Жостовская роспись: русское декоративно-прикладное творчество
Содержание:
Жостовский поднос
Любителям сочетать старое и новое должны приглянуться эти кованые изделия – в них столько убедительности, стиля и узнаваемых подсознательно черт, что сразу становится ясно, этот предмет должен быть на виду.
История
Знаменитому промыслу скоро исполнится 200 лет. В 1825 году в заведении братьев Вишняковых появились лакированные металлические подносы. Предварили их появление популярные в то время предметы из папье-маше, что после лакировки выглядели нарядно и более солидно. Подносы же стали полноправно одним из флагманов национальной русской культуры – аналогов жостовскому подносу в мире нет.
Жостовская фабрика декоративной росписи
Очень сложно промыслу было невредимым пробраться через лихолетие первой половины 20 века. В 20-30-е годы соцреализм, навязанный линией партии, едва не стал причиной гибели направления. Дело отстояли ведущие художники артели, которые понимали губительность нововведений. А занимались с ними представители элиты живописи – Петр Кончаловский, Борис Ланге, Павел Спасский.
Даже во время войны мастера не оставляли кисть: они рисовали на банках из-под тушенки, украшали даже переплавленные детские ведерки
С 60-х годов к жостовской продукции было вновь обращено широкое внимание. Вся роспись, и тогда и сейчас, только вручную
Каждый поднос является произведением конкретного автора.
Мотивы и узоры
Главным мотивом росписи стал цветочный букет. Форма цветов живая, реалистичная. Изображениям присуща декоративная обобщенность. Здесь можно угадать знакомые черты народной кистевой росписи на прялках, сундуках, туесках. По старым технологиям декоративных цветочных композиций (букет, гирлянда, венок) жостовские мастера творили свои изображения.
Краски на металле яркие, сочные. Традиционным стал черный фон, но и красные и синие, зеленые подносы с ажуром флористического орнамента прославили промысел. Художественная роспись по металлу балансирует: на фоне неизменных традиционных форм, цветов и композиций появляются и новые, в нежных кофейных оттенках, с одним крупным цветком как центром композиции. Возникновение этих новых ответвлений продлевает жизнь промысла, не лишая его, тем не менее, узнаваемого лица.
Особенность исполнения
Состав лака, которым покрывают подносы, до сих пор засекречен. Его база известна: это копал, особая смола, которую везут из Африки и Азии. Но большей информации у обывателя нет. Известно только, что именно лак помогает подносу долгие годы оставаться в первозданном виде.
Еще одна особенность жостовской лаковой росписи по металлу – объем, внесенный в само изображение. По краям мастер рисует мелкие цветы, на темном фоне они едва различимы. Но именно благодаря им главный узор выступает из таинственной цветовой глубины.
А еще есть у жостовских мастеров и такой предмет для гордости как «копченый» поднос. Этот узор еще называют «под черепаху», «под червячка». Металлические подносы коптят свечным пламенем. Удивительной красоты рисунок получается!
Познавательное видео о жостовских узорах.
Этапы создания
Исторически подносы изготавливались способом ручной ковки, сегодня же часть форм на фабрике производится механизировано. После ковки заготовку обезжиривают, шпатлюют и шлифуют. Поднос становится ровным.
Роспись имеет многослойную структуру:
- замалевка – автор раскидывает цветовые пятна;
- тенежка – следует после сушки, мастер наносит лессировочной краской темные участки объектов;
- чертежка – прочерчиваются светлые контуры лепестков, листочков, бутонов;
- привязка – на этом этапе пустоты заполняются легкой ажурной травкой, после этого работа передается мастеру-орнаменталисту.
Каждый кованый поднос имеет свой номер, а качество его подтверждается сертификатом. Продаются изделия в крафтовой упаковке.
Современное развитие
Жостовская фабрика активно и очень успешно вступает в коллаборации с известными дизайнерами и декораторами. Например, в 2019 году дизайнер Юлия Герасимова создала вместе с фабрикой коллекцию, основной мыслью которой стал новый русский стиль. Вдохновляли Юлию цветы из собственного сада, а знаменитые жостовские подносы стали богаче, благодаря новому художественному взгляду современных творцов. Такие подносы, к слову, замечательно смотрятся на стене.
В деревне Жостово работает музей промысла, здесь проводятся мастер-классы, можно познакомиться с художниками. Это значит, приобщиться с художественной традиции, известной всему миру, фактически может каждый. Такая открытость и активное общение представителей фабрики с потенциальным покупателем, ценителем русского искусства, однозначно идет на пользу и самому промыслу, и фабрике, и культуре страны в целом.
Визитные карточки Жостова
Жостовские подносы — одна из визитных карточек промысла. Чтобы основной узор выступал из глубины, напоминая нам об обратной перспективе, мастера прописывают вокруг едва различимые мелкие соцветия.
Вторая визитная карточка — это знак на подносе: изображение палитры художника, тюльпана и кисточки. Это давнее, исторически сложившееся клеймо мастерских. Рядом с клеймом или в самом клейме мастер оставляет свой автограф. Такая отметка стала разрешаться лишь после 1970 года, а в старину на изделиях ставили лишь клеймо с подписью владельца фабрики.
Еще одной удивительной визиткой жостовского промысла стали так называемые «копченые» подносы, расписанные примечательным узором, напоминающим растрескавшуюся поверхность. Такой прием росписи называют «под черепаху». А почему копченые? Да потому, что подносы на самом деле коптят на свечном пламени. Это самые раритетные изделия жостовских мастеров. Известно, что два из таких подносов были в коллекции у русского писателя Льва Толстого.
Нюансы технологии
Сами основы под роспись, собственно подносы, делают металлическими, жестяными, из листового железа. Заготовку делают вручную или с использованием пресс-форм. После придания формы изделие тщательно подготавливают и обрабатывают для дальнейшего декорирования. Прежде всего, будущий поднос грунтуют, затем шлифуют и покрывают лаком. Все это делается для придания ему идеальной ровности и гладкости, необходимой для равномерного нанесения краски.
Сами масляные краски, которыми работают художники, расписывающие жостовские подносы, зачастую разбавляются льняным маслом. А пишут ими узоры кисточками всевозможных форм и размеров, чаще беличьими.
Сама техника разбита на два этапа:
- замалевка — белой плотной краской рисуется основа будущих элементов цветочной композиции;
- и выправка — собственно финальная роспись.
Так делается потому, что фон на жостовских подносах, как правило, темный (черный, реже темно-красный, синий, зеленый). Чтоб цветы получились яркими, мастеру приходится прокладывать светлую основу под них на темное основание подноса.
Жостовские подносы всегда служили показателем хорошего эстетического вкуса своего хозяина, но не так уж и часто служили по прямому предназначению — для переноса посуды: чашек для чаепития, блюд, самовара. Для таких целей использовались подносы попроще, бытовые, а вот декоративным жостовским в доме отводились особенные задачи: на них торжественно и красиво выносили визитки дорогим, знатным гостями, а ещё ими нередко просто украшали стены.
Художественная роспись
Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, но разбавляют их льняным маслом и скипидаром. Для работы используются беличьи кисточки. Роспись выполняется в два этапа: сначала делается замалёвка, а затем – выправка.
Замалёвка
Замалёвка – важный этап росписи. Это начальный этап, поэтому от него зависит, как дальше пойдёт работа
Важно знать, что не существует какого-то предварительного рисунка, художник импровизирует во время работы, поэтому замалёвка так важна – мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется плотными, несколько разбеленными красками, одновременно на нескольких подносах
Во время работы художник вращает поднос на коленях, подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом он следит за выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса.
И вот замалёвок готов. Дальше поднос в течение 12 часов сушится в сушильных шкафах при определённой температуре.
Выправка
Выправка состоит из нескольких операций, которые следуют одна за другой: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Тенежка
Когда замалёвок просох, на нём лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием необходим для создания впечатления погружения букета в глубину фона, а также для выявления теневых мест растений.
Прокладка
Прокладка является наиболее ответственным этапом живописи, это плотное корпусное письмо яркими красками. Формы букетов обретают «живой» вид, их формы уточняются, высветляются, возникает контрастный или гармоничный колорит композиции.
Бликовка
Бликовка – нанесение белильных мазков (или слегка подцвеченных) для уточнения всех объемов. При этом формы получают своё завершение.
Чертёжка
Чертежка размещает детали, быстро и легко очерчивает лепестки и листья, прожилки и семенца в чашечках цветов, выразительно подчеркивая по контрасту их сочную живопись.
Привязка
Завершает письмо привязка – тонкие травка и усики, которые объединяют всё изображение в букете и связывают его с фоном.
Но каждый мастер использует эти приёмы по-своему, творчески. Например, бликовка может мягко объединяться с прокладкой, а может выделяться на ней и т.д. В результате бывают сходные мотивы и образы, но никогда нет одинаковых – это ручная работа, существующая в единственном экземпляре. Каждый жостовский поднос имеет авторскую подпись.
Борт подносов обычно украшают легким ажурным растительным орнаментом.
После того как поднос расписан, на изделие с живописью наносятся 2-3 слоя лака. После нанесения каждого слоя производится промежуточная сушка в сушильных шкафах при определенной температуре в течение 2 часов, затем слой прочищается, наносится новый слой и сушится.
Мастер-класс росписи подноса
Любой мастер-класс, отвечающий на вопрос, как рисовать поэтапно жостовскую роспись, показывает многослойность выполняемой работы. От одного этапа мастер плавно переходит к другому, и алгоритм этих переходов позволяет создать изображение, которое будто светится изнутри.
Жостовская роспись – как рисовать поднос поэтапно:
Замалевка. Так называется первый слой будущего изображения. Обычно художник приступает к нему в конце рабочего дня. Разбеленной краской мастер раскидывает по цветной поверхности пятна цветов, бутонов и листьев. Из этих пятен постепенно намечается композиционное решение. Каждое пятно должно быть на своем месте – вписываться в форму подноса и, конечно, роднится с замыслом автора.
Тенежка. На этом этапе начинается работа с прозрачной лессировочной краской. Она нужна для прорисовки темных частей листьев и цветов. Изображение обретает точность и глубину.
Прокладка. Далее мастер берет уже плотную и непрозрачную краску, которой он выделяет светлые места. На этом этапе местами начинают появляться детали, формы цветов, бутонов, листочков и лепестков. Во время такой прорисовки начинаешь понимать, почему букет создаст впечатление светящегося изнутри изображения.
Бликовка. Она наиболее полно показывает почерк мастера. У одного художника она будет широкой и мягкой, у другого – мелкой и дробной. Бликовку можно сравнить с музыкальным ритмом. У кого-то в букете ощутим медленный, неспешный распев, где-то же заметной становится зажигательная пляска. Музыкальность подносов – это отличительная черта росписи.
Чертежка. На данном этапе художник прочерчивает светлые контуры цветочных краев, бутонов, листьев, лепестков. Например, есть у мастеров такое понятие «сделать семенца» — то есть прописать тычинки и пестики.
Привязка. Так называют легкую, плетущую особый ажур травку, заполняющую пустоты между компонентами росписи. Она является связующим звеном всю композицию. И это тоже авторская интерпретация рисования: кто-то делает привязку обильной, тщательно прорабатывает этот этап, даже делает на нем акцент
Другой же мастер не любит приковывать внимание к привязке, оставляет ее минимальной. Есть художники, которые следят за яркостью привязки, а есть те, кто вписывает ее в фон, делает очень деликатной.
На этом этапе роспись завершается. Художник отдает работу орнаменталисту, который поставит финальную точку в оформлении подноса. Если не включать в работу хотя бы один этап, традиционность жостовского изображения будет нарушена.
О том, где появился жестовский поднос и как развивался промысел, читайте в нашей статье: «История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса».
В детских работах некоторые этапы могут исключаться или имитироваться, процесс заметно упрощается. Но если вы хотите всерьез научиться жостовской росписи, рисовать эти светящиеся розы и ажурные стебельки, великолепные букеты, по-своему мелодичные и даже музыкально выразительные, придется оттренировать каждый этап.
Точных мазков и художественного наслаждения!
Изготовление подноса
Знаменитые подносы делают из листового железа, ковка проводится на механических прессах. Такие возможности связаны с современным этапом изготовления подносов. Прессы могут придать изделиям любую форму.
Популярные формы изготовления: круглая, овальная, гитарная, восьмиугольная, прямоугольная (сибирская), крылатая и комбинированная.
Как делают кованые подносы:
мастер выравнивает край молотком.
Затем художники приступают к росписи. Сюжет ее всегда будет эксклюзивным. Каждый фабричный кованый поднос имеет специальный номер, и качество изделия будет обязательно подтверждено сертификатом.
Если поднос делают с помощью штампа и пресс-форм, то в арсенале мастера 32 формы (начиная с А1, и далее по возрастанию). Подносы стандартной формы тоже расписываются вручную. Листы металла сначала кроят на нужного размера заготовки, потом идет вырубка и вытягивание изделия на электропрессе, и далее осуществляется закатка краев.
Заготовку подноса готовят по роспись
Далее идет не менее сложный этап – подготовка под роспись. И сегодня делают знаменитые жостовские подносы по устоявшемуся алгоритму: отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черновой эмали в несколько слоев (каждый слой следует просушить). И только после последующей зачистки начинается сама роспись.
К сожалению, случаи подделки жостовского подноса – не редкость. Подлинник всегда будет увесистым и не прогнется, если поставить на него тяжелую посуду. А еще настоящие подносы зеркальны, в них спокойно можно увидеть собственное отражение. Кривые линии и нечеткая прорисовка на подлинниках также невозможна.
Особенности процесса окрашивания
Жостовская фабрика декоративной росписи, помимо подносов со стандартным черным фоном, производит предметы, на которых создают красные, синие, салатовые и голубые фоны. Для их изготовления на поверхность изделия наносят маленький слой светлого лака. Пока он сохнет, его присыпают специальным порошком.
После высыхания фона, его окрашивают лессировочными веществами выбранного оттенка или цвета, благодаря этому, может получиться красивый и яркий, но и одновременно мерцающий, как бы прозрачный, фон. Работа по цветному фону будет требовать изменения как колористических особенностей, так и технических методов. Таким образом, блики лишь немного обозначают, а тени слегка прорисовывают. Вот и весь несложный процесс, который со временем сможет повторить и начинающий.
Поэтапная техника росписи
Жостовские художники выполняли технику определенными беличьими кистями и специальными красками, которые разводят скипидаром или льняным маслом. Каждый творец всегда работает над несколькими изделиями. Для выполнения орнамента берется белая краска с лаком (гульфарба), присыпаемая специальным порошком, или так называемое твореное золото — растворенный в скипидаре или прозрачном лаке порошок золотого цвета. Такая роспись производится в два этапа:
- Замалевка.
- Выправка.
На следующем этапе художник переходит к выправке и дорисовывает светлые места, накладывает разноцветные тени и вырисовывает блики, которые придают объем изделию. Тычинки цветов и прожилки листьев выполняются тонкими линиями. Большие детали жостовской росписи, такие как объемные цветы, связывают с наиболее тонкими стеблями, травинками и другими элементами композиции. Самым последним выполняется орнамент на борта.
Основные мотивы изображений
В основном мастера выполняют обычные цветочные композиции в форме жостовских букетов, в которых быстро чередуются крупные садовые и более маленькие полевые цветы. Как правило, основание композиции составляют пару больших цветов, таких как роза, астра, георгин или тюльпан, окруженные россыпью маленьких цветков и бутонов и связанных между собой небольшими стебельками, ветками и листиками. Помимо больших садовых цветов, многие мастера выводят на первый план композиции простые фиалки, ландыши, или ромашки.
Ну и в конце, можно выделить то, что многие дети любят такое творчество, поэтому в интернете есть много интересных идей. К примеру, мастер-класс по жостовской росписи с поэтапным рисованием для детей поможет обучить малыша чему-то новому и интересному. Поэтапные работы для дошкольников являются легкими и выполняются под наблюдением мастера, поэтому не стоит опасаться, что у ребенка не получится.
Originally posted 2018-04-18 12:55:49.
История ремесла
Еще в середине 18 века на Урале местные умельцы начали делать металлические подносы. Через много десятков лет направление начало развиваться и в Подмосковье. В 1825 году в селе Жостово открылась мастерская, владельцами которой были братья Вишняковы, откупившиеся на волю крестьяне. Именно их стараниями жостовский промысел стал развиваться, крепнуть и, как выяснится далее, становится одним из главных символов русского народного творчества.
Возникновение
Промысел начал развиваться в Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Подмосковья. В творческом направлении ярко проявили себя деревни Осташково, Хлебниково, Троицкое. Братья Вишняковы открыли заведение в 1825-ом, сначала там изготавливали изделия из папье-маше, но довольно быстро переключились и на металлическую продукцию. Здесь, в мастерской, родилось самобытное искусство декоративной живописи.
И хоть часто скептики ставят под сомнение эксклюзивность продукции, апеллируя к тому, что металлическими подносами занимались уральцы, а узоры тоже имеют заимствование (лукутинская миниатюра, набивные ивановские ситцы), история промысла жостовских подносов говорит о получении принципиально нового продукта творчества.
Да, жостовские мастера переняли опыт художников из Нижнего Тагила и Петербурга, но они не просто заимствовали стиль и приемы коллег, а создали свой стиль, узнаваемый и совершенный.
Жостовская роспись в XX веке
В 1922 году в Новосельцево, которое находится в Мытищинском районе, возникла «Новосельцевская трудовая артель». Она продолжила дело промысла – выпускала лакированные металлические подносы. Через 2 года в Жостово возникли две артели – «Спецкустарь» и «Жостовская трудовая». А еще через год здесь появилась и артель «Лакировщик», и предприятие «Свой труд» в Троицке. В 1928 году все артели слились в одно предприятие, которое трудилось над созданием расписных подносов.
Мастерицы жостовской росписи. 20-е гг. прошлого века.
Сказать, что приход советской власти не повлиял на развитие ремесла, будет неправдой. Новые реалии требовали новой же эстетики. Профессиональные художники должны быть совместить народные орнаменты и соцреализм, натурализм. Но жостовские подносы история все же пощадила – мастера отстояли каноничный, традиционный промысел, чем не дали ему пропасть.
Новый виток развития направления пришелся на 60-е годы прошлого века. Интерес к народному творчеству возрос, и образцы промыслов стали попадать на крупные специализированные выставки. У русского самобытного искусства появилось много заграничных поклонников. С 1960 год ведет отчет история Жостовской фабрики декоративной живописи. В 70-е годы (спустя сто лет после того, как сформировался стиль промысла), его ожидал новый расцвет.
Мастера тех лет стали уделять много внимания росписи по потали, металлическим порошкам, а также перламутровой инкрустации. Изменилась и композиция букета. Фабрика получила множество почетных наград, и не собиралась сбавлять обороты. Но наступили 90-е, а с ними и банкротство предприятия. К счастью, фабрику выкупило частное лицо, и не стало перепрофилировать производство. Благодаря этому предприятие существует и сегодня. Предлагаем вам посетить интересную видео-экскурсию, посвященную развитию жостовской росписи.
Развитие в наши дни
Жостовская фабрика активно работает и развивается в контексте времени: у нее широкий ассортимент продукции, который предполагает не только подносы. В каталоге товаров и посуда, и предметы для декоративного оформления интерьера, и подарочные наборы, а также блокноты, фоторамки, уличные фонарики, свечи… Производит предприятие и корпоративные подарки, очень высокого качества и роскошного вида. Ко всем товарам прилагается сертификат.
Не обошли стороной жостовские мотивы и современных дизайнеров, которые готовы их изображать даже на стенах
Новое слово в работе фабрики – мастер-классы и экскурсии. Их особенности в том, что экскурсант может быть и наблюдателем, и прямым участником творческого процесса. Инициировала фабрика и открытие школы-студии Жостово. Мастер-классы, курсы и занятия позволяют всем желающим постигнуть секреты мастерства предков, научиться уникальному живописному направлению.
Также рекомендуем почитать: Жостовская роспись: основные мотивы и элементы, особенности исполнения узоров
Как создается жостовский кованый поднос?
Издревле так сложилось, что производство продукции из металла ведется вручную. Иными словами, для создания подносов мастера используют холодную выколотку. Коваль в соответствии с полученной формой ножницами по металлу вырезает заготовку для будущего изделия.
Специальными молоточками он выколачивает бортики, выравнивает поле подноса. На станке проводится подгибанием краев. За двести лет существования промысла накопилось более ста пятидесяти форм. От миниатюрных до огромных («скатерных»).
Каждая заготовка создана по конкретным пропорциям. Ветреная мода оказывает влияние не только на fashion-индустрию. Изготовители подносов также стараются подстроиться под нее. Поэтому изделие может быть мелким или глубоким, крылья – широкими или узкими.
В наши дни создание металлической продукции автоматизировано. Вначале из листа железа вырезают заготовку необходимого размера, потом прессом придают требуемую форму (квадрат, круг, овал). Подобным способом создают тридцать две разновидности подносов. Остальные изделия по-прежнему изготавливают вручную.
После ковки заготовку обезжиривают, покрывают шпаклевкой и шлифуют. Этого требуется, чтобы добиться максимально ровной поверхности. Обязательный шаг – нанесение грунтовки. Затем форму покрывают двумя слоями эмали. Каждое покрытие тщательно просушивают.
Черный лак и роспись пришли в нашу страну более четырехсот лет назад. Русские умельцы приспособили сложную восточную технологию к доступным материалам и добились качественного производства.
Неважно, какой формы поднос расписывают мастера, работа ведется в той последовательности, по которой трудились еще их прадеды. Для росписи используют масляную краску и беличьи кисти
Красящее вещество разводят льняным маслом, рабочий инструмент промывают в скипидаре. Кисточки используют разнообразные, от тонких до крупных. Каждый мастер обладает собственным набором.