Конспект занятия нод по рисованию «гжельские узоры» в старшей группе

Урок рисования на тему «Гжельские узоры» в старшей группе ДОУ

Практическая часть урока, рисование гжельских узоров

Цели занятия:

  1. Проконтролировать и укрепить полученные навыки, умения без помощи других рисовать гжельские узоры.
  2. Продолжить усовершенствовать технику исполнения гжельского рисунка.
  3. Зафиксировать полученные знания о ходе изготовления гжельских элементов и способность характеризовать их.
  4. Развивать творческий процесс и самостоятельность.

Программные цели

Обучающие:

  1. Развивать дальнейшее обучение по познанию особенностей росписи изделий, основными составляющими узора.
  2. Зафиксировать способы рисования по технике спирали, завитков, травинки, мазка с тенью, капли концом кисточки, волнообразных направлений.
  3. Обучить детей способностью тщательно рассматривать все находящиеся элементы (полосы, розочки, волнообразные дуги, сетка)
  4. Обучить самостоятельности, при составлении узоров на новой фигуре из прошедших элементов.
  5. Зафиксировать приёмы рисования пластичных линий, и способность рисовать концом кисточки.
  6. Подвести итог о пройденных народных промыслах.
  7. Увеличить знания ребенка об истории гжельской росписи.

Задачи урока

Воспитывающие:

  1. Развить заинтересованность к точному изучению народных промыслов.
  2. Эмоциональную чуткость.
  3. Способность оценивать творчество своих сверстников.
  4. Развивающие. Необходимо усовершенствовать:
  5. Сознание цветовой гаммы, при составлении росписи.
  6. Творческие фантазии, понимание и память.
  7. Плавность движений кистей руки, разные повороты рук.
  8. Увеличить лексический запас.
  9. Способствовать формированию детской фантазии и художественного творчества.

При рисовании гжель в старшей группе, у детей формируется:

  1. Общественное участие в коллективных мероприятиях.
  2. Окрепшая моторика рук.
  3. Самостоятельность.

Дополнительная информация! Трудность гжельской росписи заключается в освоение перемещений кисти. По этой причине, абсолютно всем начинающим требуется сперва отработать базовые элементы. Начиная с меньшего переходя в новые приёмы.

Урок рисования в старшей

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

Ребята к вам в гости пришел поросенок. Рассмотрите его, какой он необычный весь в красивых узорах. Из чего он сделан? (дети предполагают (глина, керамика, после дать потрогать).Назовите какими цветами он раскрашен? (белый фон, синий, голубой). какие узоры? (цветы) Ребята это не обычный поросенок этого поросенка сделали гжельские мастера.

2. Знакомство с историей гжели, гжельской росписи.

(дети садятся на коврики перед проектором) Просмотр презентации «Голубая сказка». Вы посмотрели презентацию. О каком народном промысле вы узнали? (ответы детей)

Недалеко от Москвы на берегу реки Гжелки находится знаменитое своими мастерами село Гжель. Местность, в которой производили керамику, тоже называли Гжелью. Керамическую посуду обжигали, жгли в печах. То, что получалось, называли «жгель» или «гжель».

Сине –голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится.

Чудо на фарфоре-синяя купель.

Это называется просто роспись гжель.

Посмотрите, ребята, какие изделия расписывают гжельские мастера. (просмотр наглядного материала – изделия гжельских мастеров)

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»— так ласково называли люди на Руси изделия из керамики: игрушки, посуду, сувениры.

Спустя некоторое время в Гжели стали производить тонкую фарфоровую посуду, а для ее росписи выбрали синий кобальт. Золотые обводки дополняли роспись. Это стало выделять гжель среди других промыслов.

Давайте вспомним. Как произошло слово «гжель»? Какие цвета используют для создания гжели? (ответы детей)

Физкультурная минутка (изобразить)

Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,

Синими цветочками, нежными виточками.

На белом фарфоре, как на заснеженном поле.

Из под белого снежочка растут синие цветочки.

Неужели, неужели вы не слышали о Гжели.

Ребята,отгадайте загадку:

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос. Пошумит, остепенится —

Пошумит, остепенится —

Пригласит чайку напиться.

(ответы детей) Молодцы, правильно, чайник.

Ребята поросенок узнал, что вы очень любите рисовать, и он вам принес раскраски гжельского чайника. А еще наш поросенок волшебник он знает заклинание, которое превратит вас в гжельских подмастерьев.

Если мы глаза закроем мы волшебный мир откроем.

Раз, два, три, четыре, пять вы художники опять.

(дети закрывают глаза. Воспитатель одевает фартук и берет художника)Теперь вы ученики, подмастерье, а я ваш гжельский мастер. Предлагаю вам научиться раскрашивать элементами гжельских узоров. (дети садятся за столы)

3. Показ элементов гжельской росписи.

Наиболее часто среди цветов гжельской росписи встречается роза, иногда её лепестки. А также такие элементы как завитки, спиральные завитки. Рисовать розу мы будем с вами приемом размывания цвета. Концом кисти обводим контур розы темно-синей краской. Затем чистой влажной кистью постепенно «размываем» цвет, в результате получается «объёмный» цветок сине-голубого цвета. (наглядный показ воспитателя с комментариями).

Когда мы рисуем концом кисти какие получаются линии? (тонкие линии- ответы детей). Этим способом вы будете рисовать спиральные завитки. Вот так (показ).

А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? (ответы детей) широкие полосы получаются, когда рисуют боковой стороной ворса (показ).

Посмотрите, сейчас кисть прижимаю сильно, а теперь слабо. Что вы замечаете (ответы детей (если нажать сильнее на кисть, получается темный цвет. А если слабее, то светлый оттенок). А если мы прикладываем кисть плашмя получится мазок, а из них можно нарисовать цветы и листья.

4. Работа детей у доски. (один ребенок)

Ребята, кто хочет попробовать нарисовать элементы у доски.

5. Роспись чайника в стиле гжель. Продуктивная деятельность. И так теперь вы приступайте. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась я включу вам музыку «Гусли».

6. Выставка детских работ.

Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочные красивые узоры и это при том что в росписи использовали всего один цвет –синий.

Ход занятия

Вводная часть (10 мин)

Воспитатель вносит медвежонка. Дети стоят на ковре.

— Ребята, сегодня у Мишутки день рождения. Он бы очень хотел его отпраздновать в кругу своих друзей. Посмотрите какую красивую сахарницу, подставку, шкатулку, чайник и чашки он приготовил. Посмотрите, какими элементами украшены эти предметы? (цветочками, листиками, ягодками клубники и смородины, травинками). Эти предметы украшены растительным узором.

А вот из-за своей неуклюжести Мишутка разбил тарелочки. Они разлетелись на мелкие кусочки и их собрать невозможно. У него осталось только одна тарелочка. Чем она украшена? (Узором)

— Это не постой узор, а (Орнамент)

— Как вы это определили? (Элементы повторяются и чередуются)

— Ребята, мне очень хочется помочь Мишутке. А вы мне поможете?

— Давайте с вами сделаем красивые тарелочки, нарисуем на них орнамент, тогда Мишутка сможет праздновать свой день рождения и накормить всех гостей.

Обследование.

— Что бы орнамент получился правильный на него надо внимательно посмотреть. Какой формы тарелка? Где расположены элементы орнамента? (в середине и по краю круга). В середине расположен один цветок, а по краю круга элементы орнамента чередуются по порядку, как в полосе (цветочек, яблочко, листик).

Показ.

Воспитатель приглашает детей встать полукругом на ковре перед мольбертом. На мольберте воспитатель закрепляет заготовку тарелочки.

— Чтобы нарисовать тарелочки с орнаментом, я беру круг. Сначала надо придумать орнамент. Я середину украшу большим цветочком, а по краю у меня будут чередоваться маленькие цветочки, яблочки и листики. Начну украшать с середины, рисую цветок (без стебелька). По краю тарелки я тоже нарисую цветочки на одинаковом расстоянии друг от друга. Нарисую первый цветок и оставлю место для яблочка и листика. И так по всей тарелочке нарисую цветы с промежутком, для других элементов. Вторыми я стану рисовать яблочки после каждого цветка, не забуду оставить место для листика. Когда все яблочки нарисую, перейду к листикам. Я буду рисовать листик после каждого яблочка.

Основная часть (15 минут)

— Ребята, теперь я вас попрошу сесть за стол и нарисовать для Мишутки тарелочки. Сначала, вы повторите орнамент, который придумала я, а на другой тарелочке придумаете свой растительный орнамент. Мишутке надо много тарелок для гостей. Помните, что для того, чтобы нарисовать быстро нужно рисовать сначала одни элементы, потом вторые, третьи и т. д.

Заключительная часть (5 минут)

Дети стоят вокруг столов, где расположена выставка.

— Ребята, что мы сегодня сделали? (Тарелочки с растительным орнаментом)

— Где расположены элементы орнамента в круге? (В середине и по краю)

Воспитатель проводит индивидуальный опрос детей.

— Какие элементы в своем орнаменте ты использовал?

— Можно ли считать узор на твоей тарелочки орнаментом, почему?

— Посмотрите, вы все соблюдали одно правило, а орнаменты получились разные. Мишутка благодарит вас за то, какие интересные орнаменты вы придумали.

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.

Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»  — так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства — испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.

Примеры посуды в стиле Гжель:

Совершенство в каждой детали:

Сегодня у нас есть отличная возможность познакомить ребенка с Гжельской росписью, приобщить к исконно русскому творчеству, и даже испытать себя в роли  народного мастера. Занятие также поможет развитию у него эстетического вкуса, фантазии, умению по мотивам составлять общий узор.

Вообще этот урок расчитан на ребенка 5-9 лет, но в принципе, для разнообразия можно вовлечь и трехлетнего малыша, не требуя, конечно, от него слишком точного исполнения росписи.

Ход занятия:

Край фарфорового чуда,

А кругом него леса …

Синеглазая посуда —

Вазы, чайники и блюда

Ярко светится оттуда,

Как родные небеса!

Вот с этого красивого, нежного стихотворения я и хочу начать наше занятие.

И так. В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель.

Давным – давно жили – были там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую – белую, решили лепить из неё

посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один чайник слепил, другой мастер посмотрел и не стал лепить чайник, а слепил кувшинчик, а третий блюдо. Каждый мастер стал лепить свою посуду, и не было ни одного изделия похожего на другое. Но не только лепниной украшали Гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её «нежно –голубое чудо». На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали какие умелые мастера живут на Руси.

Сегодня мы с вами побываем на выставке Гжельской керамики.

Посмотрите и скажите, пожалуйста, какие же предметы расписывали Гжельские мастера? А какие элементы росписи они использовали украшая свои изделия? (цветы, траву, листья, завитки, ветки). А какие основные цвета используют мастера в своих изделиях?

А сейчас я хочу предложить вам стать Гжельскими мастерами.

Давайте мы все сядем за свои столы. А расписывать мы будем кувшин. Посмотрите, как расписала кувшин я. Какие элементы использованы в росписи чайника? А теперь я вам покажу в какой последовательности рисовать эти элементы. Начнём рисовать с цветка трилистника. Закрашиваем лепесток по краю слева на право слитными линиями без просветов. Работаем голубой краской. А теперь пусть цветок подсыхает, а мы нарисуем концом кисти ветку, травку, завитки, по верхнему и нижнему краю. Вы это знаете, и я показывать не буду. Мы работаем такими красками как настоящие мастера. Для этого нужно взять концом кисти тёмно – синей краски и провести по краю цветка тонкой линией.

Самостоятельная работа детей выполняется под звучание русских инструментов.

Воспитатель проводит индивидуальную работу. По окончанию работы дети организуют выставку своих работ и анализируют их.

Вот такие кувшинчики получились у детей.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей в группу под музыку «Ярмарка».

— К нам сюда скорее просим.

Заходи, честной народ!

Веселее, не зевайте,

Всех вас ярмарка зовёт!

Ярмарка! Ярмарка!

Русская ярмарка!

Кто на ярмарку придёт.

Что захочет – всё найдёт!

— Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Купите у коробейника дымковскую ложку. Ну, не хотите ложку, так хоть купите городецкую матрёшку.

Дети: Нет! Мы пришли за гжельской посудой.

Воспитатель-коробейник: Ну, посуды у меня много. Выбирайте! (Предлагает детям посуду любой росписи, только не гжельской. Дети не берут)

Воспитатель: Объясните тогда, что же это за посуда и чем она отличается от всей остальной, что есть у коробейника.

Дети объясняют признаки гжельской росписи, называют её элементы. Узоры выполнены синей краской (сказочный цветок, завитки-усики, листья, травинки и ягодки, прямые и волнистые линии, бордюры, точки)

Воспитатель-коробейник: Кто расписывает такие узоры? (гжельские мастера)

А где живут и работают такие мастера вы знаете? (В подмосковном местечке Гжель)

Рассказ ребёнка. В подмосковном местечке Раменского района есть деревенька Гжель. Издавна гжельские мастера изготавливали различные гончарные изделия (посуду и игрушки) из глины. Обжигали ее при высокой температуре. После мастера-художники расписывали ее по белому фону сине-голубыми узорами и цветами. Эти изделия были настолько нежными, красивыми, что слава о гжельских мастерах и об их изделиях пронеслась по всему свету. Посуда пользуется спросом практически во всех городах и радует глаз.

Воспитатель-коробейник: Много у меня посуды, а вот такой диковинной нет. Не поможете ли вы мне её добыть?

Воспитатель: Как можно помочь коробейнику? У меня есть тарелочки, но на них нет узоров. Давайте украсим их.

Давайте ещё раз вспомним приёмы рисования узоров. (Мазок, примакивание, тычки, прокрутки. Тонкие спирали, травинки, волнистые линии надо рисовать самым концом тонкой кисти. А вот лепестки цветов и капельки рисуем толстой кистью). Какого цвета узоры на гжельской посуде?

Посмотрите, какие краски у вас есть на столах? Какой нет? Как получить? Используйте палитру для смешения цвета.

Для начала давайте разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

(дети поочерёдно разминают пальчики сначала на одной руке, потом на другой)

Красят домик маляры

Для любимой детворы.

Если только я смогу,

То им тоже помогу.

Воспитатель: Прежде чем рисовать, давайте вспомним, что крупные элементы мы будем располагать в центре, вокруг более мелкие детали. Кант или бордюр – по краю. Элементов не должно быть слишком много или слишком мало.

А чтобы работа ладилась да спорилась, я вам включу музыку. Она такая же нежная и прекрасная, как и узоры.

-Самостоятельная работа детей под музыку «Сказочная Гжель»

Физминутка. Чудо – птицы прилетели (взмах, руки вверх)

Прилетели к нам из Гжели. (опустить руки)

На ветвях они присели (присесть)

Вдруг вспорхнули, улетели. (встать, улететь)

Продолжение работы под музыку.

Выставка тарелок. Беседа.

-Какая тарелка вам понравилась больше всего? Почему?

-Какая тарелка получилась самой яркой? Почему?

-На какой тарелке использовано больше разнообразных элементов? Каких?

Воспитатель-коробейник: Ах, какая чудесная посуда у вас получилась. Вы настоящие мастера!

Воспитатель: А ведь на ярмарку народ ходит не только, чтобы на людей посмотреть и себя показать, а чтобы и что-нибудь себе купить. Давайте попробуем продать свою посуду. А для этого нужно расхвалить свой товар так, чтобы гостям захотелось его купить.

Дети расхваливают свои работы и «продают» их.

Ход занятия:

Рассказываю детям о гжельском народном промысле.

Нежно — голубое чудо – сказочная гжель так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Это посуда, сувениры, игрушки. Гжель – это поселок в глубинке России, где гжельские мастера лепили из глины белого цвета посуду, статуэтки, шкатулки очень высокого качества расписывали ее вручную, используя голубой цвет в различных узорах. Узоры состоят из различных цветов, сеточек бордюров, капелек. (Делаю акцент на использование двух цветов белый фон и голубого или синего узоры и различные оттенки). Назвали такие изделия гжелью.

— Давайте рассмотрим изделия гжельских мастеров, отмечаю особенности изделий, их неповторимость мастера одинаковых изделий нет – показ презентации.

— А теперь отгадайте загадку:

Снежно-белая посуда, расскажи нам – ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела.

Голубыми, синими, нежными, красивыми (гжель).

— Предлагаю детям поиграть в подмастерья, для этого раздаю детям шаблоны кувшина, сделанные из бумаги, и предлагаю им попробовать расписать их в стиле гжели. Для этого нам нужно приготовить наши пальчики (пальчиковая гимнастика).

Наши синие цветы распустили лепестки, Наши синие цветы закрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет Тихо засыпают, головой качают.

— Отмечаю, что роспись рисуется кистью прямо на заготовке, для этого кисть необходимо держать тремя пальцами. Шаблон можно вращать для более удобного положения. Показываю несколько приемов росписи (капелька, точка, извилистая волна, цветок) напоминаю о том, как нужно пользоваться салфеткой, убирать лишнюю воду.

Дети выполняют самостоятельно, в процессе работы индивидуально оказываю помощь.

Подведение итогов: предлагаю детям сделать выставку из своих работ, полюбоваться ими. Чья работа вам больше всего понравилась? Обсудить. Вспомнить с каким видом росписи познакомились.

В завершении благодарю детей и предлагаю убрать свои рабочие места. Контролирую уборку рабочего места.

Литература:

1.Художественное творчество детей 2-8 лет: метод. пособие для воспитателей / Т. Н.Доронова — М: Просвещение, 2015

2. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа /Т. С. Комарова – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

3. Развитие художественных способностей дошкольников. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

Приложение к занятию:

1. Презентация «Сказочная гжель».

Ход ООД:

Педагог: — Ребята, нам пришла посылка. Посмотрим, что в посылке, в ней посуда, узоры и письмо.Пишут нам мастера-умельцы:

«Дорогие ребята! В нашей мастерской произошло несчастье. Злая Помеха-неумеха перемешала все краски, смыла все цветы — рисунки и теперь наши изделия никого не радуют, и их никто не узнает. Помогите нам вернуть узоры на место»

Педагог: — Как мы можем помочь мастерам?

Дети: — Украсить посуду узорами.

Педагог:- Но для начала, нам нужно вспомнить, в каких росписях используют эти узоры? (Дети рассматривают элементы узоров из посылки и определяют)

Дети: — Хохломская. Гжельская.

Педагог:- Какой цвет используют художники для хохломской росписи и что он олицетворяет?

Дети: Красный — цвет красоты.

Золотой – цвет солнца, урожая, хлеба.

Зеленый – цвет жизни, травы.

Черный – цвет земли нашей плодородной.

«Хохломская роспись, Алых ягод россыпь

Отголоски лета в зелени травы

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы

Блестят они как золотые

Как-будто солнцем залитые.»

Педагог: — Какие элементы росписи вы узнали? («листочки», «травка», «трилистник», «завиток», «пятна», «точки», «ягодки»).

Педагог: — Как называется основной завиток – ведущий стебель?

«Криуля».

Игра: «Составь узор». (Дети украшают трафареты посуды, выкладывая элементы, составляя узоры)

Педагог: — А что же это за посуда? Белая! А узоры – синие?

«Сине-белая посуда

Расскажи-ка, ты откуда?

А из Гжели я пришла

И цветами расцвела:

Голубыми-синими,

Нежными красивыми».

Педагог:- Правильно – это Гжельская посуда. Рассмотрите внимательно эту посуду.

— Какие знакомые элементы вы видите в росписи каймы? (точки, капельки, бордюры, полоски).

— Но самый излюбленный узор – гжельская роза. Ее мы будем учиться рисовать. Она выполнена широкими мазками с тенью

Для получения хорошего мазка важно правильно распределить краску по кисти — к краю ее должно быть больше, а к середине меньше

— Обмакиваем край кисти в краску, аккуратно прикладываем к бумаге, и уверенным движением руки наносим мазок, поворачивая кисть при симметричном рисовании в одну, затем в другую сторону, получая цветок. Роспись цветка необходимо начинать с середины – мазок вверху, мазок внизу, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. Какой элемент у нас получился – роза.

Педагог: — А сейчас мы сами превратимся в цветок.

Физминутка «Цветок»:

«Вырос красивый цветок на поляне

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание.

Дружно дают под землей корешки».

Педагог: — Настало время помочь мастерам, я думаю, вы справитесь. Выбирайте посуду, которую вам хочется украсить.

Вопросы на закрепление, самостоятельная работа детей – украшение посуды. В группе звучат русские народные мелодии.

Педагогом оказывается индивидуальная помощь.

Анализ выполненных работ

Дети рассматривают работы, обращают внимание на более удачные выполнения узоров

Педагог: — Ну, а теперь, когда так замечательно вы справились с работой, что мы сделаем с вашими изделиями?

Дети: — Отправим мастерам – умельцам!

Педагог: — Молодцы, хорошо потрудились, выполнили просьбу о помощи.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята,послушайте стихотворение Светланы Ледковой:

Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Русь украшает чудо-Гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты,

И легким ветерком как будто,

На нас подует жарким летом.

Порой осенней в ярких красках

Природы милого творенья,

К нам гжель приходит снежной сказкой,

Зимы, предвидя приближение.

Ну а зимой, холодной, вьюжной,

Согреет нас огнем камин,

В котором, жаркий пламень дружит

С узором сине-голубым.

Воспитатель: мы с вами уже знаем, что синие и голубые узоры и цветы на белой посуде – это гжельские узоры.

Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.

Воспитатель: Кто расписывает такими узорами?

Дети: Гжельские мастера.

А где живут и работают такие мастера вы знаете?

Дети: В подмосковном местечке Гжель.

В цехе художественных изделий будущие вазы или статуэтки отливаются в форму. Затем каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы, чтобы оно стало гладким, а краска ложилась ровно. В цехе художественной росписи фарфора мастер-живописец вручную расписывает каждый предмет. Разметка узора наносится через кальку порошком измельченного древесного угля путем припудривания. В мастерских художников от эскиза идея воплощается в высокохудожественное произведение искусства.

Исполнитель росписи обязательно ставит свою подпись на каждом изделии. Завершается производственный и в то же время творческий процесс обжигом

На вагонетку осторожно устанавливают расписанные, глазурованные изделия, и вагонетка заезжает в печь размером с дачный домик

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, а что украшают гжельскими узорами?

Дети: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, сервизы.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, а из чего гжельские мастера делают свои изделия?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Какими узором украшают мастера свои изделия?

Дети: Завитки, цветы, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.

Воспитатель: Правильно, еще очень часто изображают сказочных животных и птиц. А на больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

А вот ещё одно стихотворение Л.Куликовой:

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса.

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Воспитатель: А какими цветами расписывают мастера свои изделия?

Дети: Голубыми, синими, темно-синими.

Воспитатель: Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок выглядит серо-черным.

Воспитатель: Давайте отдохнем.

Физкультминутка «Держим кисточку»:

Держим кисточку вот так: это трудно? Нет, пустяк!

(Рука на локте. Кисточку держат тремя пальцами выше её металлической части.)

Вправо – влево, вверх и вниз побежала наша кисть.

(Движения кистью руки по тексту.)

А потом, а потом кисточка бежит кругом.

(Кисточку держат вертикально.)

За тычком идет тычок! Закрутилась как волчёк.

(Выполняют тычки без краски на листе.)

Воспитатель: На предыдущих занятиях мы с вами лепили тарелки как гжельские мастера из глины, потом мы заготовки-тарелочки сушили и покрывали гуашью. А Каким цветом мы покрывали наши изделия?

Дети: Белым.

Воспитатель: Правильно белым. Мы уже знаем, что гжельские узоры это- синие и голубые узоры и цветы на белой посуде. А для чего мы рисовали с вами эскизы к росписи тарелки-заготовки.

Дети: — Для выбора лучшего узора для росписи тарелочки.

Воспитатель: А Сегодня, мы с вами почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами-живописцами. Вот наши тарелки-заготовки, которые мы с вами готовили к росписи, они у нас белые нераскрашенные (Воспитатель раздает каждому ребенку его белую заготовку-тарелку и эскиз к ней). Давайте распишем наши тарелки-заготовки как настоящие мастера-живописцы! А в конце работы мы устроим выставку наших работ.

Теперь дорогие мастера гжельской росписи можно начинать свою работу.

9.

10.

11.

12.

13.

Итог занятия:

В конце занятия дети раскладывают тарелочки на выставочном стенде. Ребята рассматривают свои работы, отмечая успехи и аккуратность.

14.

Воспитатель: Молодцы ребята!: Потрудились вы на славу. Хорошие мастера и мастерицы из вас вырастут!

Оформляется выставка работ под девизом:

Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.

Практическая часть урока, рисование гжельских узоров

Знакомство с гжелью

Существует одна быль про гжельскую роспись. Неподалеку от столицы России, города Москвы находится одна небольшая деревушка гжель. Когда-то давным-давно там проживали отважные, умелые и весёлые мастера. Однажды они все вместе собрались и стали придумывать как ы им продемонстрировать своё мастерство. Думали, думали и наконец-то придумали.

Как-то вечером, они нашли в своей деревушке прекрасную глину, белоснежного цвета, и приняли решение что будут лепить разнообразную посуду и расписывать синей краской. Ходит поверье, что небо у них было синие синие, что в России нигде так не было. И пришла им мысль расписывать синими оттенками на белом фоне. И начал каждый мастер производить своё умение. Кто-то лепил вазу, кто-то чайник, а кто и вовсе разных животных, птиц. Вот от сюда и пошёл помысел про гжельскую роспись.

Обратите внимание! Имеется мнение что термин гжель считается искривлённым словом от слова жгель. Ведь раньше глиняную посуду обжигали и жгли в печах

Практическая часть урока

Гжель-традиционная народная роспись на керамике, которая в ходе стала достаточно популярной. Вследствие ярких кобальтовых оттенков, насыщенной майолике и поразительных узоров и рисунков.

Ведь настоящее богатство любого народа-являются не материальные ценности, а давние традиции. Гжель-это особенная техника, что предполагает собой искусную роспись на керамических изделиях. Как и многие другие промыслы, данная искусство имеет только добрые сказки. На сегодняшний день данная роспись — это не только увлечение, но и огромный центр по изготовлению керамики.

К особенностям данного вида искусства можно отнести:

  • глазурирование плоскости;
  • белоснежный фон;
  • узор произведённый в нежно лазурных и синих тонах;
  • достаточно сложные узоры в русско-народном стиле;

Что самое главное и ценное, что данная роспись исключительно ручная.

Место, где изготавливали эти изделия называется тоже Гжель. Это находится в неподалёку от столицы России, города Москвы на берегу реки.

Обратите внимание! Знакомство рисование гжель в старшей группе с народным видом искусства, в первую очередь передает им понимание о традициях, обычаях, особенностях жизни. Ведь народные традиции передаются из поколения в поколение, передавая все особенности прекрасного

Ход НОД.

Марфа (воспитатель в народном костюме) встречает гостей по русскому обычаю «Хлеб да соль»

Марфа. Проходите, гости дорогие (дети садятся на стульчики).

Меня зовут Марфа Гжельская. Делу – время, а потехе час.

Вот послушайте, что расскажу сейчас. Недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит город Гжель. Земля вокруг богата белой глиной, из которой мастера научились делать посуду.

Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!»

Давайте полюбуемся нашей выставкой.

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Изделия, созданные художниками и имеющие практическое применение в быту, относятся декоративно–прикладному искусству.

Каждый гжельский мастер показывал свое умение, лепил посуду, какой свет не видывал. Они лепили и чайники похожие на петушков, масленки в виде рыбок, кувшины и вазы, и чашки. Мастера украшали свою посуду лепниной и расписывали ее синей краской по белому фону. Художники рисуют на своих изделиях цветы небывалой красоты, сеточки, полоски, капельки, завиточки. (Дети рассматривают элементы росписи на посуде.)

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос —

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг)

Марфа. А вы хотите посмотреть, как изготавливают посуду на гжельской фабрике? (Ответы детей.)

Марфа. Тогда я предлагаю вам отправится в путешествие с моей помощницей фей Гжелочкой.

Презентация «Сказочная Гжель» (с голосовым сопровождением)

Здравствуйте ребята, меня зовут Гжелочка.

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла,

И цветами расцвела.

Голубыми, синими

Нежными, красивыми.

Я сейчас вам расскажу, как изготавливаются Гжельские керамические изделия на «Гжельской фабрике»

Для изготовления Гжельских керамических изделий используют уникальную белую глину, смешивают с кварцевым песком, получается керамическая смесь. Такая смесь пластична, она может принимать любую форму, какую мастер пожелает, и сохранять ее после обжига.

В готовые формы — заливается жидкая керамическая смесь.

Затем изделия сушат в специальных сушильных камерах, после этого переходят к следующей операции – оправке.

Оправка — это затирание швов и неровностей мягкой влажной губкой,к изделию приклеивают недостающие части: ручки, носики и досушивают сушильных камерах.

Дальше — обжиг, в муфельной печи при высокой температуре 1000 градусов. После обжига изделия приобретают прочность.

Потом посуду, расписывают на каждом изделии мастер ставит свою подпись, так тарелка или кувшин становятся авторским произведением искусства.

.и купают в глазури (тонкая стекловидная пленка, придающая изделию водонепроницаемость и красоту).

И обжигают еще раз.

После этого появляются известные на весь мир изделия гжельских мастеров. Изготовление гжельских изделий выполняются вручную и трудятся на таких заводах в основном женщины. Ведь работа эта очень тонкая и кропотливая.

Вам понравился мой рассказ?

Спасибо за внимание!

До свидания ребята!

Вопросы к детям.

Откуда появилась такая красивая посуда?

Какие цвета используют гжельские мастера?

Из какого материала гжельская посуда?

Она хрупкая или крепкая?

Марфа. А сейчас я предлагаю раскраски с гжельской посудой, выбирайте посуду и раскрашивайте.

Марфа. (Рассматриваем посуду, раскрашенную детьми.)

Марфа

Обращает внимание на гжельскую посуду

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье Русская, звонкая Гжель!

Синие розы по белому фону.

Море цветов голубых.

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Марфа угощает детей конфетами, прощается с детьми, они уходят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector