Геометрические фигуры. игры, дидактические пособия

Поделки в технике оригами

Умение создавать объемные геометрические фигуры ребенку пригодится в жизни. Техника оригами сегодня очень популярна, она позволяет создавать оригинальные вещи. Но не стоит сразу приступать к изготовлению сложных изделий, нужно начинать с простых форм.

Есть множество мастерских, которые облегчат любую задачу. Нужно только найти подходящий вариант, чтобы приступить к реализации задуманного. Уроки оригами позволят младшим школьникам лучше представить себе фигуры.

Куб

Простой многогранник состоит из квадратов. Для развертки понадобится схема, которую лучше всего сделать самостоятельно. На нем обязательно должны быть предусмотрены места для наклеивания рисунка. Готовый кубик можно использовать для различных игр, он станет отличным украшением вашего дома.

Конус

создать такую ​​форму сложнее. Цирком очертите круг, вырежьте сектор. Затем фигурка склеивается. После измерения диаметра основания нарисуйте круг в соответствии с полученными измерениями. Борта и основания соединены. Получившийся конус можно использовать как рамку для других поделок. Из него получится чудесная елка, шапка для колдуна или гнома.

Пирамида

Эта фигура основана на многограннике. Все стороны — треугольники. Заранее готовится модель, с помощью которой получается скан. Его аккуратно склеивают, чтобы получилась готовая форма.

Украшения для дома

Если вырезать и наклеить множество фигур разных цветов и размеров, их можно использовать для украшения комнаты. Они станут отличными игрушками на елку. Их вешают на веревку или леску, чтобы закрепить к потолку. Такие красочные фигурки предварительно украшают пайетками, тесьмой, бусинками, чтобы они сияли. Из них получаются великолепные гирлянды.

Проявив фантазию, вы сможете сделать интересные поделки и аппликации, используя фигуры из геометрии. Работа с формами полезна для развития вашего ребенка. Это подготавливает его к преподаванию математики, облегчает понимание основ дизайна. Учите точности, настойчивости. Развивайте аналитические навыки и пространственное мышление.

Упражнения по геометрии для детей старшей группы

Предлагаем вашему вниманию развивающее упражнения для детей 5 — 6 лет, которое в доступной и занимательной форме поможет ребенку освоить основы геометрии, а также развить зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, память, логическое и пространственное мышление. Занятие с ребенком этого возраста должно длиться не более 25 — 30 минут

Объясните малышу задание, при необходимости помогите в его выполнении. Убедитесь, что задание выполнено верно

Занятие с ребенком этого возраста должно длиться не более 25 — 30 минут. Объясните малышу задание, при необходимости помогите в его выполнении. Убедитесь, что задание выполнено верно.

Для работы малышу потребуются цветные карандаши или фломастеры.

Не забудьте проследить за правильной осанкой малыша, а также похвалить его за старание.

Успехов вам и вашим детям!

Задание №1

Раскрась фигуры так, чтобы круг лежал на квадрате.

Задание №2

Раскрась фигуры так, чтобы треугольник лежал на трапеции.

Задание №3

Раскрась фигуры так, чтобы овал лежал на ромбе.

Задание №4

Раскрась фигуры так, чтобы пятиугольник лежал на прямоугольнике.

Задание №5

Найди продолжение каждой цепочки. Соедини начало и конец цепочки. Раскрась их. Из каких фигур они состоят?

Задание №6

Нарисуй в пустых клетках фигуры, на которые похожи эти предметы. Назови фигуры.

Задание №7

Соедини предметы линиями с похожими на них геометрическими телами.

Задание №8

Обведи прямые линии красным цветом, кривые – синим, ломаные – зелёным.

Задание №9

Выполни штриховку круга вертикальными линиями, квадрата – горизонтальными, треугольника – наклонными.

Задание №10

Здесь нарисованы разные линии, и среди них — ломаные. Найди и сосчитай ломаные линии. Сосчитай их звенья. Посмотри, что нарисовал художник на концах ломаных линий. Нарисуй на противоположных их концах такие же предметы.

Задание №11

Продолжи ломаные линии так, чтобы получились различные предметы. Назови, что у тебя получилось.

Задание №12

При помощи линейки соедини точки так, чтобы получились многоугольники. Многоугольник, у которого все углы прямые, раскрась красным цветом. Многоугольник, у которого все углы тупые, раскрась синим цветом. Объясни, почему одна фигура осталась нераскрашенной.

Задание №13

Поставь цветными карандашами точки в местах пересечения линий.

Задание №14

Обведи в каждом ряду лишнюю линию. Объясни, чем она отличается от других.

Задание №15

Обведи прямые углы красным карандашом, острые зеленым, а тупые — синим.

Задание №16

Красным карандашом обозначь вершины многоугольников, а синим — стороны многоугольников.

Задание №17

Раскрась фигуры, используя обозначения.

Задание №18

Раскрась фигуры разными цветами, используя обозначения.

Вместо заключения

Очень часто процесс обучения ребенка геометрическим фигурам (да и не только фигурам) воспринимается родителями исключительно как постоянное экзаменирование ребенка, т.е. они пару раз показывают ребенку, например, квадрат, а в дальнейшем же обучение сводится к вопросу «Скажи, какая это фигура?». Такой подход крайне неправильный. Во-первых, потому что как и любой человек, ребенок не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, и это только отбивает у него охоту заниматься. Во-вторых, прежде чем о чем-то спрашивать малыша, ему нужно очень много раз это объяснить и показать!

Поэтому постарайтесь сводить проверочные вопросы к минимуму. Просто повторяйте и повторяйте изучаемую информацию, будь то названия фигур или чего-то еще. Делайте это во время игр и бесед с малышом. А то, что ребенок все усвоил, вы вскоре и сами увидите без лишних проверок.

На этом у меня все, благодарю за внимание! Буду очень рада, если вы поделитесь с нами своими идеями игр для изучения фигур. Искренне ваша, Яна Разначенко

Искренне ваша, Яна Разначенко

Рекомендую также посмотреть статьи:

Изучение геометрических фигур: названия, форма, цвет, размер

С возрастом ребенок должен узнавать все больше фигур и цветов.

К 2 годам необходимо знать:

  • треугольник;
  • квадрат;
  • круг.

В этом же возрасте нужно знать основные цвета:

  • синий;
  • красный;
  • желтый;
  • зеленый;
  • белый.


К 2 годам ребенок должен знать основные геометрические фигуры и цветаНекоторые дети в 2 года знают несколько больше цветов:

  • оранжевый;
  • фиолетовый;
  • черный;
  • розовый.

К 6 годам ребенок узнает о более сложных, комбинированных цветах и оттенках, знакомится с составными (состоящими из основных) фигурами.

Дети обучаются через игры, они бывают разной сложности, поэтому давать их ребенку рекомендуется в следующей последовательности:

  • Нарисованные на картоне круги, треугольники, квадраты разных размеров и цветов. Называйте изображения своими именами, проговаривая их вслух.
  • Нарисовать на картоне только контуры фигур, причем все контуры должны быть разных цветов, чтобы малыш обводил их соответствующими цветами, раскрашивал и проговаривал названия вслух. В возрасте от 2 лет следует начинать сравнивать размеры.


Сортер с геометрическими фигурами помогает детям в их изучении

Вырезать фигуры и разложить на видных местах в доме, чтобы малыш искал рисунки. Каждый раз, когда ребенок находит изображение, он должен назвать следующие характеристики: фигуру, цвет и размер.
Игровые наборы, предназначенные для изучения выше перечисленного. Например, пирамидка, грибы разных цветов и размеров на подставке, мозаика и другие

Такие игры развлекут ребенка, привлечет его внимание.
Поиск геометрических фигур в окружающем мире. Например, стол – это прямоугольник, шкатулка – квадрат, а мячик – круг

Рекомендуется рассматривать и более сложные формы: стакан – цилиндр, а праздничный колпак – пирамида.

Разработано множество методик, предназначенных для изучения фигур и цветов. Они рассчитаны для детей разного возраста, а также учитывают их любимые занятия.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Математика

Чтение

Окружающий мир

Логика

Английский язык

15 игр, которые помогут запомнить и научиться различать геометрические фигуры:

  1. Сортер. Одна из самых первых игр малыша. Играя в сортер, ребенок будет запоминать фигуры, осознавать их различие, развивать мышление и мелкую моторику.
  2. Картинки-половинки. Нарисуйте фигуры и разрежьте эти картинки пополам. Малыш должен сделать картинку целой.
  3. Лото. Играть в геометрическое лото можно в любом возрасте. С малышами можно брать только три фигуры, разных цветов, а со старшими дошкольниками можно взять лото уже с более сложными фигурами.
  4. Лепка. Можно не только лепить фигуры, но и раскрашивать их кусочками пластилина, а также делать длинные колбаски, из которых выкладывать контуры картонных фигур.
  5. Рисунок. Рисуйте фигуры, обводите по пунктиру, раскрашивайте одинаковые фигуры разными цветами (например, треугольники красным цветом , а круги зелёным).
  6. Найди такой же. Показывайте фигуру, которую нужно обнаружить на картинке или среди геометрических деталей.
  7. Аппликация. Детям очень нравится приклеивать. С детками помладше можно просто приклеивать фигуры, проговаривая название и цвет. Дошкольники постарше могут сделать из фигур несложные картины (домик, солнышко, цветок).
  8. Найти предмет, похожий на фигуру. Выберите фигуру и помогите ребенку найти предмет такой же формы.
  9. Обведи предмет. Сделайте трафареты фигур из картона или возьмите для обводки любые предметы, которые можно обвести и увидеть фигуру (тарелка, мыльница, кусочек сыра).
  10. Выложи фигуру. Нарисуйте пунктиром фигуры и попросите малыша выложить фигуру палочками. В качестве палочек можно использовать ватные палочки, спички и счетные палочки.
  11. Волшебный мешочек. Положите в непрозрачный мешок фигуры и попросите малыша наощупь определить, что за фигуру он нашел.
  12. Логический ряд. Начните выкладывать ряд из фигур, а ребенок пусть продолжит его в логической последовательности.
  13. Рисуем мелом. Нарисуйте мелом на асфальте разными цветами фигуры такого размера, чтобы в них мог встать ребенок. Ведущий называет цвет, а ребенок должен встать в фигуру такого цвета и назвать её.
  14. Хлопни раз, хлопни два. Возьмите фигуры (можно вырезать из картона) и предложите ребенку, например, такие правила. Когда вы показываете квадрат, он должен хлопнуть один раз, а когда треугольник — два раза. Также этот вариант игры можно усложнить. Пусть ребенок еще и называет фигуру и её цвет.
  15. Чего нет? Положите перед ребенком несколько фигур и попросите запомнить. Потом ребенок должен отвернуться, а вы уберете одну. Ребенок должен вспомнить все фигуру и назвать ту, которой нет. Это потрясающая игра на развитие памяти, мышления, внимания.

Организация процесса

Геометрическая аппликация не требует от взрослых серьезных художественных навыков для организации процесса детского творчества. Главное — обеспечить малышей всеми необходимыми материалами и инструментами, организовать безопасное и удобное для работы пространство.

Для самых маленьких.

Чтобы детки 2–4 лет успешно сделали аппликацию, для них нужно подготовить рисунок с четкими контурами и вырезать соответствующее количество деталей. При этом им может потребоваться личный пример старшего, показывающего на такой же заготовке, что, куда и как наклеивать.

Для детей 4–5 лет.

В этом возрасте ребята уже могут без готовых контуров расположить геометрические фигуры на листе, глядя на образец. Детали с прямыми линиями, например треугольники, им можно поручить вырезать самостоятельно из расчерченных листов цветной бумаги. При этом следует позаботиться о том, чтобы ножницы были безопасными — с закругленными концами.

Для старших дошкольников.

В 6–7 лет дети способны сами обводить несложные шаблоны и вырезать детали аппликации. В этом возрасте полезно предоставлять им самостоятельный выбор цветовой гаммы поделки: например, при изображении цветов, геометрических узоров, бабочек. Это помогает им научиться сочетать цвета и развивает творческие способности.

Бумага

Основной материал для создания плоских поделок — бумага. Она используется для фона и для вырезания геометрических элементов. Для основы можно выбрать цветной картон или плотную бумагу. Мелкие детали вырезаются из двусторонней бумаги средней плотности. Яркие аппликации получаются из цветных листов для офиса.

Клей

Клеящий состав подбирается в соответствии с возрастом ребёнка. Малышам 2 лет для работы подходит клейстер из картофельного крахмала или пшеничной муки. Такой клей не вызывает аллергии и не причинит вреда в случае проглатывания, поэтому его можно намазывать на маленькие детали пальцами.

Для изготовления 1 литра клейстера 5 столовых ложек сухого вещества разводят небольшим количеством воды до образования однородной пасты. Затем её разводят оставшейся жидкостью. Раствор кипятят на медленном огне до уплотнения массы и процеживают через сито.

Детям 3-4 лет удобно работать с канцелярским клеем в виде карандаша

При его выборе следует особое внимание уделить качеству продукта. Он должен наноситься ровным слоем, не оставлять комков на бумаге и не иметь резкого запаха

ПВА и кисти для его нанесения используются ребятами со старшей группы детского сада. Работа с жидким клеем требует достаточного развития мелкой моторики, внимания и аккуратности. Кисти для нанесения клеящего вещества на бумагу выбираются средней жёсткости. Их величина зависит размера рабочей детали.

Ножницы

Главное требование к ножницам, которыми пользуются дети — безопасность. Для ребёнка покупают ножницы с круглыми концами. Перед началом детского творчества взрослый человек должен проверить качество функционирования механизма, так как ножницы с неразработанными рычагами могут быть опасны для ребёнка.

Длина лезвия детских ножниц составляет примерно 10-12 см. При вырезании больших деталей можно использовать более длинные модели.

Важно! Прежде чем учить детей работать ножницами, необходимо познакомить их с техникой безопасности, состоящей в следующем:

  1. Во время работы нельзя ими размахивать и играть.
  2. Передавать их следует кольцами вперёд, взяв за сложенные лезвия.
  3. После использования инструменты убираются на место.
  4. Хранят ножницы в коробках или высоких подставках кольцами вверх.

Аппликации из геометрических фигур « Животные»

Эта методика развития направлена на возраст от 5 до 6 лет. В это время ребенок уже имеет хорошее представление, из каких фигур состоит тело того или иного животного. Как сделать геометрическую аппликацию для ребенка? Сегодня мы будем клеить собаку.

В составе бумажной конструкции имеется: голова в виде круга, туловище в форме овала, лапы из маленьких прямоугольников и овалов, шея в виде цилиндра. Для украшения в области шеи мы сделаем небольшой бантик из двух треугольников.

Перед началом занятий, необходимо подготовить следующие инструменты:

  • ножницы;
  • линейка;
  • кисточка.

Из материалов нам понадобится:

  • цветная бумага или картон;
  • белый лист бумаги в формате А4;
  • клей в виде карандаша.

Мастер класс для геометрических аппликаций своими руками проходит в несколько этапов:

Обратную сторону смазываем клеевым составом. Сначала приклеиваем голову, после этого остальные части тела животного. Завершающим действием будет красивый бантик яркого цвета.

Композиции для 3–4 классов

Ученики указанных классов могут создавать более сложные композиции и представлять их в качестве домашнего задания. Кроме того, такие поделки помогают ребёнку сконцентрироваться, а также увлечься на некоторое время.

Школьники 3–4 классов с удовольствием изготавливают цветы из цветной бумаги, которые могут стать отличным подарком для мамы, бабушки или сестры. В зимнее время нередко им приходится создавать аппликации на зимние темы, где можно изобразить различных птиц, прилетающих на зимовку и питающихся из кормушки.

На самой простой аппликации можно изобразить клоуна, поскольку для его создания потребуются яркие элементы. Выбор цветов будет зависеть от пожелания ребёнка и наличия бумаги в доме.

Ход работы:

Проявив фантазию, из геометрических фигур можно не только строить дома, но и возводить более сложные строения. Например, можно сделать замок. Для него потребуется вырезать квадраты и прямоугольники, которые будут выполнять роль стены башни. На каждой стене следует разместить треугольную крышу, на которую можно поместить такой же треугольник или прямоугольный флажок.

Стены замка украшают окнами различных размеров и форм. Подбор фигуры для окон будет зависеть от фантазии ребёнка.

Созданный малышом замок можно дополнить расположенными рядом луной и звездами. Можно предложить создать рядом с замком лес из различных деревьев или прочие детали.

Рассмотренный возраст (9–10 лет) позволяет создавать более сложные композиции и использовать большее количество геометрических форм. Проявив усидчивость, ребенок сможет получить различные картины и порадовать своих родителей талантами.

Аппликации из геометрических форм являются довольно простым способом занять ребёнка минимум на полчаса. Они помогают развить усидчивость, фантазию и мышление. Главная задача родителей – в зависимости от возраста подобрать наиболее подходящую картину, с помощью которой ребёнок увлечено будет заниматься приклеиванием геометрических фигур.

Используя шаблоны, которые удастся распечатать на принтере, можно провести время со своим ребёнком увлекательно и с пользой, а готовыми поделками украсить комнату или отправить их на конкурс.

Еще один способ создания ракеты из геометрических фигур представлен в следующем видео.

Источник

Идеи геометрических аппликаций для дошкольников

Окружающий мир – неисчерпаемая сокровищница идей для детского творчества. Немало изображений можно выполнить из кругов, треугольников и прямоугольников разного цвета и величины.

Простое задание с варьированием зеленых фигур – шапки деревьев разной формы. Взрослым несложно вырезать коричневый ствол с некоторым разветвлением, а дети могут прикладывать разные фигурки зеленого цвета, которые будут символизировать крону.

Этот опыт можно использовать для формирования композиций из геометрических фигурок.

Забавных зверьков и их веселые мордашки, явления природы, дома и машины, самолеты и ракеты – хорошие темы для геометрических аппликаций. Чем старше дети, тем сложнее должна быть творческая часть задания.

Они должны научиться формировать из одних и тех же фрагментов разные фигурки, которые можно резать на части или пополам.

Транспорт

Юным художникам бывает сложно нарисовать технические объекты – танки, корабли, автомобили. Аппликацию «машина» из геометрических фигур выполнить намного проще, чем нарисовать красками или фломастером.

Интересен сам процесс подбора нужных «деталей», из которых выкладывается автобус, грузовик или легковой автомобиль.

Для грузовика, который любят делать мальчики, понадобится 2 прямоугольника (корпус), светлый квадрат (стекло кабины), 2 больших круга (шины) и 2 поменьше черных круга (колеса).

Понимание того, что все в окружающем мире состоит из отдельных элементов – важная часть воспитательного процесса. Если дети сами способны вырезать необходимые составляющие, от взрослых потребуется помощь в том, чтобы определить очередность «сборки автомобиля».

Животные

Детям проще сделать цветы или траву, чем выполнить мордашку. Некоторые изображения состоят, в основном, из туловища и головы, их делать намного проще, чем «оживлять» животных.

Чтобы ребенок не боялся трудностей, предложите собрать фигурку лисы из геометрических фигур – аппликацию из треугольников:

  1. Два больших треугольника оранжевого цвета – голова и туловище лисенка.
  2. Для оформления мордочки нужны 2 оранжевых элемента (уши), 1 черный (носик) и 2 белых (глазки).
  3. Хвостик состоит из оранжевой и белой половинок.
  4. Еще 1 белый треугольник оформит грудку животного.

Можно дорисовать зрачки глазок или оставить, как есть. Лисичку можно усадить на травку, осеннюю полянку или сугробы снега.

Цветы

Любимая всеми девочками тема. Задание выполнить аппликацию во 2-м классе предлагается дифференцировать – предложите девочкам цветы, а мальчикам машины.

Школьники уже имеют навыки работы с цветной бумагой. Поэтому лучше предложить им сложное задание – объемную аппликацию из геометрических элементов в виде цветочной композиции.

Ракета

Этот летающий объект нередко предлагают выполнить детям накануне дня космонавтики. Дошкольник сам способен выложить ее из нескольких геометрических фигур:

  • 3 треугольника;
  • 2 круга;
  • 3 квадрата.

Цвет можно варьировать или подобрать в соответствии с предложенным образцом. Соединить элементы воедино и склеить не составит труда. Скрытая сложность – в симметричном (зеркальном) соединении треугольников и наложении квадратов, символизирующих раздельные части ракеты.

Треугольник

Треугольник — это такая фигура, которая образуется, когда три отрезка соединяют три точки, не лежащие на одной прямой. Эти три точки принято называть вершинами, а отрезки — сторонами.

Виды треугольников:

  • Прямоугольный. Один угол прямой, два других менее 90 градусов.
  • Остроугольный. Градус угла больше 0, но меньше 90 градусов.
  • Тупоугольный. Один угол тупой, два других острые.

Свойства треугольника:

  • В треугольнике против большего угла лежит большая сторона — и наоборот.
  • Сумма углов треугольника равна 180 градусов.
  • Все углы равностороннего треугольника равны 60 градусам.
  • В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Рассчитать площадь треугольника можно несколькими способами по исходным данным, давайте их рассмотрим.

  1. Если известна сторона и высота.

    S = 0,5 × a × h, где a — длина основания, h — высота, проведенная к основанию.

    Основание может быть расположено иначе, например так:

    При тупом угле высоту можно отразить на продолжение основания:

    При прямом угле основанием и высотой будут его катеты:

  2. Если известны две стороны и синус угла.

    S = 0,5 × a × b × sinα, где a и b — две стороны, sinα — синус угла между ними.

  3. Если есть радиус описанной окружности.

    S = (a × b × с) : 4 × R, где a, b и с — стороны треугольника, а R — радиус описанной окружности.

  4. Если есть радиус вписанной окружности.

    S = p × r, где р — полупериметр треугольника, r — радиус вписанной окружности.

Периметр треугольника — это сумма длин трех его сторон.

P = a + b + c, где a, b, c — длина стороны.

Формула измерения периметра для равностороннего треугольника — это длины стороны, умноженная на три.

P = 3 × a, где a — длина стороны.

Учим геометрические фигуры с малышами: главные правила

Важно: Как научить ребенка называть и различать геометрические фигуры легко и быстро! Для этого нужно придерживаться определенных правил. При хаотичном, непоследовательном обучении малыш может путать фигуры, не видеть их похожесть и различность

  • Педагоги настаивают, при домашнем обучении сделать главными правилами систематичность, последовательность, доступность. Не надо истязать себя и ребенка какими-либо заумными заданиями и пособиями, достаточно использовать развивающие книжки, игрушки (конструкторы, кубики, машинки, кукольную посуду) и привычную окружающую обстановку (предметы мебели, быта, посуду).
  • Знакомство с новыми фигурами обязательно проводить в исследовательской деятельности: предложить крохе ощупать, обвести пальчиком контур, «прорисовать» в воздухе, сложить фигуры вместе, прокатывать, просовывать в отверстия.
  • Ребенок быстро освоит новый материал, если будет практически действовать с ним в играх, творческой деятельности, рассматривании и чтении книжек, бытовых процессах. Например, при знакомстве малыша с квадратом можно предложить ему найти квадратные предметы в окружающей обстановке: сиденье у детского стульчика, носовой платочек, грань кубика, салфетка. Во время прогулки спросить, какой формы скамейка в сквере, стена дома, сумка у мамы, мячик, в который играют старшие ребята. При этом сам взрослый четко и понятно называет все геометрические фигуры, которые встречаются малышу.
  • Хорошо, если при обучении взрослые будут использовать стишки, сказки, загадки, мультики, героями которых становятся геометрические фигуры. Можно не только читать их, но и рисовать под ритмику стиха. Эти приемы сделают обучение увлекательным, помогут активизировать процессы внимания, мышления, речи.

Загадки в стихах

Нет углов у меня и похож на блюдце я, на тарелку и на крышку, на кольцо и колесо. Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня (круг).

Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представить рад. Как зовут его? (квадрат).

На фигуру посмотри и в альбоме начерти, три угла, три стороны меж собой соедини. Получился не угольник, а красивый (треугольник).

Вот такая есть окружность — очень странная наружность. Круг приплюснутым стал, получился вдруг (овал).

Растянули мы квадрат и представили на взгляд. На кого он стал похожим или с чем-то очень схожим?
Ни кирпич, ни треугольник — стал квадрат (прямоугольник).

Сказка «Два брата» (взрослый рисует под ритмику стиха)

Давным-давно в темном лесу в фигурной избушке жили-были два брата, два квадрата. И были они близнецами. Убедитесь сами:
Видите на картинке – у каждого 4 стороны, 4 угла и 4 вершинки.
Гулял как-то первый квадрат между кустами, стучал по дорожке четырьмя уголками.
А звери говорят: «Кто это? Первый квадрат или его брат, второй квадрат? Как же они похожи!
Помните на картинке: 4 стороны, 4 угла и 4 вершинки.
Надоело квадрату, что его путают с братом, и решил он измениться, в другую фигуру превратиться.
Взял он ножницы и срезал себе четыре уголка. В круг превратился и по дорожке покатился.
И живется теперь братьям чудно, перепутать теперь братьев трудно:
Один катается по дорожкам, другой ходит на четырех уголках — четырех ножках.
До сих пор дружат два брата — круг с квадратом!

Важно: Особенности восприятия детьми геометрических фигур совсем не такие, как у взрослых. Например, взрослый видит предметы сообразно формам (кастрюля — цилиндр, окно — прямоугольник)

Ребенок, наоборот, сначала форму опредмечивает (квадрат — воздушный змей, треугольник — крыша дома, круг — мячик, несколько кругов — очки, бусы). При правильном обучении он начинает абстрагироваться от предметов и воспринимать в окружающем знакомую фигуру, например, стакан как цилиндр (цилиндрической формы), крыша как треугольник (треугольной формы), мяч как шар (круглой формы).

Виды аппликации

Аппликация бывает простая, сложная, комбинированная. Можно начать с самых простых предметов и развивать навык до сложных композиций, составленных из разных материалов.

Рассмотрим несколько видов геометрической аппликации:

  • нарисовать рисунок – заготовку, разрезать его на несколько геометрических фигур, сложить детали в коробку и вместе с ребенком склеить рисунок обратно. Для облегчения задачи, оставить контур рисунка, карандашом пометить расположение деталей;
  • нарисовать рисунок, без прорисовки деталей. Линиями обозначить цветовые контуры внутри картинки. Вырезать необходимое количество штук мелких геометрических фигур (разноцветные треугольники, квадраты и т.д.), закрыть фигурой нужного цвета, соответствующий сектор на шаблоне;
  • нарисовать и вырезать несколько геометрических фигур разной формы и цвета. Из них собрать разные фигурки и приклеить на лист основу.

С ребенком постарше можно создать объемные фигуры аппликацию. Эффект объема получается за счет того, что некоторые детали композиции не проклеиваются, а загибаются определенным образом.

Рисуем

Во время совместного рисования с ребенком также не забывайте произносить названия форм. «Так, нарисуем квадрат, теперь треугольник – получился домик», «Нарисуем круг, овал, палочку, палочку – получился человечек».

Примерно с 1,5 лет малышу уже можно предлагать обводить фигуры по трафаретам. Первые трафареты с геометрическими фигурами вы можете сделать самостоятельно из плотного картона, т.к. готовые трафареты, как правило, очень малы для самых первых опытов рисования. Первые трафареты для Таисии я сделала из не очень удачного набора карточек (картинки были не очень, а вот картон отличный), четырех основных фигур нам хватило за глаза (размер наших трафаретов 8×8 см).

Года в 2 Таисия полюбила рисовать по небольшим трафаретам (еще вариант), а также в этом возрасте мы начали обводить с наружной стороны блоки Дьенеша, это было не менее интересно, хотя и потруднее.

Ход занятия:

Восп.: Ребята, посмотрите кто к нам пришёл в гости!

Дети: Мишка!

Восп.: Мишка что-то грустный, плачет… Что случилось у тебя, мишка косолапый?

Мишка: Я заблудилсяяя! Шел к другу Зайцу в гости и потерялся в лесу! Знаю только, что норка, где он живёт – вот такой формы (очерчивает в воздухе круг)

И вот я нашёл в лесу указатель с загадками, а про что они-не знаю…

Восп.: Поможем, ребятки, отгадать Мишке загадки?

Дети: да!

1 загадка:

Нет углов у меня и похож на блюдце я,

Не медаль, не блинок,

Не осиновый листок

Вы подумайте друзья

И скажите Кто же я? (круг).

Воспитатель вешает картину с изображением круга. Предлагает детям взять круг и обследовать его, предлагает его покатать.

2 загадка:

Три мои стороны, могут разной быть длины.

Где стороны встречаются — угол получается.

Что же вышло посмотри! Ведь углов то тоже три.

Вы подумайте друзья и скажите кто же я? (треугольник)

Воспитатель вешает на доску картинку с изображением треугольника. Предлагает детям обследовать треугольник.

Молодцы! Слушайте дальше.

3 загадка:

Четыре угла и четыре сторонки,

Похожи точно родные сестренки.

Фигура знакома для многих ребят,

Его вы узнали ведь это…. (квадрат)

Воспитатель вешает на доску картинку с изображением квадрата. Далее предлагает детям обследовать квадрат.

4 загадка:

Все углы мои прямы,

Есть четыре стороны,

Но не все они равны.

Я четырехугольник

Какой?. (прямоугольник).

Воспитатель вешает на доску картинку с изображением прямоугольника. Предлагает его обследовать.

5 загадка:

Мальчик круг нарисовал – убежал,

Тут слоненок проходил — наступил

И из круга получился… овал!

Воспитатель вешает на доску картинку с изображением овала. Предлагает его обследовать.

Восп.: Молодцы ребята! Помогли Мишке отгадать загадки! Теперь он знает, в какую сторону ему идти!

Вы хорошо знаете геометрические фигуры, поэтому давайте с Мишей поиграем в игру и немножко отдохнём…

Пальчиковая гимнастика:

Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5

И фигуры называть:

Вот квадрат, а вот кружок

Треугольник и овал,

А еще прямоугольник,

И не трудно сосчитать

Их по счету ровно пять.

Мишка: Ой, здорово поиграли! Я тоже знаю весёлую игру. Хотите покажу?

Физкультминутка:

1,2,3 – повернись и в медведей превратись.

Три медведя шли домой (изображают медведей)

Папа был большой-большой (поднимают руки вверх)

Мама с ним поменьше ростом, (руки перед грудью)

А сынок – малютка просто, (присесть)

Очень маленький он был

С погремушкою ходил. (руки в кулачках, изображают погремушку)

Дзинь-дзинь-дзинь.

1,2,3 – повернись и в ребяток превратись.

Восп.: Ой, ребята, а после зарядки фигуры наши совсем запутались, им нужно помочь. Давайте ответим им на вопрос, «который по счету» и подскажем геометрическим фигурам их места.

Круг – первый

прямоугольник –четвёртый

квадрат – третий

треугольник-второй

овал пятый.

Вот теперь порядок.

Восп.: Ребята, а теперь Мишка поиграет с вами в игру, которая называется «Угадай, какая фигура спряталась?».

Воспитатель располагает фигуры по всей доске, затем просит детей закрыть глаза, и прячет одну фигуру, дети открывают глаза и отгадывают, какая фигура спряталась (игра повторяется 2-3 раза).

Мишка: Ребята, с вами очень хорошо и весело, но мне пора идти к Зайцу. Теперь я знаю, благодаря вам, что его дом похож на Круг. И ни за что не заблужусь. Спасибо!

Восп.: Передавай от нас Зайчику привет и маленькие рисунки. Ребята! Я раздам вам сейчас листочки. Нарисуйте на нём квадрат красного цвета, круг синего цвета, треугольник жёлтого цвета, овал зелёного цвета, прямоугольник коричневого цвета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector