментом. Фигуры с фоном соединяются при помощи крючка.

Как плести цветок

Для создания понадобится обычные нити и специальный инструмент. Работу делают нитками №30 с утолщенной сканью. Расстояние в цветке между проколами, по внешней стороне, должно составлять 5 миллиметров, по внутренней меньше- 2 миллиметра. В серединке цветочка делают розетку из насновок, плетешков и паучка. Если вы хотите небольшой цветок, то 8 коклюшек будет достаточно. Для более крупного размера, соответственно, и коклюшек должно быть больше. Для того чтобы создать лепестки, нужно наружную сторону сетки лимитировать парой. Ее проплетите при помощи нитки и разместите скань. Оставшиеся долевые пары выполняют сеткой.

После этого ходовую пару сплетают с плетешком, который находится на большом круге, и возвращаются обратно в лепесток. Так нужно сцепливать с плетешком каждую ходовую пару, которая будет находиться возле центрального круга. Если в центре не образовалось плетешка, можно сделать повторные или крайнюю пару проплести ниткой.

Древний оберег и связь с патриотизмом

Но не только спасение от эпидемий видели в квасе. Им так увлекались, что квас приобрел священные и мистические свойства, и стал оберегом. Девушки поливали им полки в бане во время обряда мытья перед свадьбой (а остаток должны были выпить), а мужчины — «тушили» им пожары, вызванные молнией, так как считали, что с таким «божьим гневом» справится только квас или молоко. По одной версии, в такой пожар бросали обруч с квасной бочки, чтобы огонь такого пожара не шел дальше. По другой, тушили пожар непосредственно квасом.

Продавец русского кваса — Эмиль Франсуа Дессен

При дворе квас тоже верили, но с точки зрения феноменальной пользы для здоровья. «Квас» родственен древнерусскому слову «кислый» — и молочная кислота благоприятно влияла на организм. Квас любил полководец Александр Суворов и царь Петр I — последний пил его каждый день. Разжалованный в шуты князь Михаил Голицын и вовсе был прозван «квасником» — он был обязан подносить напиток императрице Анне Иоанновне.

Продавец кваса — Карл Булла

И совсем невероятная слава пришла к квасу после войны с Наполеоном в 1812 году. Русская знать начала демонстрировать свой патриотизм… да, через квас. «В срочном порядке квасом заменили шампанское — его разливали в хрустальные бокалы и подавали на балах», — говорит Павел Сюткин. Со временем появились и те, кто решил поиронизировать над таким показным, официальным русофильством. Так было придумано выражение «квасной патриотизм».

Автором считается князь Вяземский, литературный критик и близкий друг Александра Пушкина, который в «Письмах из Парижа» (1827) пустился в такие рассуждения: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом».

Что нужно для росписи?

Перед началом нанесения рисунка рекомендуется заранее подготовить инструменты и заготовку. Художественная роспись проводится с использованием следующих предметов:

  • деревянной заготовки;
  • мягкого карандаша;
  • ластика;
  • наждачной бумаги разной зернистости;
  • бумажных листов;
  • набора кистей;
  • палитры красок;
  • шаблонов;
  • грунтовки;
  • прозрачного лака;
  • емкостей для жидкостей.

Краски для росписи по дереву

Выбор нужно делать внимательно, ведь от этого напрямую зависит окончательный результат работы. Практиковать рисование по дереву рекомендуется, используя традиционные материалы. Роспись можно сделать следующими видами красок:

Гуашь. Используется для создания простых орнаментов, поскольку краска может растекаться.

Акварель

Важно соблюдать правила нанесения, чтобы заготовка не разбухла.

Темперные. Используют их в художественной росписи по дереву категории «люкс», чтобы получить рисунок высокого уровня.

Акриловые

Самый удобный вариант для новичков благодаря плотной структуре и легкости нанесения.

Масляные. Рекомендуется использовать только опытным художникам.

Анилиновые. Бюджетный вариант. С помощью такой краски часто проводят роспись шкатулки, сувениров и браслетов.

Кисти для росписи по дереву

Для работы используют натуральные и синтетические варианты. Идеальная кисть по форме волосков должна напоминать каплю, семечко или пламя свечи. Волоски должны быть аккуратно подобранными и представлены в большом количестве. Роспись на дереве проводят с помощью следующих кистей:

  • крупных;
  • плоских беличьих;
  • колонковых № 6-16;
  • маленьких конусообразных № 1-4;
  • щетинных плоских № 10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector