Волховская роспись
Содержание:
Спрос на русскую культуру
Идея возродить художественные промыслы возникла во время работы над другим проектом в сфере ремесленничества — творческой экомастерской TreeArt. По словам предпринимателя, в Петербурге продают сувениры из Китая, местной продукции почти нет. Поэтому возрождение промыслов, бытовавших ранее на территории Ленинградской области, Сергей Лебедев посчитал перспективным. «Мы понимаем, что подобные сувениры востребованы, потому что запрос на российскую историю и культуру достаточно велик», — считает предприниматель. Работу над проектом он ведет совместно с ведущими музеями Петербурга. «Нам удалось воссоздать сюжеты, которые находятся на изделиях в музейных фондах», — рассказывает Сергей.
Какие используются цвета
Сначала в качестве краски волховские умельцы использовали сажу. Ее смешивали с лиственничной смолой и береговой глиной. Потом на смену этому сложному способу пришла клеевая роспись по меловому грунту. Отличается волховская роспись особым мазком: мазки краски предполагали переходы цвета. На кисточку набирают не один цвет, а сразу несколько.
Какие цвета присутствуют на работах:
- оттенки красного и оранжевого;
- вариации лилового, сиреневого, фиолетового;
- зеленый цвет – от травяного до насыщенного темного;
- белый;
- синий и голубой цвета;
- черный, темно-коричневый.
Очевидно, что это не скупое на цвета художественное направление, обогащенное именно особенной техникой перехода цвета. Несмотря на яркость и пестроту, за счет цветового перехода в картинке присутствует притягательная мягкость и нежность.
Современное развитие волховской росписи
В Государственном Русском музее находится коллекция прялок, которая послужила основой для воссоздания одного из ладожских промыслов. А, если быть точнее, воссоздали старинное направление уже не как промысел, а как промышленное производство. В Волхове раньше было небольшое производство деревянной утвари, а при организации в конце 60-х гг. прошлого века Ленинградского объединения народных промыслов появился цех художественной обработки дерева.
В 90-е русское народное искусство находилось если не на грани забытья, то под большим риском затухания всякого интереса к нему. К счастью, этот период не был долгим, и сегодня народные промыслы стали опять востребованы, интересны и внутри страны, и за ее пределами.
Так, в 2018 году научно-производственный холдинг «Аксортиум» вместе с многочисленными партнерами в сфере искусства организовал масштабное научное исследование. Благодаря этому проекту изделия и традиционные орнаменты волховской росписи по дереву были воссозданы, получилось систематизировать и полное описание элементов промысла, композиционных видов, вариантов нанесения орнамента, цветовых и стилевых особенностей.
И уже в 2019 году в г. Волхов, на родине промысла, создано предприятие, которое так и называется «Волховская роспись». Изделия, которые производит предприятие, документально относятся к народным художественным промыслам. Такое событие – явление в мире традиционного русского народного искусства.
Волхов стал примером арт «регенерации», когда современники инвестировали ресурсы в старинное художественное направление. Ручная работа никогда не будет предполагать огромных масштабов, большого рынка сбыта, высокой производительности
Но пример Волхова заинтересовал общественность: на него уже обратили внимание и журналисты, и популярные блогеры, и предприниматели. Прекрасно, если по образцу «Волховской росписи» новое дыхание обретут и другие яркие, самобытные промыслы России
Рекомендуем также познакомиться с ракульской росписью. Как и где она появилась, а также, в чем ее особенность, читайте в нашей статье: «Ракульская роспись – в чем загадка ее возникновения, и почему этот промысел выделяется в ряду схожих народных направлений?».
Как работает мастерская
Когда мы пришли, за столами, сосредоточившись на кисточках и изделиях, сидели пять человек – и женщины, и мужчины. Как рассказали, раньше роспись была скорее мужским делом, однако сейчас на пол не смотрят:
– Наши мастера – люди с золотыми руками и таких очень мало, – восхищается Лебедев. – Это не рабочая специальность, это не набор. Мастер или принимает это в себя, и идёт вовлечение в процесс, или нет. По-другому это не работает. Художник может быть очень хорошим, у него может быть высшее образование, но если не получается принять, то ничего не выходит.
В конце прошлого года «Волховская роспись» подписала соглашение с «Мультицентром социально-трудовой интеграции», помогающим людям с особенностями. Центр даёт специальность, программу обучения на протяжении почти полугода. Сергей Лебедев надеется, что их совместная программа начнётся в ближайшее время:
– Это люди, как мы говорим, с безграничными возможностями, у них процесс вовлечения занимает минимальное время. Они настолько замотивированы, настолько выдают интересные работы! Мы провели буквально несколько мастер-классов – спасибо всем, кто этому содействовал. Я был удивлён, от того, как это происходит, насколько быстро люди вовлекаются, и с какими глазами они всё делают. Я очень надеюсь, что скоро в волховской мастерской эти ребята тоже появятся, мы будем очень рады и очень хотим их здесь видеть
Видеть, как работают эти люди, это тоже важно и зачастую, наверное, нас самих мотивирует, – рассказывает Сергей
Для себя в мастерской разработали KPI – «хорошее слово для народных художественных промыслов», шутят тут. Даже придумали «индекс неваляшки», чтобы понимать, сколько надо сделать, не теряя качество.
– Всё-таки, ручная работа и мастера набивают руку. Конечно, есть часы работы, но и неваляшки есть по своей сложности разные. Может быть от двух до пяти неваляшек в день. А есть такие, которые делаются целый день. А есть изделия на несколько дней. Например, сундук. На него ушло три дня. Мы работаем с материалом, который мы воссоздали. Этот сундук сделан по образу того, чтобы увидели в фондах, он близок к тому, что было в XIX веке, – отмечает Лебедев.
Волховские неваляшки в этом году победили на Всероссийском конкурсе туристических сувениров. Неудивительно: этнографическое исследование перед запуском производства шло год. Теперь эксперты, которые хранят всё, что связано с традициями, по словам Лебедева, «три шкуры снимают за то, как изделия этим традициям соответствуют». Ничто не выходит без согласования со специалистами из Этнографического музея: контролируют всё – цвет, направление лепестка, во что одета неваляшка, цвет сарафана, что на сарафане, как убраны волосы, какая завязочка… Всё должно соответствовать действительности. Сергей рассказывает:
– Иногда эксперты привозят к нам в мастерскую, например, сарафан, чтобы показать, как же это было на самом деле. В общем, воссоздание идёт полное – именно поэтому идёт такое качество. Именно это оценило жюри конкурса: мы взяли приз, как они объяснили, за этнографичность и аутентичность.
В мастерской каждое изделие изготавливает один человек. Поэтому у неваляшек разные лица, и они все подписаны. Так они имеют большую художественную ценность, да и раньше делали так же. Лебедев решительно заявляет:
– Мы никогда не будем тиражированным на ультрафиолетовом станке магнитиком, никогда в жизни. В каждом изделии всегда будет частичка души. Я думаю, что очень скоро Волховская роспись встанет в один ряд с гжелью и хохломой. Мы уже запустили в Волховском районе школу мастеров – здесь каждый может разобраться, как это делается. Мы ещё не увидели ни одного равнодушного человека, – улыбается на прощание Лебедев.
С чего начатьВся информация для тех, кто хочет начать своё дело и получить поддержку от государства, – на сайте www.813.ru. Узнать о других участниках проекта можно на сайте газеты www.metronews.ru и в соцсетях по хештегу #я_предприниматель_ло
Особенности создания узоров
Волховская роспись особенно живописна, когда-то ее даже называли «сельским Ренессансом». Она прекрасно справляется с задачей воссоздания природных явлений: игры солнца на растениях, естественной колористике природы. Легким и свободным движением кисти художник создает на поверхности лист, стебелек или лепесток. И в каждом таком элементе, кажется, готова уместиться целая радуга.
Даже освоив только базовые элементы, розан и листья, можно создавать интересные композиции. Тот случай, когда красота изделия раскрывается не через сложный орнаментальный или геометрический узор, не через мелкие, тщательно прорисованные детали. Мазок с цветовым переходом, базовые элементы и правильное композиционное решение создают красивую и самодостаточную работу.
Расписные ложки, подносы, тарелки, матрешки, оформленные по-волховски, великолепно смотрятся в интерьерах русских домов. Особенно раскрывается красота народных промыслов на белом базовом фоне. Если, например, у вас на кухне белые стены и в целом светлая отделка, то декоративные яркие расписные пташки (или тарелки, ложки, доски) становятся прекрасным динамическим элементом.
Примеры работ в технике волховской росписи вы можете посмотреть в данном видео.
Вместо приобретения культовых далекарлийских лошадок или других изделий, широко известных в мире, можно купить красивую русскую матрешку или птичку-свистульку. Они не так разрекламированы, но могут сделать ваш дом чуть уютнее, чуть теплее, и самобытнее. Изделия волховской росписи прекрасно подходят для этой цели.
История
Известно это художественное направление с 19 столетия. Возникла роспись в поселениях на берегу реки Волхов, что и заложено в ее названии. В целом же относят этот промысел к числу ладожских ремесел.
В самом начале своей истории волховская роспись не отличалась той красочностью, по которой она впоследствии стала узнаваемой. Прославили ее прялки, которые изначально украшала резьба. Это был трудозатратный процесс, который по мере совершенствования открывал мастерам все большие колористические возможности.
Собственно, прялки и являются первым и наиболее изученным видом расписных волховских произведений. Они делились на две разновидности: «золоченки» и «крашенки».
Волховские прялки:
- «Золоченки» отличало стилистическое декоративное единство. На лицевой стороне предмета изображался крупный цветок, с трех сторон обрамленный полоской с именем обладательницы прялки. Мазок используется плоский, но за счет цветовой композиции цветок сочный, выпуклый. «Золоченки» — нарядные, праздничные. На них видна символика стихий, а также растительные и анималистические мотивы.
- «Крашенки» — на них золотого обрамления и надписей не было. Но отличали многие «крашенки» точеные ножки, причудливо изогнутые сережки, и очень живописный декор. Можно сказать почти с уверенностью, что эти прялки предваряли появление «золоченок». И традиционные композиционные приемы сохраняются в обоих видах расписных изделий.
Позднее мастера взялись за роспись разделочных досок и других деревянных изделий. Если говорить о стилистическом влиянии, нельзя не заметить, что в волховской росписи много взято из карельской росписи. Влияние петриковского промысла, как ни удивительно, в волховских образах тоже просматривается.
Художественные особенности
Главная особенность волховской росписи — градиентный мазок с тонкими переходами от одного цвета к другому: на кисть наносится не один, а сразу два цвета и более. При нанесении один цвет «переходит» в другой, создавая эффект игры солнечного света на растительных элементах (листьях и лепестках).
Для волховской росписи характерен яркий орнамент с центральным элементом — розаном, окружённом листьями. Волховский розан хорошо узнаваем благодаря градиентному мазку и насыщенным цветам.
Существовало два типа прялок в зависимости от используемых цветов и декора:
- Прялки-золочёнки. Их росписью занимались в основном в деревнях на правом берегу реки Волхов в местности под названием Спасовщина. Композиции золочёнок отличаются насыщенными оттенками и обильным использованием золотого цвета.
- Прялки-крашенки. Отличались от золочёнок отсутствием росписи золотым цветом — вместо него использовали жёлтую краску. Декор крашенок также был гораздо скромнее. Такие прялки изготавливали в основном на левом берегу Волхова, в округе Новой Ладоги.
Особо ценились «именные» прялки. По периметру от центральной композиции с розаном располагалась тёмная полоса, на которой жёлтыми или золотыми буквами писали имя хозяйки изделия, а иногда и мастера.