Конспект оод «хохломские ложки» (декоративное рисование) в подготовительной группе

Как выбрать цвет

Черный и коричневый цвета подводок, которые считают классическими, постепенно выходят из моды. Визажисты рекомендуют использовать подводки разных цветов, чтобы выгодно подчеркнуть цвет глаз. Как правильно подобрать цвет подводки?

Для голубоглазых рекомендуются:

  • золотистые – придадут теплый блеск в глазах. Наносить подводку нужно либо в уголки глаз и по всей длине ресниц, либо до середины нижнего века от края глаза;
  • медные;
  • темно-синие;
  • светло-коричневые.

Для зеленоглазых будут актуальны следующие цвета:

  • красный;
  • бронзовый;
  • цвет аметиста;
  • коричневый;
  • фиолетовый.

Если нанести подводку этих цветов на глаза, они могут принять уставший вид. Поэтому сначала вдоль ресниц необходимо провести черную тонкую линию и только потом нарисовать стрелки любым их вышеперечисленных цветов.

Для кареглазых лучше использовать:

  • коричневый;
  • темно-синий;
  • фиолетовый;
  • серый.

Для светло-коричневых глаз:

Что используют в качестве основы

Фон в основном металлический. Его закрашивают почти весь. Покрывают чёрной краской. Изображения в первую очередь наносят крупные, потом – мелкие. Зачастую используют 2-3 цвета. Обязательно применяют золотистые краски.

Также применяют:

  • красные;
  • зелёные;
  • жёлтые.

Контуры не наносят. Обычно узор состоит из золотистого лепестка и плодов красного цвета. Наиболее используемые ягоды:

  • рябина;
  • яблоки;
  • малина;
  • клубника.

Чтобы сделать основу золотой, а не чёрной, красят золотистой краской. Затем прорисовывают чёрные контуры. Черенки и хвостики всегда однотонные. Фон бывает чёрный или красный. Крайне редко встречались росписи на голубом или зелёном фоне.

В основном изображают:

  • цветы;
  • ягоды;
  • завитки;
  • листья.

Ход занятия

Дети стоят в кругу.

(включается аудиозапись из мультфильма «Антошка»

Стук в дверь.

В.:-Ой, кто это к нам в гости пришел?

Ребята, это Антошка услышал песню про себя и пришел посмотреть, что мы здесь делаем! Здравствуй Антошка! (заходит Антошка и плачет)

В: — Что случилось, Антошка?

А: Случилась, приключилась беда у меня великая. (а-а-а). Ел я кашу вкусную, горячую, манную, да поломалась вещица моя любимая. (а-а-а).

В: А что за вещица, Антошка?

А:Отгадайте загадку, тогда и узнаете.

Загадка: Сама не ем, а людей кормлю. (дети отгадывают загадку)

А: Да, да, поломалась моя любимая украшенная, разукрашенная ложечка, что делать теперь не знаю, не ведаю. (плачет)

Я ложкой люблю есть пирожное,

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку.

Вот столько всего можно скушать ложкой.

В: Что же делать, как помочь Антошке? (ответы детей)

В: Да, правильно, мы разукрасим ложечки для Антошки.

На доске выставлены образцы ложек с разными орнаментами и узорами, а также деревянные ложки.

— Посмотрите, какие красивые ложки, какие на них узоры. Посмотрите, детки, у меня в руках ложка. Вот эта часть ложки с углублением, которую берём в рот с едой, называется интересным словом – ЕДАЛО,а часть ложки, за которую мы держимся рукой, называется – РУЧКОЙ. НА ложках разные нарисованы узоры, разными красками. Скажите, детки, какие цвета красок вы видите на ложках. (ответы детей) Посмотрите, детки, на наших столах лежат ложки, но они белые. Давайте мы с вами украсим ложки для Антошки, мы с вами нарисуем цветочки на наших ложках, а Антошка посидит на стульчике и посмотрит, как мы умеем это делать!

Вопитатель показывает, объясняет ход работы.

— Я беру кисточку, чуть выше металлической юбочки,искупаю её в водичке, теперь я опускаю ее в желтую краску, лишнюю каплю краски снимаю о край баночки. Теперь я нарисую в центре кружочек, вот здесь, в углублении, которое называется –едало. (показывает). Затем промою кисточку в воде и наберу на ворс красную краску. Лишнюю каплю краски опять сниму о край баночки и нарисую лепесточки примакиванием. .Вот какой у меня получился красивый цветочек. У всех у вас получатся разные цветочки, потому что на столах стоят краски разных цветов. Цветочки могут быть и красные, и жёлтые, и зелёные. Так же и лепесточки у цветочков тоже могут быть разного цвета.

-Если кто-то захочет можно украсить ручку ложки, но только после того, как будет украшено едало.

Пальчиковая гимнастика:

Мы старались рисовать.

Трудно было не устать.

Мы немножко отдохнем,

Рисовать опять начнем.

(Кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)

Воспитатель: — Посмотри, Антошка, какие ложки получились у ребят! Вон теперь сколько их.

Рефлексия:

Антошка: — Вот молодцы ребята, какая красота! Спасибо вам ребятки, теперь у меня много ложек красивых Я обещаю беречь ваши ложечки. А вам за помощь, я подарю корзинку с конфетками

Роспись деревянных ложек для начинающих поэтапно с фото

Задачи: • Видеть особенности хохломской росписи , познакомиться с новой композицией узора: изображая закругленную ветку с ягодами; рисовать узор на желтом фоне. • Упражнять в поворотах руки при рисовании завитков в разных направлениях, закрепить умение пользоваться ватными палочками для рисования маленьких кружков. • Учиться рисовать аккуратно, красиво располагая рисунок на деревянной форме. • Развивать творчество и фантазию при изготовлении декоративных ложек • Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей. Материалы и инструменты: деревянные заготовки — ложка и лопатка; альбом, простой карандаш, ластик, гуашевые краски(красная, желтая, зеленая, черная, белая), баночка с водой; кисти белка № 2, 4, 6; ватные палочки.

Источник

Мастер-класс «Роспись деревянных ложек»

Елена Смирнова Мастер-класс «Роспись деревянных ложек»

Самая известная из видов росписи в России — хохлома. Наверное, нет человека, который бы не видел в своей жизни расписные деревянные ложки хохлома или шкатулку, поднос.

Роспись по дереву даёт возможность познакомиться с секретами художественных ремесел и развивает мелкую моторику рук, их чувствительность. Приятно порадовать и себя, и друзей изделиями собственной работы. Расписные изделия можно использовать как украшение интерьера, в качестве подарка на праздник.

Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Что за прекрасный подарок-сувенир Вашим друзьям и родным!

Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Сегодня я хочу поделится ещё одним мастер — классом роспись деревянных ложек.

Цель: расширять представление о видах народного декоративно-прикладного искусства, продолжать знакомить детей с хохломской росписью на различных предметах посуды.

• Учиться рисовать аккуратно, красиво располагая рисунок на деревянной форме.

• Развивать творчество и фантазию при росписи ложек.

• Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.

— деревянные заготовки – ложка,

— гуашевые краски (красная, желтая, зеленая, черная,

— баночка с водой; кисти;

1. Сначала мы раскрашиваем ложку желтой и черной гуашью с обоих сторон.

2. Заранее продумываем рисунок росписи. Можно нарисовать на листе бумаги.

3. Переносим рисунок на деревянное изделие. Рисуем восковым мелком светлого тона.

4. Раскрашиваем орнамент – ягодки, цветы красной гуашью, листья и завитки зеленой.

5. Изделие готово. По желанию можно покрыть лаком.

Вот такие замечательные ложки у нас получились!

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

У красы точеной

По волнам узоров

Спасибо за внимание![b[

Мастер-класс «Подснежники из одноразовых ложек» Подснежники из одноразовых ложек мастер — класс. В этом мастер-классе мы изготовим подснежники для любимой мамочки! .Возьмем баночку –.

Мастер-класс «Букет для мамы из одноразовых ложек» День матери — праздник особый, Отмечаем его в ноябре: Зимы ожидает природа, И слякоть ещё на дворе. Но мы дорогим нашим мамам Подарим веселье.

Мастер-класс «Искусство игры на деревянных ложках» Здравствуйте! Добро пожаловать, гости дорогие! Давно уж я вас дожидаю, без вас речей не начинаю. Наши предки в старину зимними им вечерами.

Мастер-класс «Кораблик из деревянных палочек» Мастер класс. Кораблик своими руками. Я предлагаю вам небольшой мастер класс по изготовлению кораблика из деревянных палочек (палочки от.

Мастер-класс поделки из пластиковых ложек «Новогодний подарок для белочки» Мастер-класс «Новогодний подарок для Белочки» Недавно, в нашем городе Орле, прошел конкурс на лучшую новогоднюю игрушку для Елки в детском.

Мастер-класс по рукоделию «Букет нежных подснежников из одноразовых ложек» Мастер – класс по рукоделию «Букет нежных подснежников» Многие из нас, наверное, любуются и восхищаются красотой первых весенних цветов.

Мастер-класс по изготовлению театра из ложек «Волк и семеро козлят» Театр — это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! Я хочу представить вашему вниманию театр из.

Мастер-класс. Театр на деревянных ложках своими руками. Уважаемые коллеги сегодня хочу предложить Вашему вниманию мой первый опыт по созданию театра на ложках. Моя методическая тема «Развитие.

Мастер-класс «Творческая мастерская. Театр из ложек» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Творчество – постоянный спутник детства. Занятие декоративно – прикладным творчеством является едва ли не самым.

Снеговички из ложек. Мастер-класс Начало зимы в нашем городе выдалось не особенно снежным, но несмотря на это ребята первых классов из группы продленного дня школы N 459.

Как нарисовать ложку? Поэтапная инструкция

Столовый прибор, предназначенный для приёма жидкой пищи, называется ложкой. В течение тысячелетий она претерпевала множество изменений и модификаций, несмотря на простоту своей формы. В свое время ложка даже являлась предметом искусства — приборы украшали орнаментом и металлическим плетением из серебра или золота.

В каждом доме можно отыскать минимум три различных вида ложек разного размера: десертные, чайные и столовые. Из этой статьи вы узнаете о том, как нарисовать ложку при помощи простого карандаша. Если вы готовы, то приступим к процессу.

Необходимые материалы

Прежде чем вы прикоснётесь к творчеству и узнаете, как нарисовать ложку, подготовьте канцелярские принадлежности. Вам понадобится:

  • белый лист бумаги;
  • обыкновенный простой карандаш;
  • ластик.

Как нарисовать ложку карандашом поэтапно?

Для начинающих художников изобразить ложку не составит особого труда. Главное — запастись терпением и смело приниматься за работу. Итак, начнём:

  1. Нарисуйте прямоугольник-заготовку. Вначале этот набросок может напоминать другой прибор — вилку. Но после закругления форм и добавления объёма, однозначно, получится ложка.
  2. Изобразите овалом форму ложки в полученном прямоугольнике.
  3. Не забывайте, что на всех металлических и гладких предметах отражается свет. Выделите места отражения на ложке — здесь нужно будет прорисовать блики.
  4. Заштрихуйте места ложки, на которых свет не отражается, при помощи нанесения более тёмного тона.
  5. Полутень сделайте несколько светлее.
  6. Нет необходимости заштриховывать рисунок там, где падает свет.
  7. Зарисуйте образующуюся тень от ложки.

Интересные факты

В наше время ложка является необходимым и нужным прибором, с помощью которого можно набрать жидкость и иные рассыпчатые вещества и, например, поднести ко рту. Этот прибор известен ещё с незапамятных времён. Самой первой ложкой у греков была морская ракушка. В давние времена такие столовые принадлежности изготавливали из рогов, дерева, костей и камня.

После освоения людьми металлов начали изготавливать ложки, который по форме уже напоминали современный столовый прибор. Славянский народ деревянной ложке нашёл новое применение, используя её в качестве музыкального инструмента. На данный момент существуют ложки различных размеров.

Рисуем обыкновенную ложку

Многих новичков интересует вопрос, как нарисовать ложку быстро и правильно. Ответ прост: эффективно изобразить предмет можно многими способами, используя разные техники.

Если её решил нарисовать ребёнок, то можно сделать это по упрощённой технике. Если за работу берётся взрослый человек, то в помощь стоит взять данный поэтапный урок.

Рассмотрим:

  1. Набросайте форму ложки и нарисуйте длинную ручку. Отобразите ширину основной части ложечки.
  2. Далее прорисуйте часть ложки, на которую набирается пища, — лодочку.
  3. Изобразите ручку ложки.
  4. Сотрите вспомогательные линии и нарисуйте силуэт бликов на ложке.
  5. Тёмные участки закрасьте более интенсивным тоном, не забудьте нарисовать линии на ручке.
  6. Добавьте более тёмного тона и сделайте плавный переход цвета. Не забудьте нанести блики.
  7. Очень светлым тоном окантуйте ложку и нарисуйте тень. Кроме этого, справа контур выделите плотной линией. Утолщайте данную часть контура только вниз, показывая тем самым толщину ложки.
  8. Сделайте штриховку теней.

Ваш рисунок завершён.

Заключение

В данной статье описано, как нарисовать обычную ложку простым и доступным способом. Однако вы можете попробовать изобразить более сложный столовый прибор. К примеру, можно нарисовать ложку с металлическим плетением или орнаментом, придумать и воссоздать на бумаге собственный вариант. Полученный результат зависит от навыков и представления о создаваемом рисунке.

fb.ru

Игры

Для речевого развития детей очень полезно проводить дидактические игры.

Скажи наоборот

горячая сковородка –
хрупкая чашка –
мелкая тарелка –

Сравни пары

Ребенок получает по две карточки с разными предметами, а затем описывает сходство и различия между ними. Это могут быть:

чашка – стакан
глубокая тарелка – блюдце
кастрюля – чайник

Что лишнее

Попросите дошкольника выбрать из набора предметных картинок четыре так, чтобы три можно было назвать одним слова, а еще одно изображение было бы лишним. Например:

чашка-сткан-бокал-кастрюля
тарелка-блюдо-стакан-блюдце
креманка-супница-чашка-чайник

Подбери пары

Попросите малыша найти пару к тому предмету посуды, который вы выбрали, а затем объяснить свое решение. Если нарисована чашка, то он может подобрать к ней блюдце, чайник, стакан. В каждом случае объяснение будет разным.

Накрой на стол

Предложите выбрать из всех изображений посуды несколько предметов:

чайной
стеклянной
кухонной
фарфоровой
столовой

Расскажи и угадай

Разложите на столе все карточки из набора «Посуда для детского сада». Ребенок должен взять одну картинку и придумать загадку-описание про нарисованный предмет. Например: большая, металлическая, глубокая — кастрюля; маленькая, фарфоровая, хрупка — чашка.

Наведем порядок

Вырежьте из бумаги несколько «шкафчиков» (для кухонной утвари, столовой и чайной посуды). Затем попросите разложить изображения посуды в нужный шкаф, каждый вид – в свой.

Чистые тарелки

Предложите выбрать любую картинку с одним предметом посуды и назвать его, а затем посчитать до 5 по такому образцу: « Нужно помыть одну чашку, нужно помыть две чашки, нужно помыть три чашки…».

Картинки для занятий по развитию речи нужно использовать с детьми любого возраста. Предметные изображения просто незаменимы для работы с малышами, которым 3-4 года, а сложные сюжетные предоставляют огромные возможности для старших дошкольников. Наборы изображений по теме «Посуда» педагоги и логопеды используют для работы с детьми все их дошкольное детство.

Технические приемы хохломской росписи, хохломские трафареты, орнамент, узоры

Вы, вероятно, уже обратили внимание на главную особенность хохломской росписи: художник никогда не вычерчивает заранее чётких контуров в узорах. Даже прорисовка мелких деталей, где нужна очень тонкая линия-штрих, делается сразу мягкой кистью

Поэтому все линии в росписях, выполненные без предварительного рисунка,- это красочные мазки, они легки и подвижны

Даже прорисовка мелких деталей, где нужна очень тонкая линия-штрих, делается сразу мягкой кистью. Поэтому все линии в росписях, выполненные без предварительного рисунка,- это красочные мазки, они легки и подвижны.

Эта роспись непосредственно от руки кистью и родила кудреватость хохломских травок, мягкость очертаний лепестков и листьев. Нужно очень большое мастерство, точность руки и глаза для того, чтобы тонкой кисточкой провести эти изящные линии и прожилки, написать иногда очень сложные по рисунку узоры. Поэтому в работах учеников часто встречаются смазанные и неровные края, некоторая неловкость изгибов. Чтобы добиться точности линии, они рисуют вначале на кусочке стекла: на нём легче исправить работу, стерев неудавшееся.

Но хохломские мастера работают не только кистью. Посмотрите внимательно на орнамент «дождевик» — частые звёздочки-ромашки, расположенные по кругу. Он нанесён на изделие трафаретом.

Трафаретом, или штампиком называют особое техническое приспособление, помогающее оттиснуть всегда один и тот же узор. Этот узор вырезан на печатающей поверхности штампика, сделанного из дерева или фетра.

«Тычком», или «ляпушкой» называют хохломские художники кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб-дождевик. Обмакнув «тычок» в краску, наносят горошины-ягоды, основу цветка, прозрачные спиральки.

В старинных изделиях трафаретом оттискивали квадратики, ромбики и другие геометрические фигуры. Штампик был незаменим тогда, когда за короткое время надо было расписать очень много изделий.

Наиболее распространенный трафаретный орнамент «дождевик» помещают обычно на внутренней поверхности ложек, которых в старину делали особенно много.

Теперь вы знаете технические приемы хохломской росписи — рисунок от руки кистью и трафаретный рисунок. Выполняются они масляной краской.

Современные художники очень часто на выставках показывают своё мастерство, сам процесс работы, на глазах у восхищённых зрителей расписывая предметы.

Н. Бедник, «Хохлома»

Поэтапное рисование хохломы с детьми

Сделать хохломское изделие, пусть и в очень упрощенном виде, можно и с ребенком. Детский опыт будет очень интересным. Прекрасно, если на предварительном занятии вы сделаете изделие из папье-маше, которое предстоит расписать под хохлому. Это может быть посуда, уточка, ваза и т.д.

Хохломская роспись – поэтапное рисование с детьми:

  1. Материалы и инструменты – заготовка (из папье-маше), гуашь (в том числе и белая), кисти, палитра, непроливайка, карандаш, ластик.
  2. Первый этап – роспись фона. Сначала уточку (допустим, это будет она) нужно полностью прогрунтовать черной гуашью. Это можно сделать заранее, чтобы сэкономить время занятия.
  3. На высохшем фоне нужно карандашом отметить узор. Если ребенок будет делать это сам, можно воспользоваться трафаретными заготовками.
  4. Далее элементы следует расписать. Сначала ребенок тренируется на палитре. Нарисованную с помощью трафарета ягодку, листочек, расписывает нужным цветом. После первой пробы на бумаге, он уже приступает к росписи изделия.
  5. Мелкие детали (травинки, тычинки, ягодки) можно сделать с помощью ватных палочек и зубочисток. Другие узоры можно выполнить штампами.
  6. Во время рисования дети должны наносить на папье-маше узоры, которые ранее уже пробовали прорисовывать на тренажерах, в прописях, на бумаге.

На видео представлен пример несложного рисунка, который можно повторить с детьми.

Хохломские узоры для детей – как рисовать:

  • с использованием базовых цветов (красный, зеленый, желтый, белый);
  • напомните детям, что краски на вкус не пробуют, кисточкой не размахивают, соседу не мешают;
  • постоянно напоминайте ребятам, что смешивать краски нужно только на палитре.

Дома со своим собственным ребенком можно тоже сделать мини-хохлому. Можно расписать вместе с мамой маленькую деревянную досочку или скалку. Это прекрасное начало приобщения ребенка к изучению истории искусств, народных промыслов и изобразительного творчества в целом.

Вдохновения вам, и пусть все получается с первого раза!

Рисуем обыкновенную ложку

Многих новичков интересует вопрос, как нарисовать ложку быстро и правильно. Ответ прост: эффективно изобразить предмет можно многими способами, используя разные техники.

Если её решил нарисовать ребёнок, то можно сделать это по упрощённой технике. Если за работу берётся взрослый человек, то в помощь стоит взять данный поэтапный урок.

Рассмотрим:

  1. Набросайте форму ложки и нарисуйте длинную ручку. Отобразите ширину основной части ложечки.
  2. Далее прорисуйте часть ложки, на которую набирается пища, — лодочку.
  3. Изобразите ручку ложки.
  4. Сотрите вспомогательные линии и нарисуйте силуэт бликов на ложке.
  5. Тёмные участки закрасьте более интенсивным тоном, не забудьте нарисовать линии на ручке.
  6. Добавьте более тёмного тона и сделайте плавный переход цвета. Не забудьте нанести блики.
  7. Очень светлым тоном окантуйте ложку и нарисуйте тень. Кроме этого, справа контур выделите плотной линией. Утолщайте данную часть контура только вниз, показывая тем самым толщину ложки.
  8. Сделайте штриховку теней.

Ваш рисунок завершён.

Изготовление на токарном станке

Начинается процесс однотипно – прорисовка двух профилей ложки по шаблону. Затем на ленточной пиле осуществляется выпиливание баклуши, т. е. грубой заготовки ложки. На ленточном станке можно сразу же выпилить зубчики для ручки, они утилитарны – ими можно закрепиться за край посуды.

Уже после этого грубая работа заканчивается, начинается тонкая. Теперь берется канцелярский нож и с его помощью изделие приобретает сглаженные формы. Бор-машина с рашпильными фрезами помогает закруглить изгибы и кромки. Часть поверхности легко сглаживается на шлифовальном станке (если вы, конечно, умеете с ним работать).

Для выборки чаши вам все равно понадобится обычная стамеска или, как вариант, киянка. Ими сначала вырубается грубый контур, потом он корректируется маленькими полукруглыми стамесками. Дно выравнивается рашпильными борфрезами.

Осталась шлифовка: сначала в ход идет крупнозернистая наждачная бумага, потом мелкая наждачка. Завершает процесс обработка ложки защитным составом. Ну и, конечно, декорирование – ложку можно изящно расписать, украсить декором из полимерной глины, сделать из нее фамильный оберег и т. д.

Прорисовываем форму ложки.

Следующим этапом добавляем тон нашему рисунку. Внимательно наблюдайте за изменением тональности, она не одинакова на всей поверхности предмета. Толщина ложки, т.е. ее вертикальная грань находится в затененной части, поэтому темнее, чем ее горизонтальная грань (к сожалению, сканер иногда «съедает» тональные колебания и они становятся незаметными).

Обратите внимание, что мы не обводим предмет по внешнему контуру с одинаковым нажимом карандаша — где-то границы ложки очень четкие и яркие, а в каких-то местах мягкие или почти невидимые, сливающиеся с внешней средой. Тень неоднородна по все совей площади

Самое темное место падающей тени находится под ложкой, на границе соприкосновения ее с поверхностью стола. Про светотнень мы подробнее говорили здесь. Прорисовываем прожилки дерева внутри черпака и продольные на ручке.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, давайте возьмёмся за руки и скажем хором: Солнце встало! Хватит спать!

Пора вставать! Здравствуйте!

Повернитесь друг к другу и скажите: «Не сердись, улыбнись!»

— Я вижу, что у вас хорошее настроение, а знаете, куда мы с вами сегодня отправляемся? В прошлое.

— Вы хотите знать, как жили люди раньше и чем занимались? (Да) Ведь раньше у них не было ни телевизоров, ни компьютеров.

— Но как же мы туда попадём? Ведь машины времени у нас нет (ответы детей). Ой, я вспомнила, а ведь у нас же есть волшебный цветок — это «цветик – семицветик».

Ну что, готовы в путь? (Да) Давайте произнесём волшебные слова:

«Лети, лети лепесток,

Через запад на восток.

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели:

«Мы хотим отправиться на несколько лет назад».

(Дети закрывают глаза, играет музыка. Потом звучит весёлая музыка, звуки ярмарки. Дети открывают глаза.)

— Ребята, вы слышите, что это за звуки? Так ведь это же весёлая ярмарка. Помните, я вам говорила, что на большие праздники устраивали ярмарки. На них можно было купить всевозможные товары, сладости и хорошо повеселиться, так как на ярмарке выступали бродячие артисты, устраивались различные аттракционы.

(Далее педагог обращает внимание на столы с игрушками, домашней утварью, раскрашенными разными росписями. За этими столами стоят мастера, которые продают свою продукцию.). Мастер: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, проходите на изделия посмотрите, может, что вам и понравится, может, что вам и приглянется

Мастер: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, проходите на изделия посмотрите, может, что вам и понравится, может, что вам и приглянется.

Воспитатель: Ой, посмотрите, сколько здесь красивых изделий. Различные игрушки, посуда …Вам нравится, ребята? (Ответы детей)

Воспитатель спрашивает у продавца:

-Так откуда же товар?

Мастер: (загадка)

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой.

Как зовут товар такой?

Дети: Хохлома!

Воспитатель: Как вы догадались? (ответы детей по содержанию загадки). А посуда хороша, так и радуется душа!

Воспитатель: А что же это за игрушки?

Мастер: Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назови-ка меня!

Дети: Это Дымковские игрушки.

Воспитатель: А из чего они сделаны? (Из глины.)

— Ребята, как вы думаете, что же общего у всех этих изделий? (Ответы детей.)

Воспитатель обобщает ответы детей.

— Все эти изделия очень красивые, они сделаны мастерами из разных материалов. Роспись этих изделий отражает красоту родного края. Если посмотреть на дымковские игрушки можно представить заснеженные сугробы, по которым идут барышни с румянцем на щеках, в яркой одежде.Мастера-художники также используют различные элементы природы: ягоды, листья, стебельки, цветы. В этом и проявляется мастерство художника, его наблюдательность. Да, очень сложная работа у мастеров.

Воспитатель: Здесь очень красиво и весело, но нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся с мастером и в путь.

Мастер: Ребята, вы мне очень понравились, но с Ярмарки не уходят с пустыми руками, я вам предлагаю свои заготовки ложек, в память о нашей встрече. И вы сами можете их расписать и побывать в роли мастеров – художников.

Дети прощаются, берут заготовки ложек и с помощью волшебного цветка возвращаются назад в детский сад.

(Дети проходят за столы)

Воспитатель: Сегодня мы с вами мастера-художники по росписи ложек. Нужно постараться выполнить свою работу красиво, аккуратно. У каждого из вас плоскостная форма ложки. Деревянные ложки украшают хохломской росписью.Посмотрите на образцы и скажите: как нужно располагать узор на ложке? (Внутри и снаружи ложки рисуем одинаковые узоры, на конце и по краям проводим одним цветом кайму.)

— Ложку мы будем расписывать хохломским элементом «рябинка». Какой формы, цвета ягоды рябины? (Ответы детей.)

— А на каком уже знакомом элементе надо рисовать рябинку? (Завиток.)

— Какие ещё знакомые элементы можно использовать? (Листья.) Дети вспоминают, как рисуется лист рябины — рисуется одним примакиванием.

— А теперь можно приступить к работе:

Чтоб начать нам рисовать

Нужно пальчики размять.

(Пальчиковая гимнастика.)

Звучит тихая музыка, дети рисуют.

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома.

Анализ работ:

— Насколько аккуратно и красиво выполнена работа?

— Как расположен узор?

— Какое использовано сочетание красок?

— Какие элементы росписи использованы в работе?

Роспись декоративной ложки в стиле «Хохлома»

Разрешите вам представить мой первый мастер-класс в виде публикации (до этого я проводила мастер-классы только в реале).

Решила я вам показать, как можно достаточно несложно и красиво расписать деревянную ложку. Конечно, этой ложкой нельзя будет вкусить яств, но она послужит прекрасным украшением вашего дома!

Для осуществления моей задумки мне понадобятся следующие материалы:

  1. Деревянная ложка.
  2. Акриловый грунт (фирмы Аква-Колор).
  3. Акриловые краски: красная (фирма DecArt), золотая (Decola), белая (фирмы Луч).
  4. Темперные краски: черная (сажа газовая), желтая (кадмий желтый светлый), зеленая (кобальт зеленый светлый).
  5. Акриловый лак.
  6. Кисти лучше синтетика:
  • №5 (синтетика, в форме пламя свечи);
  • №4 (синтетика, плоская, закругленная);
  • №4 (синтетика, плоская);
  • №2 (точечная кисточка, отрезается ворс до 1 мм у основания у любой кисточки, и вот вам точки того размера, в зависимости от номера. Я так использую кисти у которых ворс уже пришел в негодность);
  • №1 (белка);
  • №10 (синтетика, плоская);
  • №8 (колонок, плоская);
  • №18 (синтетика, плоская).

7. Простой карандаш средней твердости.

8. Простой карандаш с ластиком, который не был в использовании.

12. Чистая тряпочка (без ворсинок).

14. Баночка для воды и сама холодная вода.

15. Хорошее настроение (без него работа не будет спориться).

Деревянную ложку, как и любую деревянную заготовку, нужно после приобретения оставить полежать на несколько дней, чтобы дерево «отдохнуло». Я не знаю в каких условиях она хранилась, может в слишком сухом помещении, а может в слишком влажном. Полежав, она приобретет нужную форму для росписи, когда лак и краски легко ложатся и не возникнет никаких неприятностей в виде потрескавшегося лака.

Сюжет и орнамент

Хохлома

Хохломская ложка

В давние времена в лесах Заволжья, неподалёку от села Хохлома Новгородской губернии первые поселенцы были беглецами, укрывшимися здесь от гонений помещичьего гнета за «старую веру». Некоторые из них были художниками-иконописцами и мастерами рукописной миниатюры. Неплодородные земли не давали возможности прокормиться крестьянам, и беженцы стали применять своё мастерство, расписывая деревянную посуду, изготовляемую местными мастерами. Такая неизвестная до селе роспись чудесно украсила скромную деревянную кухонную посуду. Краски заиграли золотистыми и красными солнечными лучами. Слава о такой праздничной посуде разнеслась не только по всей округе, но и приобрела известность на всей Руси.

Каждый ремесленник обладал своей спецификой, но изделия выполнялись вручную. Ведь изготовление деревянных ложек – нелёгкий процесс. Сначала необходимо вырезать деревянную заготовку будущей ложки, потом высушить ее, покрыть тоненьким слоем глины и пропитать маслом льна. Изюминкой такой росписи является то, что на дерево наносят не золотой, а серебристый порошок, поверх которого выполняют рисунок. Потом изделия лакируют и закаливают в печи при высокой температуре. В результате появляется медово-золотистый цвет, свойственный только хохломе.

Для росписи изделий используют либо чёрно-красный рисунок на золотом фоне или золотой орнамент на красном, зеленом, черном фоне. В росписях Хохломы художники изображают растительные формы в виде ярких красных ягод рябины, земляники, и цветов, также встречаются рыбы, птицы и зверьки. Гибкими, волнистыми стеблями с листьями, ягодками и цветами украшают мастера поверхность ложек, придавая им неповторимый нарядный облик.

Центры изготовления

Ложки с сюжетной росписью мастерицы Е. И. Пряничниковой из деревни Хвостиково. 1930-е годы

Деревянные ложки в России в XIX веке изготавливались в количестве не менее 150 миллионов штук в год, преимущественно в Нижегородской, Костромской и Вятской губерниях. Две трети ложкарей занимались своим промыслом от Покрова до Пасхи (150 дней).

Деревянную посуду производили во многих местах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славилась заволжская, или, как ее еще называли, керженская.

Самым известным центром по производству деревянных ложек ещё с XVIII в. стал Семёнов, который тогда был маленьким селом в Нижегородской области.

На Нижегородской земле издавна ловко резали ложки. Но популярными они стали, благодаря уникальной

Ложкари в Семеновском уезде

технологии — хохломской росписи. Такие ложки не боялись ни воды, ни горячего и служили очень долго.

Семеновские мастера делали ложки «такие приглядные да ловкие, – пишет современный сказочник С. В. Афоньшин, – что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихлебывали».

Семеновские ложки расходились во все стороны России. Скупщики торговали ими даже за границей – в далекой Персии. Особый заказ на деревянные ложки для солдат царской армии также традиционно выполняли нижегородцы.

Известно, что в Семеновском уезде в начале ХХ века вырабатывали в среднем за год 100 миллионов ложек, а в 1910 году было достигнуто рекордное число – 170 миллионов штук.

Производили ложкарную продукцию тысячи крестьян-кустарей, живущих в самом городе и в окрестных селах. У каждого была своя специализация: ложкари-резчики, красильщики, занимавшиеся росписью «белья» (долбленой или выточенной на станке посуды), и лачилы, те, кто покрывал расписную посуду лаком.

Северодвинская деревянная ложка вырезалась для себя, а не на продажу. Поэтому она грубее и проще новгородской. Такая ложка вырубается топором, и ножом доводится в самую последнюю очередь.

+ ложки как музыкальный инструмент

Ложка

https://foto-history.livejournal.com/6976171.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B1%D0%BB%D1%91%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F

Фото на превью: Образцы ложек в Семеновском музее, https://foto-history.livejournal.com/6976171.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector