Декоративное искусство

Введение

Декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры, признано одним из наиболее эффективных средств развития детей. В условиях духовного возрождения общества и роста его национального самосознания интерес к народной культуре как к корневой системе, питающей современное образование подрастающих поколений и способствующей их духовному оздоровлению, представляется вполне естественным.

Народное искусство — это уникальный мир духовных ценностей, воплощающий в себе духовную энергию народа, сохраняющий и развивающий нравственный потенциал этноса. Многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Р. Н. Смирнова и др.) писали о роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей и обнаружили, что искусство пробуждает первые яркие образные представления о Родине и ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Ю. В. Максимов попытался определить особенности детского восприятия произведений декоративно-прикладного искусства. Несмотря на присущую творческую активность, только через специальное образование может быть обеспечен высокий уровень развития основных творческих способностей (М.Н.Скаткин).

Виды народного промысла

На протяжении всей истории люди находились в теснейшей связи с окружающей природой. Она давала одежду и пищу, определяла ритм жизни, смену дня и ночи. Человек наблюдал за тем, что его окружает, и передавал эти наблюдения в своем творчестве.

Леса и горы, озера и луга дарили вдохновение. Человек старался перенести гармонию окружающего мира в свои работы, внести в них те же краски и формы, что видел в природе. Существует множество видов народных промыслов. Среди них наиболее популярными являются:

  • росписи;
  • изделия из ткани;
  • изготовление игрушек;
  • изделия из металла;
  • резьба.

Народные умельцы тонко чувствовали материал, с которым работали, будь то дерево или глина, кожа или кость, мех или тончайшие нити, сплетенные в ажурные кружева. В руках талантливых мастеров рождались настоящие шедевры: изящные, своеобразные, с определенными оттенками, орнаментами, с особым почерком и настроением.

Лучшие работы русских мастеров собраны в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Экспозиции знакомят с уникальными изделиями, созданными мастерами в разных уголках России: от жаркого юга до далекого холодного севера.

Мебель, утварь, одежда, игрушки — всё, над чем трудились русские народные умельцы, говорило об их любви к земле, на которой они живут. Авторы тонко чувствовали прекрасное, поэтому самые обычные бытовые предметы становились в руках художников произведениями искусства.

Красоту формам добавляли орнаменты, изображения растений и животных, сцены из жизни людей. Мастера переносили в работы свои впечатления от окружающего мира, при этом не имело значения, из какого материала созданы художественные изделия. Они могли быть коваными, ткаными, резными или расписными.

Из податливой березовой коры в умелых руках получалась красивая, прочная и удобная посуда. Пластичная глина после кропотливой работы, состоящей из ряда этапов, становилась крепкой, но хрупкой керамикой. Ее декорировали разнообразными элементами.

Уральские горки.

   Камней, которые используются в ювелирном деле, существует огромное множество. Ознакомиться с их разнообразием и неповторимой красотой самоцветов можно на примере Уральской горки. Горка из самоцветов – это не просто набор минералов. Если взять эти же самые камни и сложить в кучу, получится хаос, красивый, но хаос, а здесь — гармония и игра света и цвета. Человек, создающий ее, должен хорошо чувствовать камень, уметь творить из него красоту, которая привлекает и радует глаз, вызывает истинное наслаждение.

  Горки из самоцветов — истинно российский, точнее уральский продукт. Как искусство, они появились в XVIII веке на Урале и пользовались тогда хорошим спросом у вельмож и состоятельных купцов. Сегодня эти традиции продолжены современными мастерами, а их работы пользуются огромной популярностью. На конусовидной основе с помощью цемента крепятся образцы цветных поделочных и драгоценных камней, встречающиеся в природе. Камни монтируются в виде отдельных кристаллов, сростков кристаллов или друз, спилов. В какой-то мере этим способом имитируются природные условия залегания камня. Горки предназначаются для музеев, выставок, минералогических кабинетов.

Изобразительное искусство в младших классах

Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников позволяет детям вернуться к истокам народной культуры, к духовному наследию. В современном мире изучение богатств национальной культуры — важнейшая задача нравственного воспитания детей, превращения их в патриотов своей страны. В народных промыслах воплощается душа нации, пробуждается историческая память поколений. Воспитать полноценную личность, развить ее нравственный потенциал, эстетический вкус детей нельзя, если разговоры о творчестве сведутся к абстрактным рассуждениям. Ведь произведения умельцев являются иллюстрацией лучших качеств народного характера: это пробуждение уважения к собственной истории и традициям, любовь к родине в целом и к месту где родился в частности, скромность, стремление к прекрасному, чувство гармонии.

Как организовать воспитательный процесс так, чтобы любовь к родине не была просто красивой фразой, а действительно соответствовала внутренней сущности подрастающего поколения? Что можно предпринять, если нет спектаклей, раскрывающих ярко и образно тему патриотизма? В этом вопросе, безусловно, требуется комплексный подход. Задачи нравственно-эстетического воспитания должны решаться системно.

Чтобы ребенок понял, о чем идет речь, предлагается на уроке рассмотреть произведение народного декоративного искусства (любое). Пример такого произведения поможет разобраться в вопросе.

Современная эпоха требует обращения к самым истокам искусства. Хранение, приумножение народного творчества, развитие его традиций – такие непростые задачи стоят перед учителями, воспитателями, деятелями искусства.

Вологодское кружево

Знаменитые на весь мир вологодские кружева плетутся при помощи берёзовых или можжевеловых коклюшек из хлопчатобумажных или льняных ниток. Таким способом изготавливают мерную тесьму, покрывала, шали и даже платья. Вологодское кружево представляет собой узкую полоску, которая является основной линией узора. Пустоты заполняются сеточками и жучками. Традиционный цвет – белый.

Прикладное искусство не стоит на месте. Развитие и изменения происходят постоянно. Надо сказать, что к началу прошлого века, под воздействием развивающейся индустрии, появились промышленные мануфактуры, оснащённые скоростными электрическими станками, возникло понятие — массовое производство. Народно-прикладное искусство начало приходить в упадок. Лишь в середине прошлого века были восстановлены традиционные для России ремёсла. В художественных центрах, таких как Тула, Владимир, Гусь-Хрустальный, Архангельск, Ростов, Загорск и др., были построены и открыты профессионально-технические училища, подготовлены квалифицированные преподаватели и обучены новые молодые мастера.

Гусевский хрусталь

История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.

Гусевский хрусталь

Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.

Гусевский хрусталь

Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.

Филимоновская игрушка

Не меньшей известностью обладает центр народного промысла в деревне Филимоново под Тулой, где рождаются замечательные глиняные игрушки. Люди и животные, изготовленные мастерами, отличаются причудливостью формы и большой выразительностью. Это крестьянки, барыни, солдаты, коровы, наездники на лошадях, бараны. Филимоновские игрушки невозможно перепутать с другими, так как они несут свои неповторимые черты в форме лепки и росписи. Они играют всеми цветами радуги.

У ребёнка, увидевшего филимоновскую игрушку, обладающую нестандартными цветом и формой, пробуждается творческое начало.

Мозаика из минералов.

   Настоящие художники постоянно ищут свой стиль, чтобы в полной мере раскрыть свои идеи. Из минералов можно создать и мозаику, полную гармонии красок с мягкими, едва уловимыми теневыми переходами. Любя свой край, Хабаровский художник Павлишин Геннадий Дмитриевич не мог пройти мимо цветных камней, которыми так богата Приамурская земля. Сначала он использовал их при оформлении своих книг, которые экспонировались даже в геологическом музее города Хабаровска, затем приступил к созданию «Поэмы о Приамурье».

   Потребовалось более сорока разновидностей минералов и горных пород, большую часть которых Павлишин собрал сам на Зее, Кульдуре, в окрестностях Хабаровска. Подбирая цветные камни, художник не отвергал и те породы, которые не имели броской расцветки, были порой невзрачны на вид — это диорит, гранит, базальт, габбро, из них он «нарисовал» стволы и корни старых поваленных в лесу деревьев. Но больше всего в картине использованы кальцифиры Хингана и кульдурские офио-кальциты, уж очень обширна у них цветовая гамма — от черного и темно-коричневого до зеленого и сиреневого. Из них сделаны листья деревьев и трав. А вот на ствол крупного кедра пошла яшма, родонитом выложен ствол ели. Сумрачность векового леса скрасили яркие цветы из сиреневого чароита, лазурита и амазонита. Зоб каменного глухаря выложен ирнимитом — синей удской яшмой, этой геологической эмблемой края.

   Снежные сугробы хорошо переданы бруситом, вода — голубым халцедоном. Есть в картине и ювелирно-поделочные камни: сердолик, агат, нефрит, флюорит, ониксы, морион, малахит и другие минералы. Рама картины составлена из халцедона.

Художественная роспись в России

С древних времен на Руси расписывали продукция из дерева, металла. Оригинальными узорами и замысловатыми сюжетами украшали детские игрушки, мебель и прочие предметы быта. В разных регионах имелась собственная технология нанесения рисунка.

Городецкая роспись

Родина промысла – Поволжье. В небольших поселениях Нижегородской губернии нашлись настоящие умельцы данного ремесла. Деревушки раскинулась неподалеку от крупного населенного пункта под названием Городец.

Здесь регулярно проходили выставки и ярмарки, на которых мастера продавали собственную продукцию. Отсюда и пошло название ремесла.

Полховско-Майданская роспись

Искусство зародилось на юге Нижегородской области. В маленьком поселке Вознесенское деревушке Крутец и населенном пункте Полховский Майдан находился центр промысла. Впервые роспись из-под рук местных умельцев появилась сто лет назад.

Промысел формировался на базе развитого в тех окрестностях токарного дела. В качестве «объекта» для обработки умельцы брали матрешек, детские игрушки, пасхальные яйца.

Цветовая гамма была ограничена несколькими оттенками: зеленый, синий, желтый, красный.

Палехская роспись

Возникла относительно недавно, во времена СССР. Однако корни промысла находятся в глубокой древности. Благодаря шедевральным работам местных умельцев небольшое поселение в Ивановской области обрело мировую известность.

Палех помимо росписи может похвастаться миниатюрами и иконописью. Отличительная черта изделий – живописцы создают не простые орнаменты, а вырисовывают настоящие сюжеты с особым смыслом. Все детали в композициях прописаны до мелочей.

Роспись Жостово

Промысел зародился в 1825 году. Мастера специализировались на лаковой росписи подносов. На сегодняшний день подобный продукт производят только в Жостово и Нижнем Тагиле. Характерная особенность изделий – большое количество разнообразных оттенков и реалистичность всех элементов композиции.

Гжель

Искусство зародилось в одноимённом городке. Основная часть орнаментов выполнена – цветочные узоры и простые геометрические формы. Рисунок наносят кобальтовой ярко-синей краской на белый фон.

Город Гжель является центром производства керамических изделий. Отчасти именно этот факт стал основной причиной зарождение в местности неповторимой живописи. История художественного промысла уходит корнями в четырнадцатое столетие. В этот период в городе открыли Кудиновское месторождение глины.

Хохлома

Один из красивых российских промыслов, зародившийся в семнадцатом веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Декоративную роспись используют для оформления мебели и посуды из дерева. Изделия по достоинству оценили не только русские люди, но и представители зарубежья.

Замысловатые узоры из трав, переплетающиеся с алыми ягодками и золотистыми лепестками, расположенные на черном фоне, завораживают. От них невозможно оторваться. Даже обычные деревенские ложки под «хохлому», презентованные по незначительному событию, оставят о дарителе долгую память.

Рисунки мастера придумывают на ходу, иными словами, импровизируют. Никаких предварительных набросков или эскизов не делают. Человек с золотыми руками способен обычную утварь превратить в произведение искусства.

Шемогодская прорезная береста

Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.

Шемогодская прорезная береста

Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом».

Шемогодская прорезная береста

В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.

Дымковская игрушка

Народные ремесла России трудно представить и без яркой дымковской игрушки. Зародилась она в Дымковской слободе, которая позднее стала частью Кирова. Изготавливали игрушки всей семьей: кто-то добывал сырье, кто-то готовил смесь из комкового мела, кому-то поручалось лепить фигурки, кому-то обжигать и, наконец, расписывать.


С помощью городецких игрушек воссоздан сюжет гуляний на площади

Пик развития промысла пришелся на начало 19 века. Около 100 тысяч изделий выпускали в год, так они были востребованы. Есть документы, свидетельствующие, что на промысле в то время были задействованы 59 местных семей.

Из игрушек можно создать сюжетную композицию, в которой героями будут индюк и барыня, барашек и лошадку. Это искусство, без преувеличения, ушло в народ – даже маленькие дети в саду лепят фигурки в традициях дымковской игрушки.

О том, как создается дымковская игрушка, читайте в статье: «Традиции дымковской росписи: основные этапы и цвета. Пошаговое описание росписи дымковской барышни».

Городецкая роспись

Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.

Городецкая роспись

Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.

Городецкая роспись

Вот что говорит В.С. Воронов о городецкой росписи:

Городецкая роспись

И снова Нижегородская область дала стране такой замечательный промысел. Несколько поселений возле Городца увлекла особенная роспись, которая просто не могла не появиться здесь. Лесной край, щедро дающий людям свои богатства, стал причиной появления здесь мастеров, искусно делающих предметы быта, посуду, кухонную утварь.

В чем особенности промысла? Черный, красный или желтый рабочий фон, красили мастера древесину без грунтовки. Сначала краски использовали яичные, сегодня работают преимущественно масляными составами. Городецкой росписи присуща точность линий, подсмотренная, кстати, у резчиков. Рисунок наносили крупными мазками, без эскиза.

Изображали на деревянных изделиях домашние застолья, простую крестьянскую жизнь (но и сцены из купеческой жизни тоже придумывали). Мастер рисовал то, что видел вокруг себя. Он брал на себя роль рассказчика, и оттого работы не только красивы, живописны, аутентичны, но еще и повествовательны.

Косторезные промыслы России.

   В России расположены богатейшие залежи ископаемой мамонтовой кости, а традиционные охотничьи промыслы народов севера дают и моржовый клык, широко использующиеся в резьбе по кости.

   Бивни и кости мамонтов находят во многих местах земли, даже в средней полосе. Но только на Севере, благодаря вечной мерзлоте, они хорошо сохраняются, хотя их возраст — минимум 10 тысяч лет. Лучше всего, говорят мастера, бивень мамонта сохраняется в северных водоемах.

  В Древней Руси резьба по кости была распространена с Х века, ее называли «резьбой руссов». В конце XIX — начале XX века в результате развития торговли с американскими и европейскими купцами и китобоями появляются украшенные резьбой сувенирные предметы из бивня мамонта и моржового клыка, предназначавшиеся для сбыта.

Современные центры косторезных промыслов России:

Холмогорская резьба по кости.

Тобольская резьба по кости.

Чукотская резьба и гравировка по кости.

Прикладное искусство в работе с детьми

Личностное
развитие человека носит отпечаток его возраста и индивидуальных особенностей,
которые должны учитываться в образовательном процессе. Возраст связан с
характером деятельности человека, особенностями его мышления, диапазоном его
желаний, интересов и социальных проявлений. В то же время, у каждого возраста
есть свои возможности и пределы в развитии. Многие педагоги указывали на
необходимость детального изучения возрастных и индивидуальных особенностей
детей в образовательном процессе и их правильного учета. Научные исследования
показали, что существует прямая связь между физическим, умственным и моральным
развитием. Физическая культура тесно связана с совершенствованием органов
чувств, зрения и слуха, что, в свою очередь, оказывает глубокое влияние на
психическое развитие и формирование характера человека.

Образование ума формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальных способностях и навыках, развивает интерес и способности. Нравственное воспитание ребенка формирует нравственные нормы, его опыт поведения и отношение к людям. Моральные чувства ребенка формируются интенсивно

Эстетическое образование является важной частью развития школьников

Его уровень сенсорного восприятия окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире и человеческой природе. Эстетическое образование способствует развитию творческих способностей детей, формированию эстетического вкуса и потребностей. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера. Воображение — это создание чего-то нового в виде изображений. Процесс воображения наблюдается в каждой человеческой деятельности. Воображение — это очень ценное психологическое качество человека. Один вид воображения — это фантазия, и это качество величайшего. Воображение присуще только человеку.

В процессе работы создавалась и развивалась фантазия. Прежде чем что-то сделать, человек представляет себе, как он это сделает, как это будет выглядеть. Такое представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате последующих действий, является одной из характерных особенностей работы и отличает человеческую деятельность от поведения животных. Представление о воображении у детей формируется на основе развития их восприятия. Обогащая восприятие и специальные наблюдения за ребенком, учитель обогащает и развивает восприятие ребенка. Развитие воображения ребенка создает условия для эстетического воспитания, а четко определенное эстетическое воспитание, в свою очередь, развивает воображение. На развитие детского воображения влияет чтение художественной литературы, просмотр картинок, прослушивание музыки, восприятие природы и др. Знакомство с искусством делает детские воображаемые образы более полными и живыми.

Хохлома

На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.  

Хохломская роспись

Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия  серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.

Хохломская роспись на разделочной доске

Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.

Вологодское кружево

Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со  своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.

Вологодское кружево

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен.

Вологодское кружево

Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.

Жостовская роспись

Жостовцы начинали с лакированных изделий папье-маше, а потом, с оглядкой на произведения уральских мастеров, увлеклись росписью металлических подносов. Основные цвета фона – красный или черный. Но помимо сохранения традиций современное жостовское творчество отвечает и запросу покупателей. Так, на фабрике сегодня делают подносы в пастельных тонах, дружественные нынешнему дизайну интерьера.

Цветочные композиции, букеты – вот основные мотивы промысла. Цветы изображаются ярко, жизнерадостно, и очень деликатно. В них есть магия внутреннего свечения, за что и любят эти подносы

Они выглядят убедительно, кажется, неважно, что на них разместить – все будет более значительно и динамично

История

Человек имеет природную потребность окружать себя прекрасным. Она естественна и органична. Владимир Стасов, известный художественный критик, говорил, что настоящее народное искусство рождается там, где красив каждый предмет – от лестницы до чашки. То есть дело в потребности человека декорировать свой быт, окружение, эстетически осмыслить довольно прозаические вещи и предметы.

Развитие ремесла на Руси находилось в зависимости от общественных процессов и потребностей социума. Так, в догосударственный период ремесленные изделия сводились фактически к одному оружию и были достаточно примитивны. Воюя с соседями, люди подмечали военное оснащение недругов, и «мотали на ус» их приемы, технику, новые виды оружия.

Если же говорить о высоком уровне развития ремесленного дела, то датироваться оно будет 13 столетием – технологии усложнились, самих видов ремесел стало больше. Согласно раскопкам до 60 ремесленных специальностей было в то время. В летописях город предстает ремесленно-торговым центром, а отдельные объединения даже напоминают западноевропейские цеха. Нельзя сказать, что Русь была впереди всей Европы, но активно заимствовала технологические новинки времени, так как само географическое положение тому способствовало.

7 тезисов о художественном ремесле Древней Руси:

  1. На центральной площади древнерусского города было княжеское поместье, его окружали стена и заградительное сооружение. А вокруг поместья строились слободы, в которых жили и работали ремесленники.
  2. В городах развивалось кузнечно-слесарное и оружейное дело, обработка драгметаллов, ковка, а также чеканка, филигрань, гончарное ремесло. Сельские ремесленники находили себя в кузнечном промысле, гончарном деле, обработке дерева, кожи, меха, ткачестве.
  3. Первый этап развития древнерусских ремесел занял 2 века – от 10 до 12 столетия (20-30-х годов). Техника ремесленного производства вне всяких сомнений была совершенной, высокой. Работа в основном велась на заказ, рынок свободного сбыта в ту эпоху был мал.
  4. Второй этап развития стартовал в первой трети 12 века: резко расширился ассортимент продукции, производство быстро рационализировалось. Тому способствовало, к примеру, появление ткацкого станка в ткачестве или возникновение нового типа лезвий в металлургии.
  5. Ремесла могли бы быстро развиваться и дальше, если бы не нашествие монголо-татар. Разгром городов, угон людей в рабство более чем на 100 лет остановили процесс развития ремесла. Некоторые города (на севере и западе Руси – Новгород, Смоленск, Полоцк, Псков) в меньшей степени пострадали от агрессоров, ремесла и культура там развивались. Но относительно, потому что татарская дань не давала сделать это в полную мощь.
  6. Природа народного искусства, ремесленничества всегда коллективная, так как она связана с формированием традиции. Для традиции нужно, чтобы навыки и средства выражения стали привычными. Погибнуть промысел мог, когда не давал дохода. А это связано с появлением фабричного производства. Вот так прогресс вступает в конфронтацию с ручным трудом.
  7. Ремесла делились на женские и мужские. Женский труд носил более художественный характер – вещи, которые служили для украшения, делали преимущественно женщины. Мужчины занимались более грубым, сложным трудом. Так, женщины ткали, шили и вышивали, плели, занимались росписью. Мужчины же преуспели в ювелирном деле, кузнечном и скорняжном ремесле, гончарном деле. Таковы были основные ремесла восточных славян.

Стилизация в декоративно-прикладном искусстве

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Язык декоративно-прикладного искусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств материала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традиционных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-прикладного искусства всегда основано на гармонии частей и целого.

Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времён. Как метод художественного творчества она достигла высокого уровня в ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры людей. В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации находят широкое применение в настенных росписях, мозаике, лепных, резных, чеканных и кованых украшениях и изделиях, в вышивке, в расцветке тканей.

Творческая стилизация в изобразительном искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны.

Наряду с творческой стилизацией существует подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям и приёмам творчества того или иного народа, стилям знаменитых мастеров. Однако, несмотря на уже имеющийся образец, подражательная стилизация не должна иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель стилизованного произведения должен стремиться внести в него свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность стилизованного произведения.

При создании изделий декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод творческой стилизации

Более удачным названием этого важного художественного метода могло бы быть не стилизация, а интерпретация, которое более точно передаёт сущность и особенность этого творческого процесса: художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа

При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить».

Декоративная композиция – это композиция, имеющая высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным (в беспредметных композициях) отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, — это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.

Декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки

Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector