Символы и элементы мезенской росписи, узоры

Кратко о мезенской росписи… не получится

Символы мезенской росписи – это морфология древних северных народов. Сам рисунок ее имеет много ярусов, что говорит о шаманизме. В мезенской росписи животные обычно нарисованы внизу и посредине орнамента, верх мезенской росписи – птицы. Кони черного и красного цвета могут означать мир живых и мир мертвых. Солярные знаки намекают на божественное присхождение.  Лошади в мезенской росписи могут являться и оберегами. Как голова коня на коньке крыши избы, которую и сейчас часто можно увидеть в деревнях и селах.

Каждый ряд друг от друга отделяют полосы, на которых рисунок повторяется. Прямая линия, возможно, обозначает Землю и Небо. Если она наверху – то значит твердь небесная, внизу – земная

Если вы хотите знать, как нарисовать мезенскую роспись, то на эти нюансы обязательно надо обращать внимание и знать, что значит тот или иной символ

Древние мифы, не все, но очень многие, гласят: первого человека боги сотворили праха, земли и глины. Потому земля для наших предков – это праматерь. Ее в мезенской росписи изображают в виде квадрата.

Важный символ мезенской росписи – вода.
Ее воспринимали не только как реки и озера, но и как дождь. Ведь не будет дождя – не будет и урожая. Косая полоса и орнамент на ней как раз и отвечают за ливни и грозы.

Волнистая линия характерна для любых рисунков мезенской росписи. Скорее всего она означает реки, озера, моря, так как постоянно сопровождает водоплавающих птиц.

Короткие штришки, разбросанные по всему рисунку мезенской росписи – это ветер или воздух. Он является важным, первоосновным элементом всей природы. Часто ветер представляли в виде духа, которого можно почувствовать, но не увидеть. У славян был для него даже отдельный бог – Похвист, который управлял ветрами и бурями.

В орнаменте мезенской росписи можно увидеть и обуздание стихий: штрихи как будто нанизаны на прямые линии, которые нарисованы крест-накрест. Больше всего этот знак будет похож на лопасти ветряной мельницы – ветер был пойман и поставлен в услужение человеку.

Огонь
Очень сильная часть всего орнамента. Огонь и страшная сила, неуправляемая стихия, и то, что не дает погибнуть человеку в холода, позволяет готовить пищу и так далее. К тому же огонь – это еще и божественная энергия.

Предки наши думали, что огонь живой. Он стареет, умирает, его надо раз в год приносить из святилища и зажигать заново, чтобы новорождённый огонь был сильный, яркий, горячий. Возможно он был воплощением солнца, как бы сейчас сказали – аватаром.

По мнению этнографов, знак огня – это круг или спираль. Так как это схематично изображает движение солнце по кругу. В мезенской росписи спирали есть везде, они раскиданы щедро, и как солнце согревают весь узор.

Спираль в принципе имеет довольно много самых разных значений. В славянской символике это может также означать коловорот – то есть годовой цикл. Если спираль рисуется как нисходящая, то это знак женского начала, а восходящая – мужского. Двойная спираль была оберегом и символизировала собой плодовитость и рождение здоровых детей, большую семью.

Мезенские рисунки несут в себе тему плодородия. На них можно найти поля, семена, растительные и цветочные узоры, плоды. Если узор располагается в два ряда, то символика изобилия будет нанесена в шахматном порядке.

В орнаментах мезенской росписи можно найти большое количество разных птиц. Обычно они значат добрую весть. Больше всего таких узоров можно найти на берестяных туесах.

Любили старые матера рисовать деревья – на прялках с мезенской росписью было обнаружено изображение ёлок. Любопытны композиции из трех деревьев: два стоят на одинаковом расстоянии от центрального, которое заметно больше их. Такие же рисунки были найдены и на мебели в старинных домах.

Есть оригинальный вариант рисования коней в мезенской росписи, украшенных перьями. У них очень длинные и тонкие ноги по отношению к телу, окраска таких лошадок ярко-красная. А вот туловище коня украшалось узором в виде решетки. Они были совсем непохожи на описанных выше животных. Есть рисунки где, на лошадях сидят всадники, вступившие в бой друг с другом. Часто у ног лошадей таких были изображены солярные знаки.

Олени в мезенский росписи изображаются точно так же, единственное отличие – на голове у них есть черные рога, закинутые на спину.

Мезенская роспись доски: мастер-класс от профессионалов

Попробуйте сделать такую доску, как предлагает этот мастер-класс, и ваш интерьер украсится настоящим шедевром, который не купишь в магазине. Удовольствие гарантировано, как и восхищенные оценки гостей и домочадцев. Если сомневаетесь, что сможете сами детально продумать рисунок — в интернете можно скачать картинки или раскраску и сделать из нее трафарет.

Попробуйте сделать такую доску, как предлагает этот мастер-класс

Для мезенской росписи по посуде потребуются следующие материалы:

  • обычная разделочная кухонная доска — болванка (некрашеное дерево);
  • гуашь;
  • кисточки 1, 3 и 5;
  • карандаш простой;
  • линейка;
  • ластик;
  • коей ПВА;
  • кисточки для клея и лака;
  • лак для дерева.

Процесс:

  1. По поверхности доски нужно нанести клей. Отложить в сторону, чтобы клей полностью высох. Ограничьте доступ к изделию домашних животных — их, как магнитом, тянет к таким вещам.
  2. После того, как доска просохла, на переднюю сторону необходимо нанести цвет фона (охру). Работу вести самой крупной кистью, не меньше пятерки.
  3. Простым карандашиком набросать базовые линии выбранного узора.
  4. Далее покрыть коричнево — красным цветом верхнюю часть рукоятки доски, основную ее часть и боковины.
  5. Далее обвести контуры основного узора коричнево — красным цветом. Эта работа выполняется кисть номер три. Верхнюю полоску поделить на треугольники. Низ разделить на автономные клетки.
  6. Сделать набросок базовых частей сюжетной линии в середине доски: прорисовываем контуры лошади, солнце, орнаментные дуги по верхнему краешку полосы клеток.
  7. Закрасить фигуру коня. Нарисовать птиц (одна птичка — на ручке, другая — в основной композиции).
  8. Добавить в клеточный узор диагональные линии.
  9. Теперь в действие входит черный цвет. Узор разбавляется деталями (треугольники, капельки, завитушки, кружки, волнистые линии). Работу необходимо выполнять тонкой кистью первого номера.
  10. Рисуется верхняя полоса орнамента деталями черного цвета.
  11. Затем прорисовывается грива, ноги. Хвост коня. Сделать набросок крыльев птички в полете. Нарисовать солнечные лучи.
  12. Довести до конца птицу вверху доски.
  13. Нарисовать елку и еще одну птичку в полете. Под конем нарисовать полоску завитушек.
  14. Композиция дополняется мелкими деталями (завитушки, ветер, мошки).
  15. Расписанную поверхность доски покрыть бесцветным лаком. Обратную сторону красить не надо — она может потребоваться для разделки продуктов.

Техника выполнения

В наше время техника палащельской росписи сохранила свою знаковость и символизм. Как и в старые времена, работа выполняется мастерами полностью вручную. Изменились лишь инструменты для нанесения картинки. Ведь в древности схемы наносили тоненькими палочками и птичьим пером.

После создания узора или орнамента поверхность предмета покрывают олифой для того, чтобы сохранить яркость красок. А также для того, чтобы изделие не темнело.

На севере страны — Архангельске и Северодвинске работают предприятия по производству сувенирной продукции.

Кроме кулонов с символикой, можно приобрести подносы, декоративные доски и колокольчики, тарелки, солонки, шкатулки и многое другое.

Мезенская роспись картинки

Для нанесения рисунка на деревянной досочке художнику понадобятся кисти, краски чёрного и красного цветов, чертежная линейка, карандаш и ластик, лак для покрытия готовой работы.

Процесс росписи достаточно кропотлив из-за прорисовки мелких деталей:

  • толстой кистью на переднюю поверхность предмета мастер сначала наносит фон (охру);
  • деревянная заготовка разлиновывается карандашом на части, таким образом, чтобы в середине осталось достаточно места для нанесения центрального орнамента;
  • вверху и внизу по краям делаются эскизы многоуровневых рядов для будущих символов;
  • следующий этап – детальный набросок главных мотивов рисунка, а затем и второстепенных;
  • далее следует работа с красками. С помощью палитры и кисточки красным цветом закрашивают все элементы и символы, а также линии;
  • фигуры основной композиции заливают равномерно одним тоном;
  • после этого этапа изделию дают высохнуть в естественных условиях на воздухе;
  • затем художник начинает работать с гуашью чёрного цвета, прорисовывая уже детали основного орнамента, например, гриву или хвост коня, солнечные лучи или крылья птицы в полёте;
  • в верхней и нижней частях прорисовывается композиция, дополняясь символичными элементами;
  • после высыхания краски остатки карандаша удаляются ластиком;
  • в завершение расписанную поверхность покрывают лаком и отправляют сушиться в печь.

История

Город Мезень был основан в XV—XVI веках на месте Окладниковой слободы и Кузнецовой слободы Мезенского уезда. С 1708 по 1780 год в составе Архангелогородской губернии.

Слобода преобразована в город указом Екатерины II от 25 января по ст. стилю 1780 года. В составе Архангельской области Вологодского наместничества. С 1784 года Мезень находилась в Архангельском наместничестве, с 1796 года по 1929 год — в Архангельской губернии.

В XVIII—XIX веках Мезень сохраняла старинный бытовой уклад: вдоль реки тянулась одна длинная улица с деревенскими избами по обеим сторонам, с двумя бревенчатыми церквями и множеством ветряных мельниц на окраине.

В 1790-е годы, в казённых зданиях располагалась Нижняя воеводская канцелярия, где находились городской магистрат и словесный суд. В бывшем воеводском доме поселился мезенский городничий.

Схемы и картинки декоративных изображений мезенской росписи

Из перечисленных элементов мезенские мастера создавали бесчисленное количество сюжетов. Среди символов природы в этих росписях появлялись главные герои: птицы, растения и животные. Сложность задачи состояла в том, чтобы вписать в картину мира живые существа, обладающие определенной индивидуальностью, имеющие свою ценность и свою жизненную задачу, и при этом сохранить гармонию.

Животные

Довольно часто в свои композиции включает мезенская роспись другое животное, это олень. Некоторые исследователи утверждают, что олени – символ свободы, символ тяготения поморов не к центру, а к северу, северным народностям, с которыми дружили, заключали родственные союзы, с которыми старались делиться опытом и знаниями.

Деревья и цветы

Деревья – источник жизненных сил и резервов, символ роста и стремления к лучшему.

Русский север – заповедная земля, на которую сегодня мы смотрим с надеждой и пониманием: среди суровой природы и жизненных трудностей сохранились цельные характеры, крепкие русские люди с правильными жизненными ценностями. Воздействие народного искусства северных промыслов может быть очень глубоким.

Практическое руководство по выполнению мезенских узоров представлено в статье: «Мастер-класс по мезенской росписи для начинающих: поэтапное рисование».

Мезенская роспись – техника выполнения

Как в древности, так и сейчас выполняется мезенская роспись поэтапно:

  1. Изготовлением заготовок утвари могли заниматься все члены семьи художника и даже он сам. В редких случаях готовые изделия приобретались у других ремесленников.
  2. Предварительно изделие ничем не покрывали и не грунтовали. Деревянная поверхность должна быть натуральной, очищенной от грязи и высушенной до естественных пределов.
  3. На древесину очертания узоров наносились красной краской специальной деревянной тиской преимущественно в один мазок.
  4. После создания композиции и очертаний, мастера переходили к более точной прорисовке деталей самодельными кистями или перьями.
  5. Когда узор был полностью нанесен, изделие оставляли при комнатной температуре для высыхания красителей.
  6. В завершение мезенская роспись покрывалась олифой для придания насыщенного золотистого цвета и льняным маслом для мягкости.

↑ Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода.

Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Техника нанесения рисунка


Особенность мезенских узоров заключается в повторении форм предметов, на которые они наносятся. Центральную позицию в картинке занимает сюжет, который мастер хотел бы донести. Любое изображение разделяют на несколько ярусов, вверху рисуется символика неба и солярные знаки, в средних ярусах «обитают» представители местной флоры и фауны, а снизу можно увидеть элементы, обозначающие плодородную землю и водные ресурсы. Визуально мезенская роспись по дереву чем-то напоминает зашифрованное послание, которое предки хотели передать своим последователям. Сообщение, закодированное в необычных черточках, завитках, точках, объединенных в единый орнамент, действительно несут в себе некий скрытый смысл. Выразительная графика позволяет создать любой сюжет, используя различные элементы и меняя их месторасположение.

Освоить технику палащельской росписи несложно, главное — изучить подробно всю символику и последовательность нанесения красок на изделие. Многочисленные мастер-классы в подробностях демонстрируют процесс рисования замысловатых узоров. Чтобы изобразить самобытный орнамент, художнику нужно вооружиться доской или любым другим предметом из дерева, красками и кистью. Что касается традиционной технологии рисования, то она выглядит следующим образом:

  • Для нанесения изображения используются только предметы быта, изготовленные из негрунтованного дерева. В качестве красок выступает охра (красный цвет), сажа или сурик (черный цвет), которые используются по сей день. В прошлом веке рисунки наносились специальной палочкой из древесины (тиской), перьями птиц или кисточкой, изготовленной из человеческих волос. Сейчас используются обычные кисти.
  • Рисунок аккуратно наносится на деревянную поверхность. Сперва используют красный оттенок, затем изображение обводится черной краской.
  • Готовую картину покрывают олифой, что добавляет изделию блеска и золотистого цвета. Такое покрытие способно надежно защитить рисунок от воды или повышенной влажности.

Многоярусное изображение позволяет мастерам показать все миры — небесный, земной и подземный. Например, внизу можно нарисовать оленей или коней, посередине к ним можно добавить различных пернатых, а вверху изобразить парящих птиц. Отличительной чертой мезенской росписи доски являются разнообразные геометрические фигуры

Если рисунок наносится с двух сторон, нужно уделить особое внимание совпадению линий. При этом сюжет на тыльной и лицевой стороне может быть разным

Впереди мастера рисуют сцены из обычной жизни народов Севера России, а сзади изображается прекрасный природный мир.

Символы изобилия: чудо сотворения жизни из основных элементов

Количество сюжетов мезенской росписи, при всей ограниченности художественных средств, может быть бесконечным. Основные сочетания знаков в них повторяются.

Важнейший символ изобилия и благосостояния – ромб. Сознание воспринимает его как видоизмененный квадрат, символ зачавшей земли. Логическое продолжение ромба – множество ромбов, их цепочка, говорящая о роде, череде рождений, непрерывности жизни.

Символы благополучия размещали на одежде и полотенцах, использовали при украшении жилищ. Основные фигуры дополнялись символами энергии, изображениями растений, цветов и плодов. Для кого-то главным центром композиции становился крест, дополненный четырьмя спиралями. Кто-то делал основой композиции квадрат, символ земли и стабильности, кто-то окружал ромб цветущими растениями.

Предлагаем посмотреть интервью мастера мезенской росписи Куликовой И.Ю., которая рассказывает об истории и значении узоров.

Для каждого мастера или мастерицы, для каждой прялки, братины, вышивки композиция, призывающая благополучие и изобилие, была строго индивидуальной. Это было действительно сакральное творчество. При этом азбука росписи должна была использоваться грамотно, общая схема соблюдалась, неписанные правила никогда не нарушались. Самым важным считалось не достижение личного успеха, а сохранение общей гармонии мироздания. Эти же законы следует выполнять художникам, которые учатся мезенской росписи сегодня.

Узоры в простой и косой клетке

Рассмотрим несколько сюжетов, расположенных внутри квадрата или ромба (простой или косой клетки).

Самый простой рисунок в квадрате со сторонами красного цвета может изображать несколько извилистых линий, нарисованных сверху вниз. Таких линий может быть от пяти до десяти. Они изображают дождь, влагу, и одновременно процесс обработки земли. Цель рисунка: материальное благополучие, плодородие, хороший урожай.

В квадрате может располагаться символ растения (четырехлистник), дополненный столькими же круглыми элементами (тепло и солнце в достаточном количестве). Та же молитва о хорошем урожае, но уже более широко читаемая (пожелание благополучного климата не только для растений, но и для семьи, детей). Как видите, рисунок не обязательно включает все четыре элемента, той энергии, недостаток которой ощущается, может быть больше.

Ленточный орнамент

Как и вся мезенская роспись, узоры ленточного орнамента основаны на повторяемости элементов.

Обрамляется обычно двумя линиями (прямой и извилистой, земля и вода). Большое количество одинаковых символов дает динамику, энергию для достижения цели, символизирует непрерывный и благополучный ход жизни.

Основные элементы простого орнамента в мезенской росписи:

  1. Земная твердь – прямая линия.
  2. Сырая земля (мать всего живого) – две прямые линии с одной извилистой между ними.
  3. Треугольники (горы) – символ роста.
  4. Ромб (с крестом, квадратом или точками внутри) — вспаханное, засеянное поле.
  5. Корни, цветки, ростки, семена.

Таким образом, самые распространенные орнаментальные ленты могут состоять из повторяющего цветочного узора (символ цветок), цветы разделены маленькими крестиками (тепло, свет, солнце) и окружены двойной или тройной полосой (прямой и извилистой). Этот орнамент – очень распространенный шаблон, своего рода констатация благополучия, выражение желания его продолжения, сохранения статус-кво. Орнаменты детских вещей и вещей для беременных чаще включали элементы, связанные с ростом (треугольники, семена).

Дополнительные элементы росписи

Эти элементы — самые тонкие и загадочные, передают эмоции мастерицы, завершают замысел. К ним относятся: зигзаг (и перышко), завиток (а также двойной и парный), спирали и знаки коловорота.

Выбор холста для начинающих

Очень важно, на чем вы будете учиться рисовать. Мезенская роспись – это декорирование деревянных поверхностей

Но так как обучение поэтапное, то отрабатывать каноничные элементы можно начинать на акварельной бумаге высокой плотности. Очень часто мастера предлагают на листе сделать подробный эскиз будущей работы, которая впоследствии перенесется на дерево.

Внимание! Мезенская роспись для начинающих – это еще и специальные прописи, которые помогают отработать навык прорисовки отдельных элементов. Если вам посчастливилось найти такое пособие в книжном магазине, оно будет отличным тренажером

Кое-какие картинки есть и в интернете, их можно распечатать и тоже использовать как прописи, но качество бумаги будет не лучшим.

Потому начинать обучение удобно с плотной акварельной бумаги, которая помогает понять, как ложится краска, как работает кисть, что получается после застывания краски. Начинайте всегда с простого рисунка, с самых легких элементов. Принцип «от простого к сложному» позволит поступательно изучить технику мезенских мастеров.

Сначала вы на акварельном листе красками прорисовываете отдельные элементы будущего изображения. Каждый элемент повторяете столько раз, сколько нужно для закрепления навыка. Затем из этих элементов составляется эскиз будущего изображения. Вы в карандаше, а затем и в цвете изображаете его на бумаге. Потом через трафарет он будет перенесен на дерево.

Дерево – это и есть главный мезенский холст. Обычно новички учатся расписывать разделочные доски, как наиболее удобные изделия для первых художественных проб. Затем в ход идут шкатулки, короба, подносы и сундуки. Деревянные ложки и лопатки тоже можно расписывать, как и гребешки. Дерево должно быть без пропитки, гладкое, качественное. Буковые, березовые, дубовые, доски из гевеи и акации – подойдут любые заготовки или доски из магазина, которые вы можете найти.

В данном видео показана расписанная деревянная домашняя утварь.

Прекрасно, если попадется вам заготовка из дуба. Если мастер-класс сначала пройден на бумаге, а затем повторен на деревянной доске, о «пробах кисти» останется не только эмоциональное воспоминание, но и вполне себе материальная декоративная вещь.

Мезенская Роспись- история, традиции!!

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ.

Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины. Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент. Пожалуй, это самое интересное в мезенской росписи. Каким то необъяснимым образом предметы с таким орнаментом притягивают, радуют глаз, источают тепло и свет. Причина здесь не только в том, что все изделия с мезенской росписью делаются вручную и мастер вкладывает в них свою душу, но и в том, что каждая чёрточка, каждый квадратик, ромбик орнамента мезенской росписи, равно как и каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны. Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до нашего времени. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками Мезенской росписи.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи: красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу, оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле, уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту, ёлочки — олицетворение мужской силы, мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.

Роспись выполняется в два цвета: черный — сажа и красный — охра. Когда-то краски приготовляли из красно-коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы — «таючей сере», а с конца XIX века вместо глины стали употреблять сурик. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления. В Северодвинске, Архангельске и других местах сейчас широко развернуто производство сувениров в мезенском стиле — подносы, чаши, солонки, декоративные доски, шкатулки и др. Среди изделий встречаются и колокольчики…

Символика узора

Мезенская роспись в своих картинках имеет характерную черту: ярусы, полосы. Чаще всего их на узоре находится 3 штуки.

Но, внутреннюю часть таких поясов украшали нанесением изображений:

  • Птицы находились только в верхней части.
  • Лошадей либо оленей рисовали в среднем либо нижнем поясе.

Историки сходятся во мнении, что каждый из ярусов отражает небесное, наземное и подземное деление мира. По особенной технологии украшали прялки: на ее изнаночной стороне размещали пояса и могли добавить надпись. Лицевую же часть разрисовывали ярусами и символами.

Мезенская роспись (картинки ее и узоры принято относить к языческим и религиозным основам) практически не отражает быт людей, а скорее использует изображения с подтекстом. Каждый символ орнамента имеет смысловой сюжет.

Выделяют так называемые солярные знаки – изображения солнца, круги, кресты. Выглядят они практически как свастика. На ложках изображали чаще всего коловорот. На карабейках рисовали только геометрические узоры, без персонажей.

Земля

Земля в мезенской росписи символизирует матерь всего живого, которая является кормилицей и основой существования. Изначально ее изображали в виде квадрата. Внутри него могли оставить послание. Например, точка означала урожайный год. Также землю изображали в виде ромба или треугольника.

Если область внутри фигуры заштриховывали, то это обозначало засеянное поле. Таким признаком являлось размещение внутри квадрата семечка. Также внутри квадратов рисовали символы плодородия, спирали, знаки огня.

Вода

Символ, обозначающий воду, в мезенской росписи обозначали волнообразной линией или зигзагами.

Жидкость означала не только небесную или земную стихию (реки), но и являлась символом зарождения новой жизни. Если рядом располагали знак земли, то это обозначало зарождение чего-то нового.

Огонь

Мезенская роспись (картинки с пламенем могли наносить на одежду, ставни домов) выделяет символ огня как стихию, находящуюся то в животворящем, то в разрушительном виде. Она изображена в форме круга, завитков и всех элементов, стремящихся к окружности.

Огонь олицетворяет жизнь, энергию. Он может передавать как созидательный смысл, так и убивающий все вокруг

Подчеркнуть важность огня можно двойными спиралями, коническими соляными знаками. В более поздней мезенской росписи обозначать огонь стали крестами или же его изображением в круге

Ветер (воздух)

Воздушные потоки изображают в виде коротких штрихов. Его символ является неотъемлемым орнаментом мезенской росписи, ведь он олицетворяет одну из стихий природы. Также, данный знак обозначает силу, являющуюся непредсказуемой.

Ветер изображают то, как неистовую стихию, то, как помощника людей. Мезенские ремесленники любили изображать обузданный воздух. Поэтому часто в рисунках он нарисован кружочком, словно нанизанным на прямые, скрещенные линии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector