Гжель роспись для детей. картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

Содержание:

Что понадобится для работы?

  • Краски белого и синего цвета, оттенки голубого. На первые разы достаточно белой и синей. Для росписи можно использовать гуашь, акварель, акрил.
  • Кисти. Расписывают плоскими синтетическими кисточками разных номеров. Можно попробовать №7, которая дает довольно крупный мазок. Тонкие кисти подойдут для рисования травинок и других элементов.
  • Трафареты, на которых дети будут тренироваться и оттачивать мазки перед росписью посуды. Их можно найти в интернете и распечатать, или взять из специальных изданий. Хорошо идут деревянные трафареты – например, такой чайник. С одной стороны его можно расписать по нанесенному рисунку, с другой – самостоятельно.
  • Керамические, глиняные, деревянные или пластиковые заготовки посуды (тарелки, чашки, блюдца).
  • Баночки для воды, простая клеенка, салфетки для удаления краски, защита одежды и т.д.

Выбор цветовой гаммы

Традиционная гжель – это синие узоры на белом фоне. Они ассоциируются с синевой морозного неба и отблесками солнца на белых снегах России. Они напоминают о том, как гармонично на ярко-голубом небесном фоне смотрятся белоснежные церквушки русской земли. И хоть сама цветовая гамма гжели – это заимствование более ранних голландских керамических шедевров, или даже китайского фарфора, истоки забылись, а бренд остался. Но исключительно бело-синяя гжель в кухонном интерьере будет выглядеть не совсем завершенным решением.


Сочетание синих гжельских мотивов и бежевого в дизайне кухни

Синий цвет в большом количестве делает интерьер холодным и мрачноватым, а на северной кухне это будет явный проигрыш – если окна выходят на северную сторону, используйте синий минимально. Если же вы отдаете пальму первенства белому, то это уравновесит использование синего. Но не ограничивайтесь двумя традиционными гжельскими цветами. Есть оттенки, которые отлично сочетаются с кобальтом и универсальным белым.

Среди этих оттенков:

  • нежно-голубой;
  • зеленый;
  • бежевый;
  • коричневый или древесный;
  • оранжевый или коралловый;
  • черный (немного);
  • желтый (лимонный и сливочный оттенки – лучший вариант);
  • бронзовый или золотой.

Но даже если вы знаете совместимые цвета, не всегда хватает уверенности в своих умениях выразить процентное соотношение цветов и расставить цветовые акценты. Тогда идите по проторенной дорожке, используйте работающую схему: белые стены + нейтрального цвета пол +гарнитур с белоснежными фасадами + белая мебель + синие с белым шторы (или белые с синим) + одна акцентная синяя (голубая) стена. Да еще и, конечно, элементы декора в стиле гжель.

О секретах мастеров в изготовлении гжельской посуды рекомендуем прочитать в статье: «История создания гжель посуды: в чем секреты «Азбуки мазков» мастеров?».

Если хотите вдохновиться удачными примерами, обратите внимание на работы российского дизайнера-архитектора Евы Бергман. Среди большого количества ее профессиональных находок – преображение 11-метровой кухни для семьи артистов балета

Найдя коллекцию предметов гжели за стеклом кухонного шкафчика, Ева решила использовать эту тему и сделать русскую кухню в 10 шагов. Сине-белую гамму она разбавила живительным зеленым цветом, допустила к трем основным цветам минимальное количество черного и серого. Получился образцовый ремонт, дизайн-решение которого вдохновляет вновь и вновь.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу … После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией»

. По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве» .

Гжельская роспись относится к разновидностям исконно русского искусства. Уже не первый век в данном стиле расписывают игрушки, посуду, сувениры. Характерная особенность такой росписи – использование всего нескольких цветов (белый и голубой, а также темно-голубой, ближе к синему), а также мазков определенной формы.

Потолок

А вот с ним возможны вариации. Конечно, чаще основной акцент смещается на стены или предметы мебели.

В таком случае потолок стоит сделать белым или бежевым, голубым или золотистым… Но если вы планируете добавить оригинальности, попробуйте расписать его.

Узоры вокруг люстры, фреска в стиле гжель, тонкая мозаика на все перекрытие… Тут варианты практически безграничны.

Однако хотелось бы акцентировать внимание на освещение. Точечные светильники — не самое удачное дополнение для народного русского оформления

То же относится и светодиодным лентам. А вот классические люстры с изящными украшениями подойдут.

Главное, чтобы они не казались слишком массивными и не перегрузили потолок визуально.

Как видите, для основных составляющих комнаты рекомендации достаточно схожи: сочетание синего с белым, легкость и воздушность, гармония и изящество. Но, как всем известно, интерьер делают детали.

Давайте посмотрим, что как их можно достойно обыграть?

Посуда гжель своими руками

Технология гжельской росписи лишь на первый взгляд выглядит легкой. Для того, чтобы научиться создавать произведения в этой технике, художники проходят специальное обучение и мастер-классы. При крупных заводах действуют уроки живописи для новичков. На них учат осваивать простые узоры и переносить их на фарфоровое изделие. Этапы работы следующий:

  1. Узор прорисовывается на ватмане карандашом.
  2. Готовый контур раскрашивается акварельными или акриловыми красками, иногда используется гуашь. На бумаге прорабатывается технология нанесения мазков.
  3. Когда бумажный рисунок готов, возможна роспись на посуде.
  4. Белую глиняную заготовку расписывают кобальтовыми красками, которые в сыром виде имеют черный цвет.
  5. После обжига и глазирования изделие приобретает узнаваемые оттенки синего и голубого.

Посуда в технике гжель имеет долгую историю. Первые упоминания находятся в источниках, датируемых 14 веком. Сегодня эта бело-синяя роспись не утратила своей актуальности. Качественные изделия высоко ценятся любителями народных промыслов. Стоимость изделий ручной работы порой доходят до десятков тысяч долларов. Обучится этой технике можно на семинарах и мастер-классах, которые устраивают знаменитые заводы-изготовители и объединения мастеров.

Гжель (рассказ для детей 3 класса)

Гжель — один из самых знаменитых художественных промыслов России по производству керамики и фарфора, а также вид русской народной росписи, известный не только в России, но и за её пределами.

Откуда появилась Гжель?

Название произошло от местности на юго-востоке Московской области, богатой большими запасами глины, жители которой славились большим мастерством в гончарном деле. Еще в XIV веке гжельские земли были признаны центром по производству русской керамики. В XVIII веке было также основано производство фарфоровых изделий и «полуфаянса» (роспись изделий синей краской). В последствии именно «полуфаянс» и был почтён стать символом гжельского производства.

С конца XIX и до начала ХХ вв. на гжельском творчестве очень отразился промышленный кризис России, в следствии чего многие заводы закрылись, а более стойкие уменьшили уровень производства. Но начиная с середины прошлого столетия это направление было восстановлено и предстало в новом дизайне – синей росписи на белом фоне, за счет применения высокотемпературного кобальта в краске. На сегодняшний день можно сказать, что Гжель — это один из самых крупных гончарных центров России, который объединяет в себе не один десятков деревень и сёл бывшей Гжельской волости.

Как делают Гжель?

Процесс изготовления изделия начинается с создания гипсовой модели на специальных станках мастерами-модельщиками, с которой и изготавливается форма с помощью которой отливается изделие. Изготовление фарфоровой пролукции происходит путём литья в гипсовые формы. Жидкую фарфоровую массу, которая называется шликер, литейщик заливает в форму, гипс за счёт своей пористой структуры впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания необходимой формы. После изделия проходят предварительный обжиг, затем расписываются окисью кобальта, и что самое главное – роспись делается только вручную, нанесенными мазками кисти, и заключительным этапом является окончательный обжиг уже готового изделия.

Гжельские узоры

В прошлые времена гжельские гончары отдавали предпочтение в росписи окружающему миру, объединяли в своих рисунках природу, городскую и деревенскую жизнь, архитектуру и иконопись, а завершающим штрихом была собственная фантазия. На сегодняшний же день тематику гжельского рисунка можно разделить на три вида: растительную (изображение злаков, ягод, веточек и травинок, цветов), сюжетную (природа и времена года) и орнаментальную (основное предпочтение отдаётся «шашечкам» — ряды сине-белых квадратов по бортику). Технология гжельской росписи позволяет создавать неповторимые и удивительные вещи.

Техника росписи

Гжель (роспись для детей должна создаваться в соответствие с общепринятым алгоритмом) под этапами своего создания подразумевает последовательное нанесение на рабочую поверхность мазков краски так, чтобы интенсивность цвета постепенно изменялась от более светлого к темному (или наоборот). Движения кистью должны производиться от срединной части используемого листа бумаги к его краям.

При разъяснении юным художникам техники создания гжельских узоров рекомендуется обращать их внимание на:

  • насыщенность и ширину прорисовываемых с помощью кисти линий;
  • расположение ворса кисти на рабочей плоскости;
  • количество колера на кисточке.

Техника гжельской росписи традиционно выглядит так:

  1. В палитре смешать густые капли синего и белого цвета, после чего, как бы вытягивая кистью краску, растушевать полутона орнамента.
  2. Создать контур с помощью классических мазков, подразумевающих прорисовку линий перемещением кисти с краской в направлении, перпендикулярном положению ворсистой части рабочего инструмента.
  3. Детализировать изображение «волновыми» мазками, предполагающими чередование сильного и слабого нажатия на кисть, с ее последующим разворотом на 180 градусов у края рабочей плоскости.
  4. При необходимости, заполнить пустоты четкими точками, прорисовывать которые следует легким касанием кисти поверхности используемого листа бумаги.

Фартук

Пространство между нижней частью гарнитура и полками — отличное место для того, чтобы раскрыть всю красоту гжельской росписи. И это, в целом, логично — фаянсовая плитка вполне каноничный выбор для ее нанесения.

Тут все зависит от ваших предпочтений. Неплохо смотрятся как небольшие элементы, дублирующие друг друга, так и общее орнаментное полотно.

Чем заметнее гжель на фартуке, тем скромнее должен быть остальной интерьер.

Обязательно примите во внимание габариты: если полоса фартука узкая или слишком длинная, то лучше не использовать массивные узоры. И наоборот, на слишком рабочей зоне объёмный рисунок слегка сгладит диспропорцию

Смешивание стиля

Гжельские мотивы удачно впишутся и в концепцию современной кухни, и в классический интерьер. Есть как минимум 4 стиля, которые вы смело можете смешивать с эстетикой гжели.

Гжель-тематика в интерьере кухни уместна на основе:

  • классического стиля;
  • кантри или рустика;
  • стиля русской дачи (усадьбы);
  • скандинавского стиля.

Все прочие стили – более рискованные поля для экспериментов. Если ваша кухня находится в большом частном доме, опыт преображения априори более успешен. В просторных интерьерах загородных домов и освещение, как правило, выигрышнее, и не приходится вмещать нерушимую концепцию в малогабаритное помещение.

Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери

Другое название этого известного места в Гжели – Кунай-колодец. Общеизвестно, что в дореволюционные годы в этом местности была расположена купальня. Согласно своей вере, этот колодец принимал множество людей, что искренне хотели исцелиться. Вода этого источника была особенно благодатна для вылечивания маленьких жителей. Искупавшись в целебных водах, дети одевались во все новое, а старые вещи хранились у самого колодца и впоследствии уничтожались в огне.

Вода имеет сильную струю и приятна на вкус. Правда многие горожане ее не применяют для питья в силу присутствия накипи в большом количестве. Тем не менее источник популярности не теряет, и многие приезжают к нему с несколькими вариантами тары.
Территория располагает колодцем, эстетически привлекательным, и купальней.

Местоположение: улица Центральная — 154.

Полезные советы

Несколько полезных рекомендаций помогут вам воссоздать русский дизайн в интерьер кухни и избежать ошибок.

Определитесь с настроением кухонного интерьера. Если ваш дом находится неподалеку от исторической достопримечательности, используйте ее для вдохновения.

К примеру, кухню, которая находится в здании, построенном до революции, можно декорировать в стиле традиционного дворянского поместья.

Отыскать источник вдохновения можно в собственном жилище. Подумайте: возможно, в вашем доме есть антикварная или раритетная вещь, например, старинная меблировка, коллекция фарфоровой посуды, кружевные скатерти, самовар или другие интересные вещи.

Если вам по душе какая-либо разновидность народного искусства, используйте ее в качестве доминирующего мотива.

Не пытайтесь воссоздать стиль с исторической точностью: если это вредит функциональности. Помните, что кухонный интерьер должен быть, прежде всего, удобным, а интерьерные составляющие (технические приборы) отвечать современным требованиям.

В обстановке русской кухни можно использовать предметы иностранного происхождения. В аутентичный дизайн кухонного помещения в советской стилистике можно интегрировать элементы, характерные для скандинавского направления.

В интерьер, оформленный в стиле дворянской усадьбы, впишется итальянская меблировка и французские антикварные вещи.

Важно! Не забывайте о том, что уютная обстановка русской кухни создается преимущественно за счет материалов натурального происхождения

Качественно выполненные имитации зачастую оказываются более практичными по сравнению с оригиналами. К примеру, «льняные» занавески из смесовых материалов легче стирать, они почти не мнутся.

Орнаменты нужно применять дозированно, чтобы избежать перегруженности интерьера и визуального уменьшения пространства.

Применяйте их лишь в акцентах или в окружении монохромных поверхностей.

Если кухня малогабаритная или узкая, откажитесь от больших пестрых узоров. Фартук с крупным изображением, созданным при помощи фотопечати, замените отделкой с изразцами.

Расписные рисунки разбавляйте более простыми принтами: клетчатыми, полосатыми.

Воссоздание русского стиля в кухонном интерьере — не такая уж трудная задача. Следуйте основным правилам стиля, и вы превратите кухню в самое красивое помещение в доме.

При оформлении интерьеров в этно-направлениях нужно соблюдать главное правило – не переходить границы. Изучите особенности стиля, прежде чем взяться за оформление помещения, и обязательно руководствуйтесь советами профессионалов, чтобы декор не получился безвкусным.

История возникновения гжельских узоров и орнаментов

Гжель (роспись для детей может создаваться обычными красками на любой поверхности) – это название одного из регионов Подмосковья. Изначально в этой области территориально располагалось несколько деревень и поселков, жители которых были мастерами гончарного искусства. Именно поэтому первые гжельские росписи наносили на глину, добываемую в указанной местности. Первые упоминания о рассматриваемом виде изобразительного искусства датированы 14 веком (ориентировочно 1328 г.).

Его отличительной характеристикой является ограниченное использование цветов (1 оттенок на белоснежном фоне)

На развитие народного промысла оказывал большое внимание спрос потребителей, так как на вырученные с продажи расписанной посуды деньги, гжельцы кормили свои семьи. Пика своего развития и популярности гжельская живопись достигла в 18 веке, когда с ее помощью начали украшать не только посуду и предметы декора жилых помещений, но и игрушки, статуэтки и памятные сувениры

В этот период роспись стали в основном наносить на фарфор и фаянс.

В начале 20 века наблюдается сдержанность в развитии гжельского промысла. Это связано с угнетением заводского производства из-за национализации предприятий советской властью. Активное восстановление рассматриваемого вида художественного искусства заново начинает набирать популярность только с конца 20 столетия.

Что нужно для создания узоров на бумаге?

В работе с детьми в абсолютном большинстве случаев традиционные инструменты для создания гжельской росписи (оксид кобальта, шпатели, реагенты и так далее) не используются из соображений безопасности. Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.

Для комфортного рабочего процесса ребенка необходимо снабдить:

  • плотными листами бумаги или белым картоном. Тонкие страницы под воздействием воды и краски деформируются, из-за чего внешний вид всей работы станет значительно хуже;
  • синяя и белая краски. Не рекомендуется давать ребенку больше цветов, чтобы четче сформировать у него представление о гжельской росписи. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;

  • кисти (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кистей, различающихся друг от друга толщиной);
  • палитра (понадобится юному художнику при смешивании цветов для получения необходимого оттенка синего);
  • емкость с водой;
  • кусок ткани из натуральных материалов (им можно не только вытирать руки, при возникновении такой необходимости, но и корректировать недавно нанесенное на рабочую плоскость изображение);
  • трафареты (особенно актуально, если росписи обучается ребенок младшего возраста, не имеющий навыков изобразительного искусства).

«Азбука мазков» — методика художественной росписи

Синие птицы на тарелках, голубые цветы на чайных парах… Что ни картинка, то загляденье. Главным секретом гжельской росписи можно считать мазок. И истинный мастер тонко чувствует малейшие цветовые переходы и способен (вот, что поистине уникально) отличать не менее двух десятков оттенков синего. Мазок же можно считать родовой приметой Гжели.

Благодарить за появления «Азбуки мазков» можно считать Александра Салтыкова. Он вместе с живописцами Гжели разработал методику художественной росписи.

Она подразумевает несколько приемов:

  • Главный прием. Он заключается в правильном соотношении синего и белого («прозрачная синева неба и заснеженные подмосковные поля»). Кобальт – особая краска росписи по керамики, в процессе росписи она черная, а после обжига становится синей. Краска одна, а оттенков – множество!
  • Правило № 2. Каждый последующий мазок не повторяет предыдущий. Мастер набирает густо краску на кисть, а потом с разным нажимом раскладывает кисточкой цветок. Первые мазки будут самые сочные, а по степени убывания они начнут светлеть. Так нужно рисовать многолепестковые цветки.
  • Мазок с тенями. Художник набирает краску на одну сторону кисточки и наносит ее легким круговым разворотом, поворачивает, то бишь, вокруг черенка. И там, где утолщенная часть кисти, краски будет больше, и мазок будет темнее. А к середине кисти краски будет поменьше, вот мазок и высветлится. Тонкий кончик и вовсе оставит самый светлый след.

Дополнят «Азбуку мазков» и другие элементы. Так, кончиком кисти можно навести стебель, сделать тонкие усики-завитки, нарисовать штриховку или прожилки на листочках. Может мастер рисовать по синему цвету тонкими золотыми штрихами или линиями.

Роспись ведется в трех направлениях – растительный узор, орнамент или сюжеты. И сложно сказать, какая из тематик более популярна. Авторскую гжель отличает частое использование розы или «агашки», узнаваемого узора. В орнаментальной росписи легко узнать жемчужины и капельки, усики и гребенки. А сюжеты – это сценки из деревенской или городской жизни, пейзажи, сказочные изображения и даже сюжеты из русской классической литературы.

История возникновения гжельских узоров и орнаментов

Гжель (роспись для детей может создаваться обычными красками на любой поверхности) – это название одного из регионов Подмосковья. Изначально в этой области территориально располагалось несколько деревень и поселков, жители которых были мастерами гончарного искусства. Именно поэтому первые гжельские росписи наносили на глину, добываемую в указанной местности. Первые упоминания о рассматриваемом виде изобразительного искусства датированы 14 веком (ориентировочно 1328 г.).

Его отличительной характеристикой является ограниченное использование цветов (1 оттенок на белоснежном фоне)

На развитие народного промысла оказывал большое внимание спрос потребителей, так как на вырученные с продажи расписанной посуды деньги, гжельцы кормили свои семьи. Пика своего развития и популярности гжельская живопись достигла в 18 веке, когда с ее помощью начали украшать не только посуду и предметы декора жилых помещений, но и игрушки, статуэтки и памятные сувениры

В этот период роспись стали в основном наносить на фарфор и фаянс.

В начале 20 века наблюдается сдержанность в развитии гжельского промысла. Это связано с угнетением заводского производства из-за национализации предприятий советской властью. Активное восстановление рассматриваемого вида художественного искусства заново начинает набирать популярность только с конца 20 столетия.

Цветовая гамма гжельской росписи

Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.

Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
  • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
  • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).

История промысла

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье.

Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Сочетайте с другими стилями

Гжель может быть не только доминирующей составляющей оформления кухни. Это — неплохое дополнение для многих традиционных стилей: прованс, кантри, русском народном…

Для них гжельская роспись станет необычным украшением, гармонично дополняющим общую обстановку.

Впрочем, и в насыщенных деталями интерьерах она будет уместной: шебби-шик, арт-нуво или фьюжн

Правда, тут важно не переборщить — если есть сомнения в гармоничности такой комбинации, выберите другой вариант

Интересный прием: Иногда гжель встречается даже в неожиданных комбинациях. Например, на кухне хай-тек. Поэтому, если на первый взгляд какое-то сочетание кажется вам нелепым, не спешите от него отказываться — возможно, вы нашли прекрасное дизайнерское решение.

Если какой-то стиль самодостаточен сам по себе, например, марокканский, то гжель вряд ли подойдет. Также сомнительно его применение в восточных интерьерах — хотя, если вы сумеете спроектировать гармоничную эклектику — почему нет?

Это общие моменты, без которых красивый интерьер не получится. А что же с деталями?

Цветовая гамма гжельской росписи

Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.

Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
  • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
  • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).

Традиционная роспись

И всё же, традиционной признана бело-голубая гжель. Не даром её прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным красочным составом на основе оксида кобальта кистевым мазком.


Чайник с золотом

Расписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400оC. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает глянцевый блеск и твердость, а рисунок проявляется во всей своей красе, играя оттенками цвета от нежно голубого до глубокого синего.


Сервиз, гжельский фарфоровый завод

Иногда, поверх уже обожженной глазури, на кобальтовый рисунок наносят тонкий декор золотом или платиной и снова обжигают изделие в печи.

Особенности гжельской росписи

Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

Ёжик, коровка и лошадка.

Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

Лубочная гжель

Этот вид гжельской росписи распространённый в XVIII в. появился когда много мастеров стали проходить обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. Обыкновенно изображали картинки в стиле модного тогда лубка. Часто это была птица в центре рисунка, домик, позже — люди и животные. Теперь такая роспись утрачена.


Кувшины, лубочная гжель

Надглазурная гжель

Самый красивый вид гжельской росписи, он же и самый древний. Это роспись цветными красками, которые наносятся по глазури. Это техника особой сложности и очень трудоемка. Такие изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.


Блюдо

С сайта Гжельского фарфорового завода


Чайная пара

Такая гжельская посуда стоит довольно дорого, но азто и выглядит она как будто «из дворца».

Глухой кобальт

Удивительный эффект, когда смотришь на такую гжельскую роспись. Кажется, что это «зеркальное отражение» привычной, белой с голубым гжели. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок белой краской и золотом.


Вазочки, кобальт

Белый и костяной фарфор

Фарфор гжели очень высокого качества. Ещё ПётрI и Ломоносов восхищались его белизной. Поэтому на Гжельском заводе выпускают чисто белую посуду или наносят на неё нежный золотой узор. От этого она, кажется, выглядит ещё более белой.


Сервиз «Пион»

Синеглазая посуда, как весною небеса

Содержится в разделах:

Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество 1972

Включает в себя разделы:

  • Гжель. Аппликации 25
  • Гжель. Конструирование, поделки 42
  • Гжель. Лепка, пластилин 21
  • Гжель. Проекты 39
  • Гжель. Рисование 240

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа

Показаны публикации 1-10 из 580. Все разделы | Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами

Новое

Фото

Лучшее

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Сказочная Гжель» Конспект занятия по изобразительной деятельности Подготовительной группы «Соловушка»

Тема:«Сказочная Гжель» Цель: Развитие технических навыков и умений детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности по средствам лепки с использование народного и декоративного…

Мастер-класс по рисованию «Птица в технике «гжель»


Народные промыслы —гжель, хохлома, жостовская, городецкая роспис ь , это бережно охраняемые ценности народной культуры. Их законы и принципы консервативны, но это не ограничивает фантазию современных художников! Мы создаём новые изделия в традиционных техниках. Вазы в гжельской…

Основные художественные приёмы

Бытовые и праздничные сюжеты чаще всего встречаются в работах местных мастеров. Однако это далеко не весь потенциал их творчества. Современные художники вносят оригинальные мысли и находки в традиционные композиции.

Какими бы ни были сюжетные задумки, их объединяет единый стиль письма и используемых элементов. Вот главные из них, те, без которых не обходится почти ни одна композиция:

  • Цветы. Это чаще всего розы, розаны, купавки и ромашки. Также почти на всех рисунках есть бутоны. Наиболее популярна круглая форма цветка.
  • Листья и кустики. Здесь вариантов очень много. Подобные элементы часто служат для заполнения пустых мест и рисуются почти всегда вместе с цветами.
  • Люди. Рисуются всегда анфас, в нарядной одежде. Лица обычно круглые и белого цвета.
  • Животные. Это могут быть собаки, кошки, зайцы и другие. Из птиц чаще всего рисуют лебедей и петухов. Всех животных изображают в профиль в отличие от людей, которые всегда красуются только в фас.
  • Кони. Этот элемент присутствует почти на всех композициях, поэтому вынесен в отдельную категорию. Кони в подавляющем числе случаев вороные и по традиции рисуются только в профиль.

Существует отлаженная веками поэтапная техника выполнения городецких рисунков. Она состоит из трёх основных шагов росписи:

  1. Замалёвка. После нанесения контуров рисунков их закрашивают основными цветами. Обычно это красный, вишнёвый, бордовый, белый, чёрный или синий.
  2. Тенёвка. После высыхания первого слоя наносят второй более тёмный. Выделяют контуры и отдельные детали.
  3. Оживка. Выполняется чаще всего белой краской или светлыми тонами основных цветов. Это могут быть блики, очень мелкие детали, декоративные элементы, чёрточки, точки и т. д.

Технология изготовления росписи остаётся неизменной. Чаще всего разрисовывают хорошо отшлифованную доску для городецкой росписи. Шаблон наносят прямо на неё, и текстура дерева служит фоновым декором. Некоторые мастера применяют цветную грунтовку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector