Виды резьбы по дереву

Из истории художественной обработки древесины

Художественная обработка древесины — один из самых древних видов народного декоративного искусства. Изготавливая из древесины многие предметы быта, люди старались сделать их красивыми, радующими глаз. Наиболее древним способом украшения изделий из древесины считается резьба по дереву. Резьбой украшали дома (рис. 35), посуду, мебель, корабли, музыкальные инструменты, колыбели для младенцев, из дерева вырезали игрушки, сувениры и др.

В России наибольшее развитие получила резьба по дереву в конце XIX — начале XX века в деревнях Абрамцево и Кудрино.

Рис. 35. Украшение дома резными деренянными изделиями

Для абрамцево-кудринской техники характерно сочетание растительных мотивов (побеги деревьев, гирлянды из листьев, ветвей, цветов, ягод) с изображениями птиц, рыб, зверей, всадников. В этой технике создаются декоративные изделия: солонки, лоточки, черпачки, ковшики, сухарницы, конфетницы, блюда, вазы и т. д.

Рис. 36. Убранство домов с художественным оформлением из древесины

В настоящее время резьба применяется в убранстве домов (рис. 36): для украшения лестниц, дверей и окон садовых домиков, дачных беседок, детских площадок; при изготовлении домашней утвари: шкатулок, вазочек, подсвечников и др.; кухонных принадлежностей: хлебниц, посуды, разделочных досок, подставок и др. (рис. 37).

Рис. 37. Предметы домашнего обихода с резьбой

Предприятие «Aristokratt». г.Киров-48, а/я 1484, тел/факс (8332) 644-632, 526-388, e-mail: aristokratt@mail.ru.

Архиепископ Александр Костромской и Галичский, который годами ранее и привел молодого столяра в Трифонов монастырь, предложил восстановить иконостас Богоявленского собора в Костроме. И в течение многих лет команда мастеров трудилась на земле Вятской, но для Костромских храмов. В 90-х годах церкви начали открываться и заказы на иконостасы поступали со всей России. На сегодняшний день более 30-ти уникальных иконостасов для церквей и соборов России и зарубежья создано вятскими мастеровыми – и каждый иконостас – это неповторимое произведение искусства. Внутреннее убранство обязательно должно быть выдержано в определенной стилистике храма. Среди них Царские врата на Соловках, Иконостас для Храма в Свиблово.

Пряничные формы и пряничные скалки

В старорусском быту пряники играли важную обрядовую роль, с возвращением моды на них, вернулась и потребность в формах для печатных пряников. Все ринулись искать где же производят деревянные формы для пряников, специальные скалки и разъемные формы для пасх. Оказалось, что за три девять земель и втридорога! Одна самая простая форма для печатного пряника в среднем стоит от 400 до 1500 рублей. Набор досок для пряничного домика и пасхи от 3000 рублей и выше, плюс услуги пересылки.

Так что уважаемые мастера-резчики, помимо резных шкатулок и солонок, вам необходимо насытить рынок и этими замечательными кухонными приспособлениями, которые можно будет и по наследству дочерям передать.

ВЯТСКОЕ ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМКИ

      Наиболее подходящей соломкой для плетения различных изделий была ржаная соломка, которая отличалась наличием ровного стебля с длинными междоузлиями и небольшим уменьшением толщины стебля по всей длине.
Ржаную соломку как поделочный материал стали использовать на Вятке в XIX веке.
     У такой соломки ровный стебель с длинными междоузлиями (верхнее колено – до 50 см), небольшой сбежистостью (уменьшением толщины стебля по всей его длине). Она отличается прочностью при относительно тонких стенках. При размачивании ржаная соломка становится пластичной, по высыхании хорошо сохраняет приданную ей форму. Золотистая окраска имеет большую гамму оттенков – от серебристо-зеленого до густо-жёлтого и красноватого. Ржаная соломка хорошо окрашивается анилиновыми красителями, её используют во всех видах плетения, а также в инкрустации.

Мастер-классы по созданию резных фигурок из дерева

Перед работой нужно подготовить все необходимые инструменты и материалы для разметки, резки и шлифовки. Изготовление любых деревянных фигурок начинается с черновой заготовки. Это грубый кусочек древесины, на котором делают отметки и начинают придавать угловатые формы. Все излишки снимать не нужно, достаточно срезать крупные углы и заусенцы.

Одна из самых популярных объёмных фигур, изготовление которой первым делом стараются освоить начинающие мастера – это медведь.

Чтобы изделие получилось красивым, необходимо соблюдать алгоритм действий:

  1. На ореховом бруске 10х5 см, толщиною 5 см, рисуют набросок будущей фигурки.
  2. Обрезают лишнее и делают грубую обработку при помощи ножа.
  3. Карандашом прорисовывают обратную сторону фигуры и её верхнюю часть.
  4. Стамесками разной толщины постепенно снимают несколько слоёв. С каждым разом толщина стружки должна уменьшаться.
  5. Маленьким ножом прорабатывают текстуру шерсти, формируют другие мелкие детали, зубы, глаза, когти.
  6. Шлифуют изделие мелкой наждачной бумагой, затем полируют и покрывают лаком.

Орех – это твёрдая древесина. Для первого опыта можно использовать сосну или липу.

Ещё начинающим часто интересны силуэты сидящих животных, например, лисы или кошки. Их можно изготовить по аналогии, с небольшими изменениями.

Порядок действий:

  1. Подобрать эскиз и перенести его на заготовку.
  2. Отпилить лишний материал.
  3. Произвести грубую обработку, соблюдая основные контуры.
  4. Затем приступить к проработке деталей. Нужно указать. Где у животного будут лапы, голова, туловище и хвост.
  5. Вырезать форму морды, обозначить расположение ушей.
  6. Зашлифовать изделие, чтобы его контуры стали мягче.
  7. С помощью небольших инструментов сделать детали более чёткими.
  8. Ещё раз отшлифовать работу мелкой наждачной бумагой.
  9. Маленьким ножом вырезать текстуру шерсти, обозначить глаза, зубы и другие мелкие детали.

В конце остаётся произвести финальную шлифовку и пропитать готовое изделие лаком.

Инструменты и материалы

Для того, чтобы приступить к созданию прорезной резьбы, понадобятся тонкие деревянные доски или фанерные листы

Для создания изображения важно выбрать подходящую породу дерева. Главное требование состоит в том, чтобы оно было качественное и хорошо высушенное

Приобрести его можно в специализированных мебельных магазинах или на лесопилке.

Каждая порода дерева имеет особенности, которые нужно учитывать при выборе:

  1. Сосна известна тем, что она легко поддаётся обработке. Но у неё есть ряд недостатков: смолистость, слишком явная текстура, разная плотность слоёв дерева. Поэтому сосна подходит для работы только в редких случаях.
  2. Осина — мягкий материал. При обработке древесина мнётся, что требует для работы особых навыков.
  3. Липа и берёза имеют подходящие текстуру и плотность. Они хорошо подходят для создания прорезной резьбы.
  4. Слива сочетает твёрдость с податливостью при обработке. Она хорошо подходит для создания как крупных, так и мелких рисунков. С ней мастер может достичь выдающихся успехов, но и для новичка древесина сливы также подойдёт.

Нужно быть уверенным в том что сушка древесины была проведена качественно. Рекомендуется подержать древесину в тепле и в условиях хорошей вентиляции, пока она не высохнет полностью.

Нужно подготовить необходимые инструменты:

  1. Электролобзик с набором пилок.
  2. Дрель с набором различных свёрл.
  3. Наждачная бумага и лак для финальной обработки.
  4. Могут понадобиться специальные ножи для резьбы по дереву и набор стамесок.
  5. Для прорезания отверстий могут использоваться нестандартные технологии. Например, это можно сделать прожигая отверстие нихромовой проволокой.

Нужно подготовить для работы трафареты узоров, сделанных в натуральную величину. Тх можно найти в интернете или сделать самостоятельно.

Рельефная резьба

Рельефную резьбу условно разделяют на плоскорельефную и кудринскую, или абрамцево-кудринскую (рис. 48). Основателем кудринской резьбы является российский мастер-резчик В. Ворносков, открывший в 1906 г. школу-мастерскую по обучению резьбе по дереву.

Рис. 48. Образцы абрамцево-кудринской резьбы

Плоскорельефная резьба образует на поверхности рельеф с одинаковой высотой всех частей рисунка и одной и той же глубиной фона.

Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном представлена на рисунке 49. Эта резьба характерна тем, что основной фон находится ниже уровня рисунка, а рисунок поднят над фоном. Первоначально на поверхность доски копируют рисунок, надрезают (рис. 49, а) и подрезают (рис. 49, б) контур. После этого вырезают (выбирают) весь фон между надрезками сначала отлогими и полукруглыми стамесками, а затем прямыми стамесками и клюкарзами на глубину 4…5 мм (рис. 49, в). Затем прорабатывают рельеф рисунка.

Рис. 49. Технология выполнения нлоскорельефной резьбы с выбранным фоном: а — над резка но контуру: 6 — подрезка: в — зачистка вертикального края контура и выборка фона; г — заоваливанпе (закругление) контура

Древесина

Чтобы качественно выполнить работу и упростить процесс резьбы, стоит изначально выбрать подходящую древесину. Каждый сорт дерева имеет особенные свойства, которые могут стать актуальными при изготовлении конкретного узора:

  • Твердые породы деревьев выбирают для обработки профессионалы с большим опытом работы. Создавать узоры на такой основе сложно, но результат оправдывает приложенные усилия.
  • Самые твердые породы сложные в обработке даже для специалистов. Такой вариант выбирают обычно в крайних случаях, если изделие должно обладать высокими эстетическими свойствами.
  • Мягкая древесина из липы, сосны или ольхи станет отличным плацдармом для начинающего мастера. Работать с материалом просто. Элементы резьбы получаются ровными и аккуратными даже без особых усилий.

Липа является самым популярным типом древесины и у профессионалов. Древесные волокна формируют красивый узор на основе, основа не раскалывается в процессе работы. Работа с сосной может усложниться, если волокна начнут раскалываться под стамеской. Оптимальным вариантом станет осина.

Плосковыемчатая резьба

Илоскоюяемчатпя резьба характерна тем, что плоская поверхность заготовки является основным фоном, а все элементы рисунка вырезаны в этом фоне, то есть находятся ниже его уровня. Плосковыемчатую резьбу условно разделяют на контурную и геометрическую.

Изображения, выполненные в технике контурной резьбы, имеют плоский графический рисунок с прямыми, кривыми, спиралевидными и линиями другой формы. Рисунок создаётся выемками, прорезанными по его контуру. Разновидностью контурной резьбы является чёрполаковая резьба. Здесь поверхность заготовки покрывают чёрным лаком, а затем на ней прорезают линии. Таким образом создаётся узор.

Рис. 43. Геометрическая резьба: а — элементы геометрической резьбы: 1 — треугольники; 2 — глазок; 3 — ёлочка; 4 — фонарик; 5 — четырёхгранники; 6 — лучи; 7 — ромб; 6 — кухонная лоска с элементами геометрической резьбы

Одним из видов плосковыемчатой резьбы является геометрическая резьба, все элементы которой представляют собой геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями, — треугольники, квадраты, окружности и др. На рисунке 43 показаны элементы геометрической резьбы и изделие с элементами геометрической резьбы. Эти элементы повторяются, образуя рисунок (рис. 44).

Рис. 44. Варианты геометрической резьбы: а — прямоугольники: 6 — цепочка; в — змейка

Пошаговая технология

До того как рисунок будет нанесён, необходимо определиться с выбором исходного материала, ведь от вида древесины зависит половина успеха.

  • Липа. Древесина липы – бесспорный чемпион среди пород, используемых в резьбе. Пластичная, лёгкая и доступная, она прекрасно подойдёт новичку и мастеру. Неэффективная окрашиваемость – единственный минус липы.
  • Ольха. Ольха (чёрная и красная) – плотный материал. Несмотря на то что ольховую древесину достать достаточно сложно, она прекрасно режется и практически не искривляется после высыхания.
  • Груша. Плотную и однородную грушевую древесину можно поставить в один ряд с липой и ольхой.
  • Берёза. Упругая и плотная берёза подходит для резчиков среднего уровня, успевших поработать с липой. Данная древесина используется при создании небольших изделий, так как при высыхании может деформироваться.
  • Дуб. Массивный и сложный в обработке дуб служит материалом для настоящих профессионалов. Наточенные инструменты и твёрдая рука мастера смогут превратить неподатливую древесину в завораживающий рельеф.

После того как резчик определился с материалом, его необходимо качественно просушить. Заготовка дерева начинается в ноябре и заканчивается в феврале, когда количество соков в древесине минимально. Покупая древесину для резных работ, обязательно уточните, была ли она просушена. Если же вы хотите подготовить заготовки самостоятельно, ознакомьтесь с алгоритмом сушки:

  1. очистите дерево от коры и ветвей;
  2. разделите его на части;
  3. вываривайте заготовки в специальных ёмкостях с добавлением соли на протяжении 4 часов;
  4. поместите будущие основы в подвал на несколько дней;
  5. Перенесите древесину в проветриваемое помещение.

После того как резчик определился с эскизом для изделия, его необходимо перенести на заготовку. Для переноса изображения используются следующие методы и предметы.

Копировальная бумага. Линии копирки можно свободно стереть, что позволяет изменять рисунок прямо по ходу работы.

Трафарет. Вырежьте эскиз из бумаги или картона, приложите его к заготовке и обведите. Также с помощью трафарета можно наметить контур, обозначив проколами углы и изгибы. Проколы соединяются между собой простым карандашом.

Фрезер. Если вы не боитесь рисковать, прикрепите к дереву шаблон и вырежьте его инструментом.
Эскиз смещается в процессе переноса? Не беда! Подложите под кусок дерева резиновый коврик или подложку, и рисунок получится точным и аккуратным

Именно на этом этапе следует продумать расположение деталей и основных объектов, уделить особое внимание композиции.

Следующая стадия работы – вырезание основного контура. Деликатное удаление фона – изюминка рельефной резьбы. Формирование этого умения и есть основная задача новичка.

Предпоследний этап – контурная проработка с использованием угловым стамесок.

После того как изделие готово, его необходимо покрыть одним из следующих составов.

  • Морилка. Морение используется для придания древесине благородного оттенка, а также для усиления контрастов в работе: затемнённые участки «отступают» на задний план, образуя объёмное изображение. Но такое средство покрытия подходит лишь для крупных рельефов; мелкорельефная резьба под воздействием морилки может разбухнуть, что, несомненно, неисправимо испортит вид изделия.
  • Воск. Восковое покрытие – подходящий вариант для резьбы, выполненной на тёмных породах древесины. Воск придаёт готовому изделию блеск и делает его гладким. Результативность воскового покрытия часто зависит от того, как вы его распылите. Иногда с располировкой возникают трудности при отделке объёмных рельефов и работ с обильными и мелкими деталями.
  • Масло. Используя в качестве декоративного покрытия масла, стоит учитывать некоторые нюансы, которые могут привести к разбуханию или образованию пятен. Для рельефной резьбы масло рекомендуется наносить не больше чем в два слоя.

Рабочее место для резьбы по дереву

Создание изделий из дерева трудоемкий, кропотливый, мусорный и шумный процесс, требующий достаточного места для размещения заготовок, инструментов и готовых полотен. Приведем основные требования к месту работы резчика по дереву:

  1. Помещение. Для работы с деревом желательно оборудовать отдельное сухое, светлое помещение.
  2. Освещение. Место для работы должно быть в меру освещенным. Источник света должен находиться слева и впереди. Солнечный свет исключается.
  3. Рабочий стол. Для работы с мелкими деталями (сувениры, ложки, небольшие скульптуры) можно использовать простой стол. Для работы с крупными деталями, например, в технике домовой резьбы, необходим стол-верстак.
  4. Инструменты и приспособления должны находиться максимально близко от рабочего места и при этом не мешать работе. Желательно закрепить стамески и прочий инструмент в специальных державках. Для токарной работы потребуется станок для резьбы по дереву. При прорезной технике понадобится также электролобзик и выпиловочный станок.

4. Плосковыемчатая резьба

Cкульптурная резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.
  • скобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
  • геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба — имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется резьба в два этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают (намечают) сектора, которые необходимо срезать, а затем подрезают их. Выполняют все элементы ножом-косяком. Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур, среди которых различают: ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и т. д.
  • чернолаковая резьба — фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.

Элементы промысла

(Деревянная шкатулочка)

Особенностью этого стиля резьбы стали декоративные растительные элементы на деревянных предметах. Прототипом резных элементов стала старинная крестьянская резьба, а также орнаменты из старых книг. Поначалу мастера вырезали отдельные мотивы – веточки, листочки, завитки. Но с развитием стиля стали создавать цельные законченные резные композиции, которые полностью «оплетают» изделие.

(Деревянная композиция — цветущий папортник)

В этом стиле мастера объединили несколько техник резьбы по дереву: ажурную резьбу, геометрическую и плоскорельефную. При ажурной резьбе виден только орнамент, фон высверлен. При геометрической резьбе нарезается несколько выемок разных форм, которые и образуют разные узоры и композиции. При плоскорельефной резьбе получается выпуклый, скругленный рельеф, который возвышается над фоном. Ко всему этому мастера добавили целое кружевное переплетение из веток, листьев и завитков. Получился оригинальный и неповторимый «растительный стиль».

Ножи

При производстве подобных инструментов применяется определенная нумерация, разобраться в которой достаточно сложно. Многие специалисты рекомендуют приобретать ножи для резьбы по дереву, входящие в стандартные наборы. Они производятся специалистами в рассматриваемой сфере, могут применяться для выполнения работы различной сложности. Только понабравшись опыта мастер сможет расширить свой ассортимент ножей в зависимости от жанровых предпочтений и потребностей. Наибольшее распространение получили следующие разновидности рассматриваемого инструмента:

  1. Богородский – вариант исполнения, который можно использовать для получения черного контура. При лезвии 6-3 см нож подходит для получения тонких работа или полукруглых форм. Рукоятка может изготавливаться при применении самых различных материалов.
  2. Татьянка – нож с длинной рукояткой, скос лезвия расположен на расстоянии 2 см от руки. За счет этого упрощается процесс обработки дерева.
  3. Косяк – вариант исполнения, схожий с сапожным ножом, лезвие скошен по углом 45 градусов. Заточка односторонняя, применяется при получении самой различной формы.


Нож «Татьянка»


Нож «Богородский»

Также часто приобретается штихель для резьбы по дереву. Для обработки больших поверхностей может использоваться резак для дерева, который также характеризуется определенной формой режущей кромки. В набор часто включается нож топорик для резьбы по дереву. Его режущая часть может иметь различные размеры и форму, все зависит от конкретной поставленной задачи при обработке поверхности.

Основное назначение лазерных станков

Это лазерная резка, гравировка и раскрой различных неметаллических материалов: акрила (до 30 мм), полистирола, ПЭТа и фанеры (до 14 мм), ткани и меха, кожи и стекла, камня и поролона, картона, дерева, бумаги и т. д. Такие станки, как правило, имеют рабочие поля от 900 на 600 мм и до 1200 на 900 мм. 

Мощность их лазерной трубки составляет 80 Вт

Обратите внимание: лазерная резка фанеры значительно отличается от других видов лазерного раскроя дерева, так как этот материал имеет свою особую структуру. При работе по резке лазером древесных материалов необходимо учитывать особенности той или иной породы дерева

Для каждого вида древесины подбирается определенная температура лазерного луча и соответственно интенсивность подачи воздуха. Фанера считается самым сложным видом древесных материалов для лазерной резки, и работа с нею требует высокого профессионализма оператора. Стоимость самого недорогого лазерного станка китайского производства составляет около 100 тысяч рублей. Многие поставщики такого оборудования также предлагают своим клиентам обучение работе с ними. 

При помощи лазерного станка можно выпиливать самые сложные формы на фанере различной плотности в течение нескольких секунд. Розничная стоимость небольшой заготовки (примерно 10 на 10 см) составляет около 60-100 рублей. Лист трехслойной фанеры толщиной 4 мм и площадью 1525х1525 мм обойдется в 250-280 рублей. Сроки окупаемости такого бизнеса составляют от одного года.  

Сысоева Лилия (c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
06.06.2014

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Особенности прорезной резьбы по дереву

Некоторые считают, что сквозная резьба получила распространение вместе с появлением тонких широких досок промышленного изготовления. До этого подходящие материалы приходилось изготавливать вручную.

Пропильная резьба представляет вырезание сквозных изображений из тонких досок или листов фанеры. Существует несколько разновидностей такого искусства. Иногда прорезные рисунки оставляют плоскими, а в некоторых случаях их делают рельефными с помощью использования стамесок и специальных ножей.

Сейчас имеются инструменты, с помощью которых мастер может работать спокойно и уверенно. В далёкие времена для того, чтобы выполнить узоры с помощью прорезной резьбы по дереву, сначала просверливали отверстия с помощью древнего аналога дрели — коловорота. Затем выпиливали фигурные прорезные отверстия с помощью лучковой пилы.

Если необходимо, украшают получившиеся изделия резьбой по дереву, придавая ему объём.

Сейчас принято начинать обработку отверстий, используя дрель с набором подходящих свёрл. Пропиливают их вдоль краёв лобзиком. В сложных случаях используют традиционные инструменты для обработки дерева: ножи, стамески и пилки. Использование электроинструментов позволяет существенно увеличить скорость работы мастера.

Иногда во время обработки могут быть повреждены края отверстий. Чтобы исправить это используют ножи, а также наждачную бумагу. Чтобы снизить риск повреждения, нужно с обратной стороны подклеить лист толстой бумаги — в этом случае инструменты не будут рвать края отверстий.

ВЯТСКАЯ ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКОЙ

      Аппликация из соломки и применение соломки в украшении плетёных изделий использовались на Вятке ещё в конце XIX века. На Казанской выставке 1890 года мастер Иван Васильевич Садаков представляет игрушечные тележку, стол, диван, два стула, окрашенные черной краской и оклеенные соломкой или, как принято говорить сегодня, инкрустированные соломкой. Впрочем, прежнее название художественного приёма «аппликация из соломки» является более точным, поскольку соломка именно наклеивается на поверхность изделия, а не врезается в неё. Однако эффект рисунков, составленных из кусочков соломки, нарезанных ромбами, квадратами, треугольниками, полосками, кругами, переливающихся как перламутр, таков, что кажется именно инкрустацией. Отсюда и возникло ныне употребимое название.
     Простенький поначалу соломенный рисунок на детской мебели, распространяясь среди вятских игрушечников, постепенно усложняется. Быстрота работы, несложность приёмов, отсутствие сложных инструментов стали причинной быстрого развития ремесла. Со временем появились в этом промысле свои мастера.

ВЯТСКОЕ ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ЛЫКА

      Плетение из лыка – одно из старейших ремесел на Руси. В Вятском крае, как и в других регионах страны крестьяне издавна использовали лыко для плетения прежде всего лаптей. Именно лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество русских пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.
     Поэтому широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие её сортов и фасонов, зависящих прежде всего от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и других. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Организация обучения резьбе по дереву

Подходящий вариант для заработка, если вы являетесь мастеров в своем деле и уже заработали себе хорошую репутацию. Тем не менее, перед открытием своей школы изучите спрос на подобные образовательные услуги в вашем регионе. В областях, где резьба по дереву стало распространенным ремеслом и увлечением, конкуренция в этом сегменте весьма высока, а в регионах, где она не столь популярна, может отсутствовать потребность в таком обучении. 

Принимайте во внимание тот факт, что, как правило, различными видами ручной работы увлекаются женщины и дети. Именно они более охотно, нежели взрослые мужчины, посещают такие занятия

Между тем, резьба по дереву может оказаться сложным и трудоемким делом для женщин. А минимальный возраст ученика составляет 11-12 лет, так как для выполнения такой работы требуется определенная сила и точность, а также соблюдение техники безопасности при обращении с острыми резаками и необработанной занозистой древесиной. Все это значительно ограничивает вашу целевую аудиторию. С другой стороны, вы можете проводить сокращенные курсы (мастер-классы и вводные уроки для новичков) у себя на дому или с выездом на дом к клиенту. 

В последнем случае вы привозите с собой все необходимое для работы, включая инструменты и материалы. Все обучение занимает около недели (занятия при этом могут проводиться в свободное от основной работы время, например, по вечерам). Стоимость такого индивидуального обучения будет несколько выше (от 5 тысяч рублей за курс, в зависимости от его продолжительности, условий работы и т. д.). Можно также проводить платные мастер-классы по каждой отдельной технике резьбы.

История промысла

(Деревянная, украшенная резанным рисунком, доска)

В 1882 году художники И.Е.Репин и В.Д.Поленов нашли в деревне рядом с усадьбой С. Мамонтова в Абрамцево резную доску. Эта резьба на доске и послужила основой целого стиля. В этом же году художники открыли бесплатную школу по обучению резьбе по дереву. Ученикам преподавали рисунок и обучали основам живописи. Резные изделия учеников продавали затем в специализированном магазине в Москве.

( Василий Петрович Ворносков — мастер резьбы по дереву, основоположник стиля Абрамцево-Кудринской резьбы )

Один из учеников стал впоследствии самостоятельным известным мастером, который в своем селе Кудрино начал работать по заказам мастеров из Абрамцево. Звали этого мастера В. П. Ворносков и он считается основоположником стиля Абрамцево-Кудринской резьбы. В 1936 году мастера этого промысла создали уникальный резной шедевр: оформили вход на выставку народных промыслов в Третьяковской галерее. В 1937 году множество резных предметов этого стиля мастера-резчики представили на Международной выставке в Париже.

ВЯТСКОЕ-КУКАРСКОЕ КРУЖЕВО — Г. СОВЕТСК

      Кружево до сих пор часто называют «кукарским», это производное от слободы Кукарки, ныне г. Советска Кировской области. В 1840-е гг. сюда попало сцепное кружево из Великого Устюга, то есть вологодское. Мастерицы сумели его воспроизвести, а потом стали варьировать рисунки.
     Вятское кружево было известно не только в России, продавалось даже в Японии. Вятское кружево по красоте узора и набору орнаментальных мотивов близко к вологодскому, а по лёгкости и тонкости разработок – елецкому.
     Кукарское кружево является на сегодняшний день одним из самых громких брэндов Кировской области.
     По сей день является загадкой, откуда пришло на Вятскую землю искусство кружевоплетения.

Организации бизнеса по изготовлению изделий из натурального дерева

Прежде всего, вам нужно будет приобрести специальные инструменты: деревянный молоток, стамески, лобзики, напильники, ножи для дерева (клепики, ноготки, косяки, резаки и пр.), электронаждак со сменными кругами, циркулярную пилу, сверлильный станок… Резаки, которые многие резчики называют просто ножами, бывают различных форма и размеров. Но у всех у них режущий угол расположен под 35 градусами. 

Найти хороший резак – задача непростая, но именно им резчик выполняет основную часть работ, включая создание тонких узоров и изящных форм. Косяками называют ножи, которые используются в плоскорельефной резьбе для прорезки длинных прямых линий, для заоваливания контура и для обработки боковых стенок базов. Режущий угол у такого ножа составляет 60 градусов. Стамески бывают плоскими и прямыми, полукруглыми, большими и маленькими, крутыми, отлогими и средними. У каждого инструмента свое предназначение. Клепики бывают разных размеров, но вариантов форм заточки этих инструментов всего три – листик, меч и ноготок. Они используются для плоскорельефной и объемной резьбы с зачисткой фона в труднодоступных местах. 

Клюкорезами называют группу инструментов, которые имеют два загиба по 120 градусов (для того чтобы при резьбе не задевать рукояткой обрабатываемую поверхность). Гейсмусы (эйсмусы или уголки) имеют угол загиба в 45 градусов, а штихели – в 15 градусов. Рукоятки последних обычно делают в виде грибка. Существуют и ложечные ножи, которые используются, как понятно из названия, для удаления большого объема материала в углублениях и для обработки внутренних стенок при изготовлении посуды. 

Они используются также для плоскорельефной резьбы. Ложечник представляет собой заточенное колечко с приваренным к нему прутком, хотя встречаются и другие варианты исполнения, но многие специалисты считают их менее удобными в работе. Как мы видим, существует большое количество различных инструментов, у каждого из которых есть свое предназначение. Если вы занимаетесь художественной резьбой по дереву достаточно долгое время, то, скорее всего, вы прекрасно разбираетесь во всех этих нюансах и у вас уже есть все необходимое для работы. Новички же нередко торопятся приобрести весь набор инструментов, который стоит весьма недешево. В зависимости от производителя и комплектации стоимость такого набора начинается от 3-5 тысяч рублей. Большие наборы с большим количеством инструментов обойдутся в 10-15 тысяч рублей.
Профессионалы советуют начинающим любителям резьбы по дереву покупать инструменты по отдельности и по мере необходимости. Скорее всего, из всего набора, состоящего из 15-20 позиций, наиболее часто вы будете использовать не более пяти ножей, а остальные будут просто занимать место на вашем рабочем столе. 

Единственный недостаток таких заготовок – небольшая длина (как правило, она составляет не более 10 см), что может оказаться недостаточно для резцов по дереву. Поэтому инструменты из таких заготовок делают составными, добавляя к лезвию держатель определенной конструкции. Подробное описание процесса самостоятельного изготовления таких резаков можно найти в интернете.

Ручная резьба по дереву в предлагаемом видео

Самый излюбленный материал резчиков – липа. Достаточно плотная и податливая, липа прекрасно, без сколов, режется. После высыхания изделия из неё не коробит и «не ведёт». Многие породы лиственных деревьев также традиционно используют в резьбе – это ольха, осина, яблоня, груша.

Потребность в деревянных изделиях зачастую настолько велика, что приходится искать и привозить желаемое из других регионов. Если вы еще не определились с выбором профессии, то обладая художественным вкусом, достаточной мерой усидчивости может стоит найти такого мастера, как в предлагаемом видео и обучиться мастерству у него?)

Цель данной статьи не обучить бизнесу с азов, а показать потребности и нужды обычных потребителей, а значит наметить свободные ниши для предпринимателей, решивших заняться производством деревянных изделий.

Сложно представить, что сейчас можно чего-то не найти в магазине, но это так. Недавно искала по всему городу деревянные бусины и деревянные заготовки для браслетов под роспись – не нашла! Придется передумать насчет подарков к Новому году.

Новичкам в резке по дереву не стоит браться за трудоемкие и дорогостоящие изделия. Времени потратите много, а покупатели вряд ли сразу повалят. Сначала нужно заработать себе имя, оттачивая мастерство на более простых, но нужных изделиях.

Что можно производить резчикам в домашних условиях? В первую очередь:

  • сувениры, игрушки;
  • резные шкатулки и панно;
  • нарды, шашки, шахматы;
  • украшение кухонной утвари (разделочные досочки, резные скалки, формы, тарелочки, мутовки, ложки и т.п.).

Начинающим не стоит покупать весь спектр существующих ножей, тем более, что наборы стоят не дешево, в зависимости от фирмы и комплектации от 5 до 15 тыс.рублей. Покупайте инструменты по мере необходимости, в выборе поможет опыт и интернет-форумы, где можно найти даже инструкции по изготовлению самостоятельно токарных станков.

Научившись самостоятельно затачивать свои инструменты вы значительно сэкономите во времени и деньгах.

Объёмная резьба

Объёмная резьба по дереву наиболее сложный вид обработки древесины. Ещё её называют – скульптурной. Этот вид характеризуется тем, что изготавливаемое изображение как бы отдалено от общего фона. Образует рельеф, скульптуру или целую скульптурную группу.

Объёмная резьба требует от резчика настоящего мастерства. Ошибки здесь не прощаются. Для изготовления применяются специальные инструменты.

Фигурками из дерева украшали жилища ещё в Древней Руси. Мастерили так же игрушки, фигурки животных, вырезали свистульки. Объёмная резьба широкое применение нашла в церкви, где ею украшали алтари, вырезали образа святых, вырезали кресты.

К объёмной резьбе относиться и корнепластика. Для неё берут нижнюю часть дерева, имеющую самые разнообразные формы, и создают оригинальные образы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector