Жостовская роспись. как рисовать для детей поэтапно
Содержание:
- Изобразительное искусство
- Жостово. Роспись по металлу
- История возникновения промысла
- Особенности росписи
- Жестовская роспись для детей и взрослых
- Нюансы технологии
- Модели для раскрашивания
- Визитные карточки Жостова
- Элементы и узоры жостовской росписи
- Жостовский поднос
- Азбука кистевых мазков
- Техника выполнения
- Цвета жостовской росписи
- История промысла
- Этапы создания рисунка
Изобразительное искусство
Жостово. Роспись по металлу
Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостова.
На сверкающей лаком черной, синей, красной или палевой поверхности подноса хороши и подмосковные пейзажи, и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, осенние мотивы из ягод и листьев. Сколько подносов, столько и вариантов изображений. А почему? Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная манера письма дает мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской живописи. Но и тут связь с традицией сохраняется.
Присмотрись к росписи подносов. Букеты на них плотные, почти нигде не видны стебли: одни головки цветов да листья. А цветы какие! Здесь красиво сочетаются крупные, средние и мелкие формы. Самые крупные в середине, ближе к краям помельче, а промежутки заполнены листьями и самыми мелкими цветочками.
Н. Гончарова. Поднос «Роспись с углов». 1982 г.
Видишь, какие разные могут быть формы подносов: прямоугольные и овальные, круглые и фигурные, большие и совсем маленькие. Разнообразие форм дает мастеру возможность решать композицию по-своему, но форма подносов во многом определяет эту композицию.
Е. Лапшин. Поднос «Надежда». 1978 г.
Н. Беляева. Поднос «Букет цветов на бирюзовом фоне». 1982 г.
Поднос «Розы». 1980 г.
Прозрачной масляной краской мастер намечает основные пятна композиции — где будут большие цветы, где поменьше, где расположатся крупные листья. Это замалевок. Дальше мастер выполняет тенёжку, т. е. затемняет с одной стороны пятна цвета.
Вот кистью положен мазок, еще мазок от края лепестка к центру. Самые освещенные места выделены бликовкой. Слой за слоем на цветах и листьях создается объем.
И это еще не все. Надо усилить темные места. Много разных оттенков цвета может получиться: серо-голубые, голубовато-лиловые, красноватооранжевые, зеленовато-коричневые.
Тонкие линии-черточки лягут по контуру лепестков и листьев, придавая им большую выразительность. Мелкие изящные травки и завитушки свяжут всю композицию в одно целое. Дальше поднос надо высушить и покрыть лаком.
Этапы росписи жостовского подноса
Но и на этом дело не кончилось! Надо украсить борта подноса тонкой золотой полоской, лапками и кружевами или мелкими цветочками, золотым орнаментом. Это уборка, говорят мастера.
Поднос готов. Его хорошо просушивают и еще несколько раз покрывают бесцветным лаком. А чтобы блестящим был, полируют как зеркало. Правда, красиво?
Детская работа. Черная бумага, гуашь
Задание
Придумай и распиши свой поднос. Для этого возьми большой лист бумаги или картона. Выбери одну из форм подносов (можешь вырезать ее) и не • забудь про бортик.
Подумай, какой фон тебе понадобится: черный, синий, темно-красный, зеленый или белый. Только не спеши! По бумаге и картону сначала пиши букет, а потом фон. Ты будешь работать гуашью, темперой или акварелью с белилами. Без белил у тебя не получится много оттенков цвета, разбелок.
Наметь композицию из крупных, средних и мелких форм. Можешь работать сразу кистью. Вспомни, как работали мастера по подмалевку. Не бойся испортить, потому что гуашью можно по просохшему слою сверху положить другой оттенок.
Пиши свободно сначала крупные формы. Потом помельче и листья. Теперь сделай фон. Объедини всю композицию в одно целое завитушками, тонкими травками.
Вопросы
-
В чем особенности жостовской росписи и в чем ее декоративность?
-
Почему много лет это искусство живет и не угасает?
- В каких изделиях народного декоративного искусства применяются цветочные композиции?
История возникновения промысла
Самобытная жостовская роспись – это ремесло, зародившееся около 200 лет назад. А его исток – подмосковная деревня Жостово, дала фирменное название этому виду росписи. Основоположниками её являются отец и братья Вишняковы. Они сами занимались расписыванием посуды. А также держали мастерские в других деревнях и сёлах (Осташково, Троицкое, Хлебниково). В цехах изготавливали подносы, поддоны, сухарницы, шкатулки, чайницы, портсигары из папье-маше, которые покрывались лаком.
Зарождение творчества
Начало развития данной росписи датируется 1825 годом. Хотя к этому времени Вишняковы уже смогли глубоко внедрить жостовский промысел в русский быт и занимались его расширением. Тогда стали появляться такие мастерские и в соседних сёлах. А производство модернизировалось новыми, уже железными изделиями. Каждый поднос становился полотном для мастера, наносящего на него основной жостовский мотив в виде букета из цветов.
До 1920 года мастерские расширялись. А мастера совершенствовались, привнося в данный народный промысел инновации того периода.
Советское время
Последующие десять лет стали для них проверкой на верность традициям. Это было советское время. И силами ведомственных организаций пытались стандартизировать жостовскую роспись внедрением орнаментов и других композиционных элементов, отвечавших требованиям коммунизма. Преданность своему делу и понимание его сути не позволили внести существенных изменений в традиционный стиль ремесла.
Современность
Этот факт позволил данной росписи вступить на новейший этап своего развития. Он продолжается и в современное время. Постепенно производимые подносы стали использоваться не только, как красивый предмет быта. Художники достигли высокого уровня в своём творческом ремесле. А их произведения выставлялись даже на международных выставках, что позволило этой росписи заработать статус исконно русского искусства.
В нынешний час ремесло претерпело изменения под влиянием достижений современности. И вот, уже в течение почти 60 лет оригинальную домашнюю утварь производит Жостовская фабрика декоративной росписи, располагающаяся в той же местности, у своих истоков. И несмотря на осовременивание процесса изготовления продукции, фабрика сохраняет традиции. Поэтому роспись на подносах выполняется художниками вручную, после чего им присваивается личный номерной знак. Разработано много форм подносов, которые изготавливают специальные технические устройства. Но если живописцу для создания уникального творения нужна определённая заготовка, то он может заказать её ковалю. Благодаря такому творческому подходу, жостовская посуда и в настоящее время может относиться к популярному виду росписи у людей.
Особенности росписи
Жостовская роспись выполняется на подносах. Обычно используют простые жестяные изделия. Такая утварь может быть использована в обиходе по основному назначению или в виде подставки под посуду. Жостовский поднос применяют также в качестве украшения интерьера. Такой предмет гармонично впишется в дизайн, стилизованный под старину.
Классический вариант техники – выполнение рисунка из цветов на черном фоне. Однако в последнее время цветовая гамма старая более разнообразной. Теперь в качестве фона используют темно-синие, серебряные, красные или зеленые тона. Все зависит от фантазии художника и назначения подноса. На заказ мастер может выполнить роспись на любом фоне.
Центр композиции составляет букет. В данном случае принято рисовать цветы маленьких и больших размеров. В этом заключается особенность жостовских подносов. Композицию дополняют стебли, листья и бутоны. Чаще всего жостовские подносы украшают такими цветами:
- розы;
- астры;
- маки;
- георгины.
На подносе рисуют букет этих цветов, который дополняют полевыми цветами. Это могут быть ромашки, незабудки, васильки и другие растения.
Выделяют несколько вариантов расположения букета:
В центре. Это техника называется собранным букетом.
По краям. Такой вариант называют венком. В этом случае центр подноса могут украшать другие рисунки. Обычно выполняют храмы, или другие архитектурные сооружения, а также птицы и животные.
Расписать жостовский поднос может не только мастер, но и любой желающий. Перед такой работой лучше всего сначала освоить технику росписи. Для этого выполняют рисунки на бумаги, о чем будет рассказано далее.
Жестовская роспись для детей и взрослых
Оторвав чадо от компьютера, необходимо тут же предложить ему другую поглощающую деятельность. Раскраска подносов, подогреваемое рассматриванием фотографий готовых изделий, может надолго увлечь и ребёнка, и взрослого любителя рисования.
Сделать поднос в домашних условиях, конечно, трудно. Но освоить технику жостовской росписи и получить наслаждение от творчества доступно каждому. Яркий узор украсит разделочную доску, деревянную посуду, ёлочный шар или пасхальное яйцо. Но начать следует с тренировки — рисования на бумаге.
«Жостовская роспись» раскраска, выпускаемая книжной промышленностью, также может быть использована для обучения дошколят. Контуры здесь уже собраны по законам композиции или представляют отдельные элементы. Но увлекаться ею не стоит: принципы раскраски противоречат свободному духу жостовского узора.
Материалы и подготовка
Тренировать навыки каждого шага работы над росписью придётся долго, поэтому сначала ребёнок может использовать акварель, гуашь и обычные альбомы для рисования. Позже переходят на силуэты подносов, вырезанные из чёрного картона.
Когда основные элементы усвоены, можно приобрести разделочную доску или формы из папье-маше, на которые будет наноситься рисунок. Их покупают в художественных салонах или изготавливают самостоятельно. На фабрике в Жостово, в т. ч. через интернет, можно купить подносы-заготовки для росписи. Менее затратным приобретением станет обычное оцинкованное ведро или таз. Опасение испортить дорогостоящие изделия повысит ответственность начинающего художника перед каждым мазком.
Деревянные и бумажные изделия грунтуют специальными составами, подбирая цвет фона. Металлические предметы обезжиривают, зачищают и покрывают грунтом по металлу (удобно использовать аэрозоли чёрного или красного цветов). Особенно тщательно зачищаются предметы, бывшие в употреблении, так как жостовская роспись требует идеально гладкой поверхности.
Для работы используют масляные краски, их советуют смешивать с глянцевыми лаками, чтобы добиться выразительного изображения. Достаточно купить основные цвета:
- краплак красный;
- кобальт синий;
- кость жжёная;
- охра светлая;
- изумрудная зелень;
- титановые белила.
Для обучения подойдут недорогие наборы, но следует знать, что свойства масляных красок сильно отличаются в зависимости от состава. Для разведения краски понадобится льняное масло или скипидар.
Расположение жостовских цветов на бытовом предмете должно соответствовать форме украшаемого сосуда. На доске или ведре можно изобразить букет, а на бортиках миски или тарелки — бесконечную гирлянду из цветов.
Этапы жостовской росписи
Жостовская живопись — многослойная. Накладывание слоёв краски от тёмного к светлому создают объем и выпуклость рисунка. Разумеется, каждый слой наносится после полной просушки предыдущего.
Сначала следует освоить основные этапы создания изображения:
- Подмалёвок или замалёвок. Появляются красочные пятна, обозначающие форму и расположение крупных и средних фигур. На этом этапе решается задача композиции. Крупные цветы располагаются внизу или в центре, листья — вокруг, а два — три тонких стебелька венчают букет.
- Тенёжка. Художник мысленно видит в красочном контуре цветок и обозначает затенённые места (центр цветка, донышко бутона и т. п.) тёмным тоном основного цвета.
- Бликовка. Основной цвет осветляется белилами, прорисовываются выпуклые места цветков и листьев.
- Чертёжка. На этом этапе подчёркиваются контуры лепестков, рисуются зубчатые края на листьях.
- Привязка. Тонкими и чёткими штрихами прорисовывается травка.
Анализируя готовые изделия, нужно обращать внимание на композицию, основные формы и стараться воспроизвести их в виде цветовых пятен. Делать карандашный набросок не рекомендуется, привязка к линиям только повредит работе воображения
Элементы жостовской росписи
Обучение следует начать с простых, однократных мазков (листок). Соединяя три листка, получают «трилистник». Два зелёных мазка и один красный составляют бутон. Бутон сажают на стебелёк и окружают листиками — получается «веточка».
На следующем занятии осваивают широкие мазки, из которых составляются крупные цветы (розы и георгины), средние (маки, колокольчики, анютины глазки).
Далее переходят к мелкой технике, рисуя тонкие стебельки, мелкие соцветия, пшеничные колосья, завитки.
Нет задачи в точности воспроизвести цветок: изображение растений на жостовском подносе творческое, фантазийное и напоминает натуру только отдалённо.
Нюансы технологии
Сами основы под роспись, собственно подносы, делают металлическими, жестяными, из листового железа. Заготовку делают вручную или с использованием пресс-форм. После придания формы изделие тщательно подготавливают и обрабатывают для дальнейшего декорирования. Прежде всего, будущий поднос грунтуют, затем шлифуют и покрывают лаком. Все это делается для придания ему идеальной ровности и гладкости, необходимой для равномерного нанесения краски.
Сами масляные краски, которыми работают художники, расписывающие жостовские подносы, зачастую разбавляются льняным маслом. А пишут ими узоры кисточками всевозможных форм и размеров, чаще беличьими.
Сама техника разбита на два этапа:
- замалевка — белой плотной краской рисуется основа будущих элементов цветочной композиции;
- и выправка — собственно финальная роспись.
Так делается потому, что фон на жостовских подносах, как правило, темный (черный, реже темно-красный, синий, зеленый). Чтоб цветы получились яркими, мастеру приходится прокладывать светлую основу под них на темное основание подноса.
Жостовские подносы всегда служили показателем хорошего эстетического вкуса своего хозяина, но не так уж и часто служили по прямому предназначению — для переноса посуды: чашек для чаепития, блюд, самовара. Для таких целей использовались подносы попроще, бытовые, а вот декоративным жостовским в доме отводились особенные задачи: на них торжественно и красиво выносили визитки дорогим, знатным гостями, а ещё ими нередко просто украшали стены.
Модели для раскрашивания
Запись на доске: Жостовский букет.
Учитель: Недалеко от Москвы, в очень живописном месте, находится село Жостово. Это село знают все – не только у нас в стране, но и за рубежом. Знаменито оно тем, что никто лучше тех местных умельцев не умеет рисовать цветы на железных подносах. Ремесло появилось в начале XIX века. В это время на Руси был широко распространён заморский напиток – чай. И теперь возник целый ритуал – чаепитие, непременными участниками которого стали подносы.
В Москве, в богатых домах были металлические расписные подносы, но делали их на Урале или в Санкт-Петербурге. Но вот однажды подмосковные мастера перенесли технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше на железо, те же грунты, лаки и масляные краски. В старых книгах нашли запись о том, что в 1925 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл свою мастерскую. Вслед за ними открыли свои мастерские Беляев, Цыганов и другие. Каких только подносов не изготовляли мастера! И большие – «скатерные» и маленькие «закусочные».
И самая разная форма была у этих подносов: овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для треугольных столов! Узоры из букетов цветов на подносах радуют глаз!
Жостово непросто вам Под Москвой деревня. Мастерством умельцы там Славятся издревле. Свежесть утра, жемчуг рос И цветенье лета Выливают на поднос Красками букета. (В. Борисова)
(Далее рассказ ведется с демонстрацией изделий, репродукций с Жостовской росписью)
Черный фон сияет лаком. А на нем цветов краса, Алых, желтых с красным маком- Это просто чудеса. Колокольцы распустились, Незабудки встали в ряд, Засверкали, заискрились Посмотрите все подряд! Алы розы на подносе Вся природа – божий дар, В мире нет таких подносов Они словно вешний сад!
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В букете могут быть полевые цветы и садовые. Это могут быть георгины и розы, ромашки и васильки, лилии, цветы яблони. Цветы на Жостовских подносах размещены не хаотично, а в порядке: крупные в центре, средние, по краям мелкие.
Вопрос: Что изображено на всех представленных подносах?
Ответ: Цветочные букеты.
Вопрос: Как расположены цветы на подносах?
Ответ: В центре –крупные, а по краям более мелкие.
Вопрос: Какая форма у подносов?
Ответ: Круглая, овальная.
Ребята, сегодня вы попробуете нарисовать цветок яблони (пятилистник).
Вопрос: В какое время года цветет яблоня?
Ответ: Весной.
Вопрос: Сколько лепестков у цветка яблони?
Ответ: Пять.
(Далее рассказ сопровождается показом презентации «Жостовская роспись», плакатом с поэтапной росписью) Давайте рассмотрим последовательность выполнения росписи жостовского подноса:
1. Прежде чем художник начнет расписывать заготовку подноса, ее покрывают краской: красной, зеленой, желтой, синей, но чаще всего черной. Этот этап называют «грунтовкой».
2. Следующий этап называют «Замалевок». Это начало будущего узора. Наносим силуэты цветов и листьев.
3. На этапе «Тенежка» — от слова «тень» — наносим полупрозрачными красками цветные тени, и у цветов появляется объем.
4. Затем этап «Прокладка» — самый ответственный этап. Форма букета обретает детали.
5. Этап «Бликовка» — наложение бликов, букет кажется освещённым, бликовка создаёт настроение.
6. «Чертёжка» — заключительный этап над работой с букетом. Тонкой кистью рисуются прожилки на листьях и центр цветов.
7. Далее этап «Привязка» — готовый букет как бы «вписывается» в заготовленный фон подноса. Это при помощи травинок, стебельков.
8. Заключительный этап «Уборка» — бортик подноса украшается растительным узором. Он может быть скромным, а может быть более насыщенным
Учитель: А сейчас мы с вами научимся выполнять этапы росписи жостовского букета так, как это делают народные мастера.
Чтобы цветок получился ровным, можно поворачивать блюдце так, чтобы пятилистник всегда был расположен сердечком вниз.
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои работы на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.
Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Ответ: С жостовской росписью.
Вопрос: Какие элементы жостовской росписи мы умеем расписывать?
Ответ: Пятилистник, листочек.
Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?
Ответ: Она выполняется на металлических подносах.
Визитные карточки Жостова
Жостовские подносы — одна из визитных карточек промысла. Чтобы основной узор выступал из глубины, напоминая нам об обратной перспективе, мастера прописывают вокруг едва различимые мелкие соцветия.
Вторая визитная карточка — это знак на подносе: изображение палитры художника, тюльпана и кисточки. Это давнее, исторически сложившееся клеймо мастерских. Рядом с клеймом или в самом клейме мастер оставляет свой автограф. Такая отметка стала разрешаться лишь после 1970 года, а в старину на изделиях ставили лишь клеймо с подписью владельца фабрики.
Еще одной удивительной визиткой жостовского промысла стали так называемые «копченые» подносы, расписанные примечательным узором, напоминающим растрескавшуюся поверхность. Такой прием росписи называют «под черепаху». А почему копченые? Да потому, что подносы на самом деле коптят на свечном пламени. Это самые раритетные изделия жостовских мастеров. Известно, что два из таких подносов были в коллекции у русского писателя Льва Толстого.
Элементы и узоры жостовской росписи
Изначально при зарождении этой росписи основными мотивами в написании выступали красочные пейзажи, бегущая тройка лошадей и конечно, удивительные цветы.
По мере развития и привлечения новых мастеров со своим авторским взглядом на живопись, в стиль росписи добавились ландшафтные пейзажи с изображением замков и необычных гор. А также сюжетные композиции из жизни народа. Например, поездка на санях с тройкой лошадей, описание чаепития с изображением самовара, краткий момент плетения лаптей и многое другое.
Но главный вид росписи – это, конечно же, букет садовых или полевых цветов. Классическая схема рисунка следующая. В центре произведения помещается большой бутон, а по бокам от него цветы поменьше. Чаще всего в жостовских рисунках можно встретить именно розу, лепестки которой выглядят очень сочно и ярко.
А также рисуют и другие цветы – прекрасные маки, нежные тюльпаны, роскошные георгины, милые ландыши или неповторимые анютины глазки. Для привнесения разнообразия в картину мастер к цветочной композиции может добавить свежие плоды деревьев и мелкие ягоды.
При создании цельной картинки автор сочетает реалистичный вид элементов композиции с некой сказочностью. Это создаёт эффект необычности и пленительной красоты готового изделия. Ныне, благодаря профессионализму мастеров, таким рисунком может быть украшена не только металлическая посуда, но и керамика, стекло и даже кожаные изделия. А тарелка, сервиз или разделочная доска, выполненные в жостовских мотивах, станут отличным подарком или уникальным пополнением коллекции собирателя предметов антиквариата.
Жостовский поднос
Любителям сочетать старое и новое должны приглянуться эти кованые изделия – в них столько убедительности, стиля и узнаваемых подсознательно черт, что сразу становится ясно, этот предмет должен быть на виду.
История
Знаменитому промыслу скоро исполнится 200 лет. В 1825 году в заведении братьев Вишняковых появились лакированные металлические подносы. Предварили их появление популярные в то время предметы из папье-маше, что после лакировки выглядели нарядно и более солидно. Подносы же стали полноправно одним из флагманов национальной русской культуры – аналогов жостовскому подносу в мире нет.
Жостовская фабрика декоративной росписи
Очень сложно промыслу было невредимым пробраться через лихолетие первой половины 20 века. В 20-30-е годы соцреализм, навязанный линией партии, едва не стал причиной гибели направления. Дело отстояли ведущие художники артели, которые понимали губительность нововведений. А занимались с ними представители элиты живописи – Петр Кончаловский, Борис Ланге, Павел Спасский.
Даже во время войны мастера не оставляли кисть: они рисовали на банках из-под тушенки, украшали даже переплавленные детские ведерки
С 60-х годов к жостовской продукции было вновь обращено широкое внимание. Вся роспись, и тогда и сейчас, только вручную
Каждый поднос является произведением конкретного автора.
Мотивы и узоры
Главным мотивом росписи стал цветочный букет. Форма цветов живая, реалистичная. Изображениям присуща декоративная обобщенность. Здесь можно угадать знакомые черты народной кистевой росписи на прялках, сундуках, туесках. По старым технологиям декоративных цветочных композиций (букет, гирлянда, венок) жостовские мастера творили свои изображения.
Краски на металле яркие, сочные. Традиционным стал черный фон, но и красные и синие, зеленые подносы с ажуром флористического орнамента прославили промысел. Художественная роспись по металлу балансирует: на фоне неизменных традиционных форм, цветов и композиций появляются и новые, в нежных кофейных оттенках, с одним крупным цветком как центром композиции. Возникновение этих новых ответвлений продлевает жизнь промысла, не лишая его, тем не менее, узнаваемого лица.
Особенность исполнения
Состав лака, которым покрывают подносы, до сих пор засекречен. Его база известна: это копал, особая смола, которую везут из Африки и Азии. Но большей информации у обывателя нет. Известно только, что именно лак помогает подносу долгие годы оставаться в первозданном виде.
Еще одна особенность жостовской лаковой росписи по металлу – объем, внесенный в само изображение. По краям мастер рисует мелкие цветы, на темном фоне они едва различимы. Но именно благодаря им главный узор выступает из таинственной цветовой глубины.
А еще есть у жостовских мастеров и такой предмет для гордости как «копченый» поднос. Этот узор еще называют «под черепаху», «под червячка». Металлические подносы коптят свечным пламенем. Удивительной красоты рисунок получается!
Познавательное видео о жостовских узорах.
Этапы создания
Исторически подносы изготавливались способом ручной ковки, сегодня же часть форм на фабрике производится механизировано. После ковки заготовку обезжиривают, шпатлюют и шлифуют. Поднос становится ровным.
Роспись имеет многослойную структуру:
- замалевка – автор раскидывает цветовые пятна;
- тенежка – следует после сушки, мастер наносит лессировочной краской темные участки объектов;
- чертежка – прочерчиваются светлые контуры лепестков, листочков, бутонов;
- привязка – на этом этапе пустоты заполняются легкой ажурной травкой, после этого работа передается мастеру-орнаменталисту.
Каждый кованый поднос имеет свой номер, а качество его подтверждается сертификатом. Продаются изделия в крафтовой упаковке.
Современное развитие
Жостовская фабрика активно и очень успешно вступает в коллаборации с известными дизайнерами и декораторами. Например, в 2019 году дизайнер Юлия Герасимова создала вместе с фабрикой коллекцию, основной мыслью которой стал новый русский стиль. Вдохновляли Юлию цветы из собственного сада, а знаменитые жостовские подносы стали богаче, благодаря новому художественному взгляду современных творцов. Такие подносы, к слову, замечательно смотрятся на стене.
В деревне Жостово работает музей промысла, здесь проводятся мастер-классы, можно познакомиться с художниками. Это значит, приобщиться с художественной традиции, известной всему миру, фактически может каждый. Такая открытость и активное общение представителей фабрики с потенциальным покупателем, ценителем русского искусства, однозначно идет на пользу и самому промыслу, и фабрике, и культуре страны в целом.
Азбука кистевых мазков
Первое, что необходимо выучить, – это мазки, из которых и складывается жостовская роспись. Они бывают разными, поэтому каждый из них требует своего объяснения выполнения.
- Плоский мазок – начинается с проведения всем ворсом, который со средины резко поднимается вверх. Лучше для него использовать кисть под № 6. Необходимо поупражняться проводить плоский мазок в разные стороны. Если соединить несколько таких элементов, то получится «коронка», которая используется для изображения цветка.
- Мазок «Капелька» – кисть ставится вертикально, нажимается до средины и ведется вниз, рисуем второй мазок, располагая его рядом. В результате получается сердечко, которое используется также как лепестки цветов.
- Мазок «Капелька» по своей технике очень похож с техникой исполнения плоского мазка, но к концу его закрученная часть поворачивается влево или вправо.
- «Зигзаг» активно используется, если нужно обрамить поднос или картину. Начинается изображение с кончика кисти, и по мере хода она опускается до средины, и потом идет в обратном порядке к кончику. Используя соединение двух «зигзагов» вместе, получается «стебелек».
Одним мазком можно изобразить сразу два цвета. Для этого кисть макается в разные краски, а излишек убирается с помощью ткани. Таким образом, с детьми практикуются все вышеперечисленные мазки.
Потренируйтесь в изображении всех элементов и сочетания их в бутоны, цветы, листья.
Техника выполнения
Традиционная роспись предполагает использование исключительно черного полотна. Для промысла использовали подносы из металла и дерева различной формы: от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных.
Рассмотрим весь процесс поэтапно:
Грунтовка
На этапе первичной грунтовки изделия обрабатывают специальным шпаклевочным материалом, шлифуют. Именно сейчас мастер и подбирает фон для базы, который потом невозможно будет изменить.
Замаленок
Это основа орнамента. При помощи разбавленной краски мастер формирует силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на рисунке. На данном этапе почти полностью отсутствует импровизационная составляющая, а базу под будущий орнамент задают строго по заранее продуманной схеме.
Тенежка
Тенежка позволяет придать полупрозрачной композиции большую реалистичность. Появляются отчётливые тени, «блики» света и полутона. Цветы становятся объемными, листики и стебельки выглядят более натурально.
Прокладка
Это самый ответственный этап. Слой прокладки позволяет придать букету предельную степень реалистичности, которая и выделяет жостовскую живопись среди остальных художественных промыслов. Задача художника заключается в «уточнении» деталей, высветлении отдельных участков. Мастер задает тон контраста или же «выравнивает» композиции за счет гармоничных переходов.
Бликовка
Свет и объем выстраиваются путем наложения бликов. Букет, как будто попадает под лучи солнца, начинает светиться и блистать. Теперь у композиции появляется особый колорит и настроение.
Чертежка
Это очень интересный этап. Задача мастера заключается в том, что при помощи тонкой кисточки и минимального количества каждый элемент картины прорисовывают, добавляя ему реалистичности. На ягодках появляются семена, в чашках цветов возникают пестики и тычинки, листья, травка и стебли становятся объемными и правдоподобными за счет кружевных дополнений и других сложных акцентов.
(Основные этапы росписи на наглядном рисунке)
И затем…
Привязка
На данном этапе сложную композицию необходимо «вживить» в фон. Для этого мастер использует тонкие стебли «травинки», усики, витиеватые элементы, которые придают еще больше объема полотну и делают всю композицию цельной и завершенной.
Чтобы изделие выглядело законченным, а стиль полностью соответствовал общепринятым канонам, мастера прибегают к «уборке». Это украшение борта подноса различными геометрическими линиями, растительными узорами, цветочными венками. Окантовка может быть и очень скромной, лишь слегка подчеркивая рамки, и весьма богатой, не уступая по своему великолепию центральным фигурам композиции.
Цвета жостовской росписи
Если посмотреть на произведения жостовских мастеров, то становится ясно, что в своём искусстве они не ограничены в выборе подходящего оттенка из всей цветовой гаммы. Помимо чёрного, в окрашивании фона изделия со временем стали использовать и другой цвет – красный, зелёный, синий, серебристый. Такие решения позволили ещё больше разнообразить художественный ассортимент росписи «жостово». Особенно после добавления в него и спокойных пастельных тонов.
В настоящее время популярным фоновым оттенком стал цвет «слоновой кости», придающий нарисованной на нём композиции более мягкий и уютный характер.
Для изображения рисунка мастера пользуются любыми цветами, что позволяет сделать каждый рисунок неповторимым.
В результате украшающие подносы жостовские картинки становятся чарующе яркими и привлекающими внимание даже далёкого от этого искусства человека
История промысла
Промысел возник в средине XVIII века на Урале, где было сконцентрировано наибольшее количество металлургических заводов. В XIX веке подносы стали активно изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове и Новосельцеве. В скором времени местный промысел приобрел просто колоссальную популярность.
Начиная с 1920 года, в разных городках начали формироваться довольно мощные трудовые артели. Однако, спустя десять лет народные промыслы пытались вытеснить советские идеи, предполагающие утверждение реализма.
Только в 1960 гг. художественная роспись вновь обрела внушительный авторитет. Ведущие мастера создавали не просто яркие и самобытные композиции, но и подкупали особым колоритом и неподдельной эксклюзивностью.
Этапы создания рисунка
Этапы создания жостовского подноса:
- Замалевка. Выбирают тему композиции и создают наброски букета.
- Тенежка. Набрасывают тени, цветам придают объем.
- Прокладка. Тщательно выписываются все элементы композиции.
- Бликовка. На всех деталях выписывают блики. Создается эффект освещенности букета. Благодаря этому цветы приобретают объем.
- Чертежка. Для выполнения этого этапа используют кисть. Благодаря такой росписи цветы становится похожими на живые. Мастер делает прожилки на листиках, вырисовывает семена и другие детали растений.
- Привязка. С помощью стеблей и листиков собирают букет в единую композицию.
- Уборка краев. Это завершающий этап оформления подноса. Борта изделия украшают различными орнаментами.
Эта сложная техника росписи, которую используют только профессионалы. Для начинающих лучше всего сначала освоить простые картинки, выполненные на листах бумаги.