Тагильская роспись

Чем жостовский поднос отличается от тагильского

Чем жостовский поднос отличается от тагильского

Вот такую красоту делает Лариса Шевченко

Тагильский поднос старше жостовского. Именно Нижний Тагил считается родиной российской росписи по металлу, которая возникла здесь ещё в начале XVIII века.
В Тагиле роспись по металлу сразу поставили на поток – на демидовских металлургических заводах для выращивания мастеров-живописцев была даже открыта школа, куда приглашались известные зарубежные мастера.
…На проходной фабрики «Эмальпосуда» меня отправили к серому зданию, стоящему в сторонке.
– Там ищите подносы, – сказал охранник.
Внутри здания темнели коридоры, капала вода с потолка, я одиноко бродила, не встречая ни души. Правда, в одном из помещений нашла подносы. Они сиротливо стояли рядком, прислонённые один к другому. На спинке крайнего висел ярлычок: «Метальная лавка. Тагильский поднос». Я развернула поднос. На лицевой стороне яркими пятнами сверкали гроздья рябины. На втором подносе цвели розы. На третьем зеленела берёзовая роща.
– Берите! – неожиданно рядом со мной возникла какая-то женщина. – Маленький – всего двести рублей, большой – четыреста! Ручная работа!
Когда-то такой поднос стоил десять советских рублей. Десятая часть маминой зарплаты. Огромные деньги! Поэтому подноса в нашей семье никогда не было.
– В другой комнате тоже есть хороший выбор! Хотите посмотреть? – предложила женщина, оказавшаяся старшим мастером Лилией Абросимовой.
Мы снова нырнули в темноту, прошли пару коридоров и наконец очутились в мастерской. Здесь сидела одна-единственная художница, зато заслуженная, – Лариса Шевченко. Она аккуратно рисовала кистью по чёрной глади подноса.
Вначале Лариса нарисовала круги – обозначила места будущих цветов. Затем я увидела знаменитую двойную уральскую роспись: художница макала кисточку сначала в белую краску, потом в красную, проводила кистью по подносу, и на чёрном металле заалел лепесток с белым оттенком.
– Жостовская роспись славится объёмом, но объём – это проще, чем двойная уральская роспись! – рассказала мне Лариса Шевченко.
Она пришла на предприятие двадцать лет назад. Тогда, чтобы устроиться на фабрику, мало было иметь художественное образование. Нужно было сдать экзамен. Ларисе Якимовне выдали два подноса. Один надо было сделать «жостовским», второй – «тагильским». Жостовский узор она нарисовала быстро. А вот тагильский не смогла.
– Ни у кого не получалось изобразить уральскую роспись с ходу. Уральской росписи учиться надо!
Кто-то из художников овладевал подобной техникой за полгода, кто-то – за год, кто-то – за три.
– А где же сейчас ваши художники? – спрашиваю, оглядывая помещение, где не было никого, кроме меня, Ларисы Шевченко и главного мастера Лилии Галимовны.
Выяснилось, что художники рисуют в основном дома, потому как в здании ни воды, ни света давно нет.
– Выживаем, как можем, – вздохнула Лариса Шевченко. – Одна завхозом в детском саду работает, другая – уборщицей на фабрике, третья – грузчиком на комбинате. Словом, устроились.
А начались их беды с того, что мастера кисти сами ушли от «Эмальпосуды». Не захотели предприятие на себе тянуть. В 90-е годы посуда стала никому не нужна, а популярность подносов, наоборот, набирала обороты. Советский человек, который раньше только мечтал о подносе, вдруг захотел его приобрести. Коробейники приезжали со всех концов страны, «Метальная лавка» богатела, художники разбегались – открывали свои кооперативы. Они, кстати, моментально разорились, когда к концу 90-х спрос упал. Серое здание «Метальной лавки» продали с молотка. Производство тагильских подносов сократилось с нескольких тысяч в месяц до пятисот штук.
– Жостово повезло больше, – с завистью говорит Лариса Шевченко. – Ещё Ельцин подписал указ о признании Жостовской фабрики национальным достоянием. Сегодня экскурсия для одной группы на Жостовскую фабрику стоит двадцать тысяч рублей. А у нас поднос – двести. Где же справедливость?!
И вот тогда я купила тагильский поднос. Пусть немного, но помогла народному промыслу.
Аделаида Сигида
Нижний Тагил
Фото автора

Особенности росписи

Все началось с пластичного тагильского железа, податливость и качество которого позволяли искать разные сферы его применения. Листопрокатного производства еще не было, металл ковали, но делали это столь искусно, что изделие требовало равнозначного декорирования. Тогда и взялись за дело художники-лакировщики.

Творческий пик промысла – это мода на подносы-картины: в центре изделия художник маслом писал копию картины, которая удачно вписывалась в форму подноса. Картинка могла быть списана с бумажной гравюры, а так как те преимущественно были черно-белыми, о цветовом решении заботился сам художник.

Традиционный тагильский расписной поднос:

  • галантные, мифологические или исторические сцены как изобразительное повествование;
  • рамка, образуемая с помощью тонкого золотого трафаретного орнамента;
  • четкая фиксация уголков формы вазонами с пышными букетами;
  • ритм рисунка – как активное движение и композиционное равновесие работы;
  • четкое следование законам соотношения рисунка, мотива и пространственного фона;
  • нюансировка – работа прописывается до мельчайших деталей;
  • следование правилам сочетания цветов;
  • вариативность фона – цветные, под малахит, с эффектом копчения и т.д.

Сущность классической тагильской композиции – организованность, гармония, структурирование элементов.

Главный отличительный штрих тагильских мастеров – техника двойного мазка. Ее и переняли у основоположников росписи подносов жостовские мастера. Сначала, правда, тагильские умельцы занимались цировкой по цветному фону. Цировка – это старинный технический прием, применяемый в орнаментации иконописных работ. Тогда поверх золота оформляли красочный фон, краски затвердевали, затем мастера тоненькой иголочкой соскребали краску до золота.

Изысканность узоров, получаемых таким способом, фиксировал особый тагильский лак. Он был прочнее всех своих «конкурентов», он был и прозрачнее. Благодаря лаку краскам легче было проявить свою яркость и тонкие переливы. Секрет же лака прост: точнейшая дозировка компонентов, в числе которых льняное и конопляное масло.

История

Украшение металлических подносов – работа, требующая не просто умений, но и теоретических знаний. И хоть многие уверены, что знаменитая роспись жестяных подносов – достояние поселения Жостово, специалисты не забывают, где на самом деле зародился промысел. В Нижнем Тагиле, на Урале более чем два с половиной столетия назад возникло направление народного творчества, отголоски которого не просто звучат в сегодняшней художественной культуре: творческие начинания предков продолжают развиваться и технологически переосмысливаться сегодня.

В самостоятельное ремесло роспись сложилась благодаря стараниям Н.Н. Демидова, которому далось учредить на своих заводах школу. Случилось это уже в 19-ом веке: школа живописи Демидова брала на содержание подростков-мальчиков, которые обучались ремеслу росписи подносов четыре года. Руководил обучением профессиональный художник Албычев. Такой квалифицированный подход позволяет судить о тагильской росписи не как о самобытном народном творчестве: стараниями конкретных людей простое декорирование превратилось в искусство с четкой системой обучения.

До школы Демидова роспись подносов прославляла династия художников Худояровых. В 18-ом веке Вавила и Федор Худояровы настолько усовершенствовали и традиционализировали роспись подносов, что промысел уже не умещался в тагильских пределах. Достиг он знаменитого впоследствии села Жостово Мытищинского уезда: тот случай, когда ученик превзошел мастера, но не обесценил его заслуг.

Революция прошлого столетия словно заставила народное творчество, вышедшее на новый уровень, замереть. Но уже ближе к 60-м годам три артели, выпускающие расписные подносы, поспособствовали созданию Нижнетагильского завода: искусство получило второе дыхание. Нельзя сказать, что сегодня промысел процветает. Техника не утрачена, но интересы мастеров, занимающихся традиционными промыслами, сместились в сторону других направлений. направлении художественного творчества? Подробные ответы – далее.

Материалы

Чтобы попробовать свои силы в постижении нижнетагильской техники, пробной работой может быть расписная доска. На ней вы потренируетесь, а далее можно приступать к работе над настоящим металлическим подносом.

  • чистовая заготовка разделочной доски;
  • черный акрил;
  • масляные краски;
  • льняное масло и растворитель;
  • кисти разной ширины (плоские и круглые, в идеале — колонковые).

Доску следует зачистить наждачкой до гладкости, потом ее следует покрыть гладким акрилом. На его просыхание уйдет немало времени: его вы можете потратить на цветовую проработку эскиза. Когда акрил высох, набрасываете карандашом рисунок. Если вы новичок в росписи, не берите сложных мотивов – тагильская роза, рябина подойдут, сложные и изобилующие деталями рисунки будут трудны в исполнении.

Начинается роспись с композиционного центра. Чаще художники стартуют со светлых тонов, прописывая каждый элемент одним мазком. Благодаря сочетанию темных тонов можно придать объем изображению. Постепенно продвигаетесь вглубь, оформляя каждый элемент. Если рисуете тагильские розы (розаны), сначала работаете над бутоном, потом над листьями. Завершается работа прорисовыванием деталей: усиков, тонких веточек, кончиков листьев, расставлением белых точек.

https://youtube.com/watch?v=92MV7BpvYP0

Работу несколько раз нужно покрыть лаком. Это только азы техники, для опытных художников они элементарны, новичкам же следует начинать с таких поступательных действий (тренируясь на деревянных изделиях).

Если тагильская роспись увлекает вас и своей техникой, и историей, и несправедливым забвением (в какой-то мере это так), обязательно посетите Нижнетагильский музей истории подносного промысла.

Его основали в 1991 году, а находится он в доме, где некогда жили мастера Худояровы. Если и есть место, где можно приникнуть к истокам промысла, то именно здесь: богатая экспозиция, экскурс в жизнь и творчество знаменитых художников, а также знакомство с технологической стороной вопроса будут однозначно полезны любителям искусства росписи.

Нижнетагильские расписные подносы достойны того, чтобы к их истории обратились современные любители и специалисты арт-сообщества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector